Хлеб

Наталья Чернавская
                Памяти прабабушек Татьяны, Елены, Елизаветы, Анастасии


     Сколько лет я пыталась сама печь хлеб, чего только не пробовала. То из хмеля посоветовала подруга закваску делать. То дала одна знакомая " на виноградных косточках". На обеих тесто подымалось не очень, и хлеб получался комом, но я всё равно иногда пекла, а то и просто ржаные лепёшки безо всякой закваски, об которые можно было зубы поломать, уж больно хотелось домашнего хлеба.

    И вот, наконец, на Авраамиевской седмице в Смоленске одна учёная дама открыла мне секрет, так просто ларчик открывался. Чтобы получить закваску, нужно замесить цельнозерновую ржаную муку, поставить в тёплое место и ждать, пока тесто закиснет!

    Этот момент не пропустишь, появляются пузырьки и кислый запах. Тогда добавляешь ещё столько же воды и муки, снова ждёшь пузырьков (ночь или сутки, смотря насколько тепло в месте брожения), и половину отделяешь, ставишь в холодильник на потом, а вторую половину замешиваешь уже для самого хлеба, добавляешь воды, ржаной муки, а можно и пшеничной, соли, мёда и изюма по вкусу. Можно только соль, но с мёдом и изюмом вкуснее. 

    Раскладываешь по формам и оставляешь в форме укутанной в целофан и полотенце ещё на время в теплом месте, чтоб поднялось тесто, а потом в этой же форме ставишь в духовку. Я долго искала подходящую форму, в продаже есть и стеклянные, и металлические, но у меня лучше всего получается в глиняной. 

   Хлеб такой вкусный, кисло-сладкий, без дрожжей и искусственного брожения получаешь натурпродукт! Стерлигов такой по полторы тысячи за один продаёт в своих фирменных магазинах, не пробовала, но по виду мой вкуснее, у него он кирпичами, а у меня каравай!

  Чтобы процесс был непрерывный, нужно достаточное количество форм, пока в одной тесто киснет, в другой печёшь, а в третьей хранишь готовый хлеб.


   В Смоленске я была в середине сентября, потом ждала, пока затопят в доме, понимала, что в холоде какое ж брожение. И вот уже с месяц пеку свой хлеб.

    Не могу передать свои чувства, когда впервые выпекла собственный каравай. Предыдущие неудачи до последнего не давали мне поверить, что получится, да и до сих пор всякий раз, когда закваска подымает тесто, я это воспринимаю как чудо.

    Только закончились каникулы, когда едва успевала я печь свои караваи, дети сметали их лучше любых магазинных сладостей, но, правда, мёда с изюмом я не жалела.

     Ни одну прабабушку в живых я не застала, последняя, папина по матери, Елизавета, от которой у меня осталась и хранится медаль "за рождение и воспитание шестерых детей", умерла перед тем, как отец женился, а остальные ещё раньше.

   У двоих, Елизаветы и Елены, было по шестеро детей, воевало в Великой Отечественной шестеро сыновей, четверо погибли, двое вернулись, мой дед Дмитрий и брат бабушки Марфы Павел, после долгого плена.

   У Татьяны было 8 детей, у Анастасии двое. Тоже воевали сыновья, второй мой дед, Иван, погиб в начале войны, а брат второй бабушки, Прасковьи, Сергей, вернулся.

   И эти повоевавшие и выжившие братья бабушек, Павел и Сергей, помогали им растить племянников и нас, внуков, их я уже хорошо помню.

  Всего, получается, у прабабушек было 22 ребёнка. И, всё, что я о них точно знаю, помимо имён их мужей и детей, это то, что они сами пекли хлеб. Замуж-то ещё при Царе-батюшке выходили, а тогда хозяйки сами пекли хлеб на семью, в каждой семье была своя закваска, свои навыки.

  Почему бабушки после войны перестали это делать, не знаю, русские печки у обоих были поначалу, не сразу их сломали и заменили газовыми плитами, на моей уже памяти. В газовой духовке, понятно, не то что в русской печке, тем более в глиняных формах, в которых я пеку, нельзя ставить в горячую духовку, треснет.

   Я ставлю в холодную, зажигаю на максимум, а когда образуется корочка, достаю формы, разрезаю корку крестообразно, и ставлю вниз чугунную сковордку с водой, уменьшая огонь, тогда хлеб внутри пропекается, а по бокам не горит и хорошо отстаёт от формы.

   Мы его едим как отдельное блюдо, дашь ребёнку ломоть с маслом и чем запить - вот тебе и трапеза. Не от хорошей жизни много лет я искала рецепт, натуральных продуктов для детского питания в продаже всё меньше, и всё дороже они.

  Благо, муку какую хочешь можно у нас купить, я пробовала смешивать в разной пропорции для теста ржаную цельную, ржаную обдирную, пшеничную первого и второго сорта, всё получается вкусно, и на ржаной закваске подымается даже из одной пшеничной муки тесто. Не пользуюсь только пшеничной высшей категории, поскольку по сути это один крахмал, и выпечки из него и в магазинах навалом.

  Может, и не так ещё велик опыт, но уже хотелось поделиться им с другими хозяйками. Пробуйте, испечёте свой хлеб - не пожалеете, как говорится, почувствуете разницу и перестанете в магазине покупать.