Тайна каменных драконов

Валентина Гуляева 2
Листая страницы прошлого, постепенно начинаешь осознавать, что оно бесконечно дорого нам...
    Знаменитая поэма "Авван и Гайро", которой зачитывались наши родители, появилась на свет после того, как первый забайкальский поэт Федор Иванович Бальдауф в 1834 году посетил наши Кондуйские места.
"...Мне сказывал старик разумный:
Какой-то царь иль сильный князь,
Которого закон и власть
От берегов Аргуни шумной
до здешних простиралась гор,
близ Кондуя имел свой двор.
Там были пышные палаты,
Но златом серебром богатый,
царь богатее был всего
подругой сердца своего."
    "Близ Кондуя"- это место, находящееся в восьми километрах от села Кондуй Борзинского района, между речками Кондуйка и Барун-Кондуйка (северными притоками реки Урулюнгуй), где в период расцвета монгольской державы в 13-14 в.в. стоял роскошный дворец монгольского хана.
    Среди местного населения до сих пор идут споры о принадлежности дворца: одни считают, что дворец принадлежал самому Чингизхану; вторые - его потомкам; третьи - какому - то монгольскому богачу. Версию - какому - то, можно сразу исключить, потому, что исторические источники Забайкалья указывают на то, что Чингизхан отвел большую часть Забайкалья своему сыну Тулую, своему же брату Джочи Касару отдал в распоряжение территории прилегающие к Аргуни и верхнему Амуру (на отведенном расстоянии от берега). Помню тогда, зацепившись за эти сведения, по карте для себя уверовала, что Кондуйский дворец располагается на территории хана Тулуя. Но так как рядом с Чингисханом был более всего заметен Есунгу-племянник (сын Джочи Касара), то Кондуйский дворец считают его ставкой, а Хирхиринское городище (близ Клички) - его ремесленным и торговым городом.
    Думается, в этой области исследователям работы - непочатый край и полное раздолье.
В 2008 году собирая краеведческий материал, приходим с дочкой - будущей студенткой в сельский Дом Культуры. Поднимаемся на второй этаж, где находится сельская библиотека, нас очень приветливо и радушно встречает ее хозяйка - Марина, в валенках и шубе. За окном февраль, в помещении изо рта идет пар.
- Плохо же живется моим землякам! Здесь холод собачий, до ханского ли дворца Марине? - подумала я, но когда Марина подвела нас к нужному стеллажу, горделиво выпрямилась, блеснула глазами и начала рассказывать, мы забыли о такой мелочи, как холод. Марина в начале поведала о двух легендах, а после рассказала о царском величии дворца:

    "Когда - то жил очень богатый монгольский князь Тумурхан, имевший жену и сына Контоя. Контой, путешествуя, влюбился в бурятскую княжну Бальжин и женился на ней без позволения отца. Боясь его гнева Контой поселился отдельно. Со временем он стал могущественным ханом и построил себе дворец. Но Тумурхан не забывал обиды и наслал войска на сына. Красавица Бальжин, спасаясь от плена, бежала, но была поймана и убита. Контой был отправлен к отцу, а поселение и дворец разрушены. Таким образом название Кондуй произошло от Контой."


    "Когда - то, в эти края пришел Дай-Хон во главе 11  бурятских родов, а место, где они поселились, было названо Хондай - от перестановки слов имени правителя."

    "Дворец был выстроен в китайском стиле. Он стоял на искусственной насыпи - платформе высотою более двух метров, что отождествляет весь Кондуйский  городок со столицей чингизидов в Монголии Кара-Корумом.
Края насыпи украшали двухъярусные террасы. Верхняя терраса ограждалась деревянной балюстрадой, покрытой красным лаком.Такая же балюстрада шла и по нижней террасе, возвышавшейся над уровнем двора на 1-1,3 метра. На нижней террасе, выступая личинами наружу, находились гранитные изваяния, изображавшие головы драконов.
Дворец поражал своими размерами, только парадный зал имел площадь 130 кв.м. Более 60 деревянных колонн покрытых красным превосходным лаком поддерживали двух-трех-ярусную кровлю. Кровля была выложена глазурованной ярко - зеленого цвета черепицей. Края кровли были украшены узорчатыми сливами (по ним отводилась дождевая вода) и дисками, сверкающими изображениями золотых драконов на зеленом фоне. Коньки и ребра кровель украшали стилизованные изображения зверей и чудовищ.
 Стены внутри были покрыты штукатуркой красного цвета и расписаны причудливым орнаментом (росписью и лепкой), который сменялся рельефными изображениями сказочных чудовищ: драконов, грифонов, полуптиц-полузверей.
Во дворец вела широкая лестница. Рядом со дворцом находился канал и сад (или роща из декоративных деревьев). Двор вокруг дворца окружали въездные ворота, боковые флигели, павильоны, беседки. Был и выложенный камнем бассейн."

