Наша Родина, "Родина" и "Матильда".
На здании к/т "Родина" в нашем городе с некоторых пор появилась табличка "Архитектурный памятник 1949-1953 г. Охраняется государством". Это наш любимый с детства к/т, похожий на дворец: обширное крыльцо, колонны. Сталинская постройка. Какие очереди выстраивались, чтобы купить билет на фильмы "Человек-амфибия" с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской в главных ролях, "Фантомас" с Жаном Марэ и Луи де Фюнесом! Фильмы эти мы обожали, они завораживали, на них сбегали с уроков и смотрели по нескольку раз, а потом хвалились, кто больше.
В так называемом малом Зелёном зале чаще всего показывали детские или документальные фильмы типа "Индийские йоги - кто они? Они - простые индийские трудящиеся". В остальных двух, Красном и Синем, шли фильмы для взрослой публики. На те, которые были отмечены на афишах "дети до 16 лет не допускаются", старались попасть во что бы то ни стало. В более старших классах это получалось уже запросто.
Мы взрослели. В 1967 вышел на экраны фильм Сергея Бондарчука "Война и мир", с самим Бондарчуком в роли Пьера Безухова, начинающей актрисой Людмилой Савельевой (Наташа Ростова) и уже полюбившимся всем Вячеславом Тихоновым (Андрей Болконский). Эту четырёхсерийную кино-эпопею мы, уже старшеклассники, по нескольку раз конечно же не смотрели, но она для нас пришлась вовремя: мы изучали роман Л. Толстого «Война и мир». Фильм был о славном прошлом нашей Родины.
В фойе перед началом фильма играл духовой оркестр, мы покупали мороженое. Розовое фруктовое - за 6 копеек. Ухватить же пломбир в шоколаде с орехами считалось большой удачей, и он стоил аж 28 копеек! (Кстати, билет на лучшие ряды стоил 3 рубля; мы же старались, если повезёт, взять на свои скупые "карманные" по рубль двадцать.) Мороженое было на палочке, которую под конец тщательно облизывали прежде, чем выкинуть. Можно было купить мороженое и в хрустящем вафельном стаканчике: белого цвета сливочное или тёмное шоколадное. С мороженым в зал не пускали, поэтому, выстояв за ним непременную для советских времен очередь, быстро его съедали. Раздавался звонок, и зрители густой толпой спешили вверх по лестнице в зал. Красный зал был обит бордовым, а Синий - синим бархатом, сцену закрывали тяжёлые занавеси тех же цветов. Повинуясь реостату, медленно гас свет, занавес торжественно раздвигался, и начиналась обязательная кинохроника о последних событиях в мире и стране. В стране всегда всё было хорошо, в мире - не очень. Мы чувствовали себя счастливыми!
Я давно перестала ходить в кинотеатры. Былые походы в кино заменили передачи и фильмы по интернету или ТВ, но ажиотаж, поднятый вокруг фильма "Матильда" режиссёра Алексея Учителя, поднял и меня с дивана перед "ящиком".
Любимый кинотеатр изнутри давно преобразился. Фойе уставили столиками, и оно превратилось в кафе. Зато появилась вешалка, куда я сдала пальто. "Матильду" показывали в Синем зале, всего один сеанс в день. Народу было мало. Зал мне очень понравился: широкие удобные кресла и широкие проходы между рядами. Помнится, раньше нужно было протискиваться к своему месту, вынуждая вставать пришедших раньше тебя, шаркая по ногам и цепляя капроновые коленки модниц.
Мой любимый 7 ряд, пятое место. Никого ни слева, ни справа по всему ряду. Впереди трое, где-то далеко позади человек 10-15. Играла тихая ненавязчивая мелодия, и я незаметно погрузилась в воспоминания…
Фильм С. Бондарчука «Война и мир» тогда много критиковали, сравнивали с американской версией “War and Peace” Кинга Видора, вышедшей на наши экраны в 1959 (Пьера Безухова играл Генри Фонда, Наташу Ростову - знаменитая Одри Хепбёрн, Андрея Болконского– Мел Феррер). Обыватели часто высказывались в пользу американского фильма. Думается, из-за того, что там больше был представлен салонный мир, нежели наша Отечественная война 1812 года, в связи с чем серий было всего две.
Создатели же нашей картины бережно отнеслись к исходному тексту: расхождения практически отсутствуют, и только вынужденно допущены некоторые купюры. Фильм стал большим успехом советского кинематографа и был закуплен для международного проката. Съёмочная группа в 1965—1969 годах посетила с ним крупнейшие международные кинофестивали. Мир знакомился со славными страницами истории России. Нашим фильмом мы гордились…
Повинуясь реостату, медленно стал гаснуть свет, и я вернулась в настоящее.
А ведь про фильм А. Учителя и сказать-то нечего! Горе-учитель этот «учитель», если так преподаёт историю нашей страны. Что до актеров, то актер в роли Николая II по возрасту перерос двадцатилетнего наследника престола. Подумалось, что Олегу Янковскому эта роль удалась бы, включая и внешность. Аликс, невеста наследника, груба и некрасива. В некоторых сценах вульгарна. Матильда, пожалуй, хороша. Внешне. В картине особой игры от актрисы не требуется. Фильм бессодержательный, даже на дешёвый любовный роман не тянет. Зачем понадобилось режиссёру искажать исторические факты? Видимо прав один из зрителей, когда высказался: "Фильм для быдла, которое, как говорят, " всё схавает": и несоответствие историческим реалиям, и отсутствие художественного вкуса , и примитивный сценарий... Эдакая пошлая красивость дешевого глянца".
Не таким фильмом надо бы отмечать столетие трагических событий в истории нашей Родины.