Жизнь - подвиг

Жизнь - подвиг. Посвящается Анне Тихоновне Корольковой, нашему классному руководителю,замечательному человеку.
Наперекор  судьбе жестокой
Девчонка  гордо  к цели   шла.
Училась, маме помогала,
Примером стойкости была!
              Судьба не раз   бросала в бездну,
              Но   Анна, мужества полна,
             Терпя обиды,  унижения,
              Уверенно свой крест несла!
А, выбрав трудную работу,-
Быть педагогом нелегко -
Жила по собственному кредо!
Признание ее нашло!
                Ученики ей благодарны:
                Учила доброму всегда,
                Не меньше героев книг для них
                Примером является жизнь  ее,
                Она сама! 12