Отчего в ноябре может сваляться настроение

Катя Сердюк
У Довлатова есть такой эпизод: некий писатель долго добивался благосклонности одной любвеобильной дамы. Наконец, состоялось долгожданное свидание, во время которого писатель от восторга не оправдал ожиданий. Наутро дама выдала неудачливому любовнику такой текст: «Он  не стоял. Он у тебя даже не лежал! Он просто валялся!!!»

У меня сейчас безвольно валяется настроение.
А так как на улице осень, то совместить нулевые градусы атмосферы с минусовыми   эмоциональными очень соблазнительно. Типа, «заморский сплин, а проще – русская хандра». Очень человечески приемлемо: все мы люди, накатывает. Пьём витамины, чай и смотрим летние фотографии три раза в день профилактически.

На самом деле я грущу, потому что дура. И это открытие мне серпом по яйцам отсекло всё настроение под корень, поэтому оно и валяется отдельно от моего организма. Они с животом ведут себя одинаково: лежу на боку; рядом отдельно лежит живот, чуть подальше – настроение.

Я взяла пару недель на обдумывание одной истории, но кроме выводов о собственном слабоумии сюжет развития не получил. И так как это говно из цикличной системы сердце-мозг надо вывести, рассказываю, как было дело, а вы восхищаетесь глубиной, нет, трясиной моей глупости.

Две недели назад я получаю личное сообщение на портале проза.ру от автора, который как-то давно оставил довольно лестный отзыв о чём-то мной написанном. Я, естественно, ответила. Обращаться пришлось по нику на портале, типа «здравствуйте, Гайнс», потому что не все присутствуют паспортными данными, иногда выставляют дублей-кадавров (Стругацкие в «Понедельник начинается в субботу» знали, как оно будет в будущем). Да. Первый и единственный обмен предусмотренными сайтом отзывом-откликом состоялся полгода назад, что, естественно, забылось.
И вот вдруг человек стучится в личные сообщения.
Типа, прошу прощения, но хотел бы обратиться по личному вопросу. Разрешите?
Я, конечно, отвечаю в разрезе «валяйте, Сергей», потому что портальный Гайнс внезапно обрёл имя. И Сергей незамедлительно валяет текстом следующего содержания. Моменточку, вы вдохните поглубже носом и выдыхайте через рот, потому что сюжет принимает молнеобразную синусоиду.
«Катя, как вы наверняка поняли из моих произведений на прозе-ру, я нахожусь в млс, достаточно давно, поэтому связи с друзьями и внешним миром несколько утеряны, не к кому обратиться. Ситуация такова, что в последние несколько месяцев я содержусь в изоляции в карцере, и завтра в 16:00 должны состояться  слушания по переводу меня на общие условия содержания – только в этом случае у меня есть шанс на досрочное освобождение в феврале. К сожалению, результаты завтрашней комиссии зависят от моей возможности собрать требуемую инспектором сумму в 50 тысяч рублей. Мне удалось собрать 35 тысяч, и я в отчаянии, что вынужден обращаться к совершенно незнакомому человеку. Но так как помощи мне ждать неоткуда, я был бы безмерно благодарен за любое участие. Телефон моей мамы, Зинаиды Николаевны Ивановой,  привязанный к карте – 32222222288848. Хочу предупредить, что, какой бы не была сумма, я смогу её вернуть не раньше февраля следующего года.» Ещё несколько строк, как ему  жутко стыдно-неудобно, но такова селява, с уважением Сергей.
(Имена и даты, естественно, незначительно изменены, но верны по сути. Сергей - это точно.)

Проблема во мне.
Я вообще-то Бэтмен в душе. Если я не спасла мир трижды в день, то он (день) прожит зря.
Естественно, я влезла в Гугл посмотреть аббревиатуру «млс» - раньше жизнь не сталкивала. Немного удивилась криминальности сюжета, но номинально: ведь известно, что чем невероятнее история, тем быстрее в неё поверят. Ну, и инстинкт сработал: просят – дай, если можешь.

Когда я спасаю мир, я звоню папе. Из Германии перевести деньги на операции детям, лечение взрослых и тд достаточно тяжело – санкции банковские сферы тоже затронули. Поэтому я сдаю координаты папе, он переводит деньги, а я при встрече восполняю баланс наличными.
Но две недели назад мой папа купался в отпуске. В море он не взял компьютер и банковские причиндалы, и среагировать оперативно не мог.
А между тем «завтра в 16:00» - это не растяжимое понятие, до конца отпуска такие сроки не ждут. Я стала думать, кому же я могу позвонить в Москве, кто без долгих разговоров ссудит мне со своего счёта на незнакомый телефон такую сумму.
И набрала единственно правильный номер: бывший муж сестры, папа моего единственного племянника. Мне вот уже двадцать лет как брат вне зависимости от матримональных обстоятельств.

Он внимательно меня выслушал, сказал текст типа «говно-вопрос, это даже не про убийство, а только про деньги; давай телефон, причапаю щас домой и всё отправлю».
Через полчаса сумма в 100 евро была переведена на телефон З.И. Ивановой.

Ещё через час заключённый Сергей написал мне восторженное послание, что деньги пришли и какое он большое, огромное спасибо!
Пожалуйста, сказала я, продолжая чистить картошку.

