Яша ч. 2 Начальная школа

Элла Лякишева
          Воспоминания Яши  Арзамасова ч.2
              ПЕЧАТАЕТСЯ  С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА.
   
            НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

   В посёлке открыли начальную школу, полный курс которой прошли все юные Арзамасовы. Сам тятя научился грамоте ещё до революции у местного дьячка, а мама оставалась неграмотной  всю жизнь.

   Я научился читать  в 6 лет благодаря старшему брату, Толя в это время уже учился в Угуйской школе. Тогда там преподавали немецкий, и я раньше начал понимать «ейн, цвей, дрей», чем дважды два.

У Толи был очень крепкий средний палец на правой руке, им он ставил мне щелбаны по количеству забытых букв. Действенная метода! Зато во втором классе я уже прочитал замечательную книгу - роман Ивана Ле «Наливайко».
Из-за сложностей в семье Толя оставил школу в середине 7 класса и доучивался уже заочно через 20 лет. То же было и в жизни других братьев.

  В 1955 году я пришёл на первый урок в нашу начальную  школу посёлка Пролетарский труд. Как таковой, надо сказать, Коммуны уже не было.

   Моим первым учителем был Пётр Иванович Валдеев, молодой, но уже женатый парень из Угуя, любитель выпить и покататься на велосипеде. В одной классной комнате учились 15 человек – все четыре  класса одновременно. Катайгуловские приходили к нам в школу пешком: летом 4 километра, а зимой – 3 километра по льду  заснеженного озера.

   Где-то в октябре я получил первую официальную оценку «три», за которую набил морду соседу по парте Витьке Васильеву. Витька ходил в первый класс во второй раз, поэтому в школьных делах был уже мужик тёртый. На рисовании дали нам задание нарисовать флажки на бумаге в клеточку. Я попыхтел, нарисовал три штуки и спрашиваю Витьку: «Хватит?»- «Конечно», - отвечает тот.  Сдал я листок, иду на улицу, и Витька минут через 5 вышел. А когда листки нам раздали, я прямо раздуваюсь от гордости: такая здоровенная тройка нарисована и под ней подпись учителя.

  Перевожу глаза на Витькин листок и вижу: нарисовано 4 флажка, и внизу стоит четвёрка ещё крупней моего трояка. Он потому и вышел позже меня: рисовал четвёртый флажок. Ну, я тут же и стукнул его в лоб. Подрались.
Не знаю, что было с Витькой, а на мою задницу мама полвеника берёзового извела за порванную рубаху – единственную, в которой можно было ходить в школу.

  Третий и четвёртый классы вела Мария Ивановна Аникеева, только что окончившая училище и жившая у нас на квартире. В 4 классе я учился один. Валерка Губерский и Витька Васильев остались на второй год, а катайгуловскую Люду Шухову родители перевели в Воробьёвку. Замечательный был для меня год! Арифметику я пересчитал всю уже к весне. Труднее было заучивать правила по русскому языку.

   Но история! Но география! Мария Ивановна привезла большой комплект карт Советского Союза. И одну карту в картинках – по истории гражданской войны: по ней Будённый, Фрунзе, Чапаев и другие герои гоняли Деникина, Врангеля, Колчака  и других белогвардейцев… Быстро выполнив все задания, я «ползал» пальцем, глазами, линейкой по этим картам и обалдевал от сотен названий городов и толп народа, живущих там.

 Как огромен оказался мир – особенно на фоне нашей Коммуны, Чичканки, Катайгулово, расположенных на десяти  километрах и имеющих по 150 человек населения. Перечитал всю убогую школьную библиотеку, некоторые книги по несколько раз, уточняя, где находятся Севастополь, Ленинград, Артек...

   Окончил Коммунскую школу в 1959 году с Похвальным листом. Впереди вставала громада средней школы.

          Продолжение на   http://www.proza.ru/2017/11/09/2071