    На прощание Марина  рассказала, что сегодня на месте дворца сохранились прямоугольные гранитные плиты с выпуклыми окружностями. Я вспомнила, как отец возил нас детей в эти места, на мотоцикле. Я ходила и гладила руками круглые, лежащие ровными рядами, на зеленом травяном ковре, вбитые в землю сваи. Мне посчастливилось также найти кусочек черепицы, горевшей на солнце ярко - зеленым огнем. Отец тогда сказал, чтобы я положила найденное на место и подвел к плите, где были слова: "Охраняется законом."
После этого случая, ощущала чувство неловкости за таких, как я, растащивших по маленькому кусочку целый дворец...
Когда же узнала, что  Кондуйская церковь выстроена из дворцового кирпича и камней, даже  обрадовалась:
 - Значит, не растащили!
     Действительно, в основание сельской церкви, построенной в 1806 году, заложены шеи каменных драконов, а во все стены замурованы головы драконов с ханского дворца и церковь на три четверти состоит из кирпича с развалин.
Строила церковь сорокалетняя вдова пограничного казака Семена Васильевича Епова. Она переехала в Кондуй с двумя сыновьями из Олкучана после смерти мужа. Перед смертью Семен Васильевич дал обет - сделать пристройку к церкви в своем селе Торга (близ Нерчинска). Марья Семеновна выполнила обет мужа построив церковь в Кондуе, благо нерчинское начальство дало разрешение кондуйскому уряднику  Н. Епову использовать для хозяйственных нужд кирпич и камень с развалин дворца.
 Предприимчивая женщина подрядила работников из близлежащей тюрьмы, которые строили церковь около шести лет. Сказывают люди, Марья Семеновна была очень богатой женщиной, целые табуны ее скота угонялись на продажу для того, чтобы оплатить все расходы. Вскоре по завершению строительства церкви, Еповы сменили первую букву и стали писаться Эповыми. Здесь кроется какая - то тайна, связанная с церковью...
   Службы в ней велись в течение 112 лет...
В двадцатых годах прошлого века началось разорение и разрушение духовного храма - колокола сбросили, купола и все остальное увезли. Службы прекращены с 1924 года.
 В 21 веке не только церковь, но и село пришло в упадок. Сельские жители вопреки всему верят, что в их  село возвратится жизнь, что церковь отреставрируют, а Кондуйский дворец будут посещать туристы.
Для того, чтобы  в Кондуй поехали туристы, нужно чтобы  было, что показать и чем удивить. Вот  в Шотландии и вовсе нет никакого Лох - Несского чудовища, а там его слепили, наделали сувениров и все обставили так, что туристы за бешеные деньги смотрят на невесть что. Ведь каждый турист хочет впечатлений, сувениров и т.д.
Кондуйская  церковь - феномен, чудо - памятник, сохраняющий в себе другой памятник!
Где еще можно такое сыскать?
 Монгольский хан, считая Забайкалье своим коренным уделом, выстроил дворец в китайском стиле и окружил его каменными драконами.
 Согласно  древнекитайским учениям, дракон является наиболее мощным защитным символом и имеет несколько смысловых значений. Он является главным символом удачи, обеспечивающий счастье и благополучие.  Но это еще не все, китайцы относят дракона к небесным животным и считают его  проводником небесных сил, который несёт в себе значение мудрости, космоса, тайны.  Материал для выделки драконов был взят из местности, называющейся Игадер Могойтуй, из утеса Мекажет в 20 верстах от развалин, то есть драконы  сделаны из  местного материала!
 Сделаны из местного материала, но являются чужеродным символом. Ведь именно китайский народ именовался ранее Великим Драконом, а страна - Империей Великого Дракона (Поднебесной).
  Этот чужеродный символ, внесённый в храм при строительстве и  явился причиной смены фамилии Еповы на Эповы.
 Кондуйская церковь очень крепка и красива, ей больше двух веков. Марье Семеновне потребовалось 6 лет, чтобы ее выстроить, кто - то разграбил ее за считанные часы и уже более девяти десятков лет, она ждет своего восстановления - ждет не дождётся.