Тем вечером последовали ещё пара сообщений, которые меня немного удивили.
На следующий день пришло письмо «Катя, дайте, пожалуйста, координаты отправить деньги обратно – инспектор отказывается от неполной собранной суммы, следовательно, сделка не состоится. До 15:30 мне нужно перевести деньги обратно, потому что в усиленном бараке Интернета нет.»
У меня к тому моменту уже не оставалось сомнений, поэтому я ответила нечто: похоже, остаться моим должником – не основная ваша проблема. Я подожду. Не волнуйтесь и сосредоточьтесь на главном.
Нет, отвечает, мне не хватает восьми тысяч, поэтому стараюсь раздать то, что собрал, поскольку не поможет и зависимости финансовой не желаю.

И вот тут меня прорвало. Интеллигентно, но чётко.
«Даже если вы вдруг и Сергей, то надо работать над планом тщательнее. Вы либо шизофреник, либо врун. За последние сутки вы прокололись четыре раза, чисто филологически, и это учитывая, что в тюремных реалиях я не разбираюсь – возможно, больше. Ваша ошибка в том, что вы написали семейной даме. У меня есть муж, отец, брат и уже довольно увесистый сын. Поэтому, откусив кусочек, советую исчезнуть, иначе из хищника трансформируетесь в добычу. Телефоны, ваш профиль на прозе.ру и т.д. – вы хотите дать моей семье увлекательное занятие вас вычислить? Так как я никогда не рискую помогать неизвестным суммой, которую не могу себе позволить безболезненно потерять сегодня, предлагаю считать мой вклад платой за свою глупость. Урок усвоен. Тем более, что «млс» в моей жизни – экзотика, люди в основном вокруг порядочные и только неожиданным бризом может занести в бухту безмятежности такое дерьмо. Спасибо, до свидания.»

Там была ещё одна попытка сказать мне, что мои порядочные люди и дня бы не вынесли в застенках, где он живёт восемь лет, и что за копеечные подачки таких оскорблений  выслушивать не намерен, и что-то совсем из психиатрии из Пастернака – ну, шизофрения второй степени, когда внешне заметно только если присматриваться, а мозг уже поражён и чисто вопрос времени.

Но моё предложение рассмотреть его телефоны в деталях ему не очень понравились. Отвалился контакт. Что и слава богу.

Я пару дней прибывала в глубоком расстройстве: чем, интересно, я съинициировала такую ситуацию? Чем заслужила такое западло? Откуда прилетела кармическая жопа?!

Успокоилась на известной мысли: если вам удалось обмануть человека, это не значит, что он глупее, чем вы; это значит, что вам доверяли больше, чем вы того заслуживаете.

Папе-брату должна денег за такой образовательный курс.
И очень им благодарна, что при просьбах никто мне не задаёт никаких вопросов.
Возможно, они понимают, что бесполезно спорить. Но может быть они щедро дают мне возможность ошибаться и учиться, одним своим присутствием страхуя от фатальных необратимых неудач.

И вот я обдумываю эту фигню две недели, она циркулирует во мне по венам и капиллярам, и я чувствую себя безысходной дурой без права досрочного освобождения от этого титула.
Пока позавчера во вторник я не въехала в жопу Рено Кангу красного цвета.
Глупая авария: на перекрёстке, на светофоре зелёной стрелкой налево могут проскочить четыре машины. Я была четвёртой. Естественно, мы стояли нос-в-хвост друг другу. Парень передо мной тронулся, я за ним на минимальной скорости, внезапно он  врезал по газам и мне не хватило двух сантиметров миновать его задний бампер моим передним.
Сказать, что я была зла – это промолчать. Когда полиция приехала через час на боковую улочку, куда нам было велено передислоцироваться, я, надутая в огромного хомяка, сидела в машине уже час, игнорируя второго партнёра – участника происшествия. Он на предыдущем столкновению светофоре меня гадский подрезал, то есть мне и до аварии не нравился. А тут у него внезапно чёрно-седой хвост длиннее, чем у меня, и он вежливый, собака, как тысяча лукавых чертей.
Полиция в лице трёх лиц выслушала наши истории и сказала: очень жаль, шансов затормозить у вас не было, факт. Но по правилам тот, кто въехал – виноват. И хотя штраф мы вам выписывать не будем, и даже регистрировать это дело как аварию тоже нет, страховая компания в лучшем случае предложит вам вину 50\50. Не расстраивайтесь! Номер на приборную доску под ветровое стекло положите и езжайте пить валерьянку! Удачи!»

Полиция, конечно, молодец, но она не замужем за тем, за чем я.
Муж, прощупав меня на предмет повреждений, успокоился.  «Не с моим счастьем ей сломать шею,» - наверняка подумал он и сел звонить в страховую компанию. Перенаправил общение туда, со мной плотно замолчав.

Сегодня, когда мы, наконец, обрели дар совместной речи, мне сказали:
1.  Я записал тебя на курсы экстремального вождения. В 30-ти км. от Берлина, в глухой деревне, проходит обучение страховой группы ADAC.  Ты – их клиент. Не надо, не благодари. А также не обсуждается. Бессмысленно.
2. Машину починю. Номер, который я разогнул молотком и ненормативной лексикой, менять не буду, не проси. Будешь ездить, как наворотила. Сама знаешь why.
3. Мы выиграли в лотерею 60 евро, прикинь?!

Так вот.
Этим текстом я выпускаю всех осенних демонов в-наружу.
Я всё поняла.
Больше никогда.
Два года точно нет, сто проц не завтра!
Я теперь умная, аккуратная и с теперь  «перестали  лазить в окна любимых женщин».

Другими словами,

«Сознаю свою вину.
Меру. Степень. Глубину.
И прошу меня направить
На текущую войну.
Нет войны – я всё приму.
Ссылку, каторгу. Тюрьму.
Но желательно – в июле.
И желательно – в Крыму.»