В поисках Сулико

Елена Андреевна Рындина
         
12.10. 24.10.2017.
       В детстве мама принесла мне «гармошку». До сих пор не могу запомнить и оценить многообразие ряда этих, любимых народом нашим, инструментов (аккордеон и далее «по списку»). Хотя искренне наслаждалась (и наслаждаюсь) звучащими «под них» мелодиями: «Словно замерло всё до рассвета...»
       Собственно, это и была первая и последняя песня, разученная мною по самоучителю. В музыкальную школу меня не приняли по причине отсутствия дома инструмента (правда - пианино, именно его я собиралась осваивать; с подачи мамы, естественно). Не помню, чтобы сама сильно огорчилась «провалом»...
       Но мамино самолюбие, вероятно, пострадало. Ещё больше из-за того, что сосед Вовка - одноклассник мой поступил-таки в эту «музыкалку» по классу баяна (инструмент ему купили заранее - могли себе позволить; семья-то, в отличие от нашей, «полная» была - двух детей «кормили» двое взрослых). А нас с сестрой мама «поднимала» в гордом одиночестве. Но в соревнования по типу «и мы могём» она включалась регулярно. Естественно, нам - её дочерям приходилось соответствовать. Старшая сестра моя особенно старалась: активистка, отличница... Но вот на музыкальную стезю её, по-моему, не подталкивали. Хотя в школе она, конечно, пела. Меня-то всегда для «помещения» в хор отлавливали в коридоре или раздевалке. Потом «махнули рукой».
       И вот теперь с начала учебного года приходилось слушать неуверенно воспроизводимые инструментом ноты и душещипающий писк Вовки: «Где же ты моя Су-ли-ко-о-о?»
И пока он «бродил и страдал», разыскивая нерусскую девушку, я, вынужденная на эмоциональном уровне вместе с ним «скитаться» по гористой местности, уставала. И ненавидела «певца» ужасно! Ежедневные «поиски» изматывали невероятно, но, не думаю, чтобы делилась своими переживаниями с мамой. Возможно, поэтому она и  не оставляла мысли перещеголять соседей в этом «музыкальном конкурсе». А мы, дети, наверное, каждый по-разному, но невзлюбили «музыкальную стезю»: сосед не закончил музыкальную школу и, повзрослев, никогда не удивлял сотрапезников «после третьей» исполнением любимых застольных песен.  Думаю, и искомая девушка сбежала бы ещё дальше, если бы ей «светила» перспектива регулярно внимать Вовкиному «творчеству». Вот язва! Это я о себе. Ведь он (капитан запаса Владимир о.ф. ...) умер в феврале прошлого года в том возрасте, который мне «стукнул» слегка позднее. Но...
       Бывает же такое состояние полудрёмы, когда ты, вроде, спишь и абсолютно не имеешь намерения покидать «ложе». И в эту «негу» врывается какой-то настойчивый посторонний звук, не позволяющий сосредоточиться на «приятном». Не будильник!  Это было бы противно, но ожидаемо. Нет!
       Я слышала последнее «о-о-о!» из той самой (надоевшей в детстве) песенки. Сын, проживающий со мной в одной комнате за перегородкой, во-первых, не позволил бы себе никаких звуков до моего пробуждения, а, во-вторых, поёт только по-английски или по-немецки (такие предпочтения у человека). Но «кто-то» «пел» в непосредственной близости, хотя в моё «девичье» кресло больше одного человека (а «он» уже имелся - я) поместиться не может. Даже встать рядом проблематично - разобранное кресло занимает практически весь «отсек» (так мы с младшим наследником моих «мыслей» - «капиталов» не наблюдается - обозначили наши с ним половинки комнаты). А «кто-то» всё «поёт»! И так назойливо. Спать, в любом случае, невозможно. Приходится влиться в действительность. И наступает момент, когда «картина проясняется». Только ясность не вносит спокойствия: «поют» мои лёгкие. Особенно жалобно на выдохе. Я даже злиться перестала. На себя - «рука не поднимается». Занятно устроен человек! Такая ерундистика и заставила вспомнить «музыкальные» трепыхания наши в коммуналке «на Главном».
       Окончательно распрощавшись с «кроватью», «одарив» окружающих завтраком (сама, думаю, тоже поела), села записывать вдруг пришедшие мысли о соседском мальчишке.
       Но видела его в гробу. Абсолютно не похожим на того смешного мужчину, в которого он превратился с возрастом. Он зачем-то отрастил усы, которые ему абсолютно не шли. Любил ли их сам? Теперь не узнаешь. Возможно, на таком атрибуте «мужской красоты» настояла его супруга. Властная и безапилляционная, она превратила и без того трусливого мальчишку (в отличие от своего старшего брата, Вовка всегда вздрагивал и инстинктивно прикрывался правой рукой, когда его «за двойки» ругал отец - рукоприкладство его родители не практиковали, но излишний шум имелся) в мужичка по типу «чего изволите». Свою военную пенсию он получил в звании капитана. Она же навсегда вошла в его жизнь «генералом». С учётом специфики её характера и воспитания, приказы мужу и сыну отдавались в такой унизительно-назидательной форме, что мне трудно представить, как вообще они прожили много лет «и в горе, и в радости». Если только поделили «честно»:
ему - первая часть процитированной мною догмы православия, ей - вторая. Он работал до последнего дня жизни. До последнего дня подчинялся жене и боялся её. На похоронах его друзья, ещё не воодушевлённые поминальным застольем, держались от вдовы на стометровом расстоянии. Она удивлялась. Ей не дано было понять, что они боялись её резкой грубости точно так же, как ушедший в вечность Вовка. 
       Но в гробу лежал абсолютно другой человек! Другой даже не по сравнению с «суликовским» периодом его жизни, а с тем «образом», который сохранила моя память с последней, «взрослой», нашей встречи. И вдруг я поняла - усы! Те самые, которые, казалось, в бытность его земного существования, искусственно были приклеены над верхней губой, отсутствовали. Пока он лежал в реанимации, его, естественно (не знаю, как «у них» - у нас так), никто не брил. А когда умер, сразу передали «в заботливые руки» специфического учреждения, где всё сделали «как положено».  «Привели в порядок» и лицо: обрили многодневную щетину вместе с усами! Но они-то были частью его многолетнего имиджа. Поэтому неузнаваемости лежащего в домовине мужчины удивились все. И даже я пожалела об отсутствии на лице того, с кем мы прощались, этой, не любимой мною при его жизни, детали...
       Завтра - День органов внутренних дел. День милиции, как звали его мои ровесники. День полиции - так стесняются называть его даже инициаторы переименования. Как можно было! В стране, где во время Великой Отечественной термин «полицай» стал нарицательным...
       Да Бог с ними. Я о Вовке и его песне. Она всё ещё озвучивается моими лёгкими (особенно в горизонтальном положении). Хотя мы с младшим сыном поставили диагноз (к врачам, как всегда, лень да не хочется) - воспаление лёгких. И два курса антибиотиков мною уже пройдено. Но «Сулико» всё звучит и звучит. А я всё думаю и думаю о Вовке - ведь он так и не нашёл её...
       Как короток земной отрезок пути нашего. Как важно реализовать свою мечту. Как часто мы смиряемся с её подделками. Какими скучными и покорными становимся из-за этого. Как хорошо, когда есть время на исправление ошибок.
       Правда, здоровье для этого, как выяснилось, тоже не помешает. Позвонила одноклассница. Послушала мой кашель (он достаёт меня днём - вместо «песен» ночью). Посоветовала купить АСС (или АЦЦ - не знаю). В аптеке разберутся. Куплю. А то тоже есть риск не дожить до лицезрения своей мечты. Она у меня, точно, имеется...               
11.25. 9.11.2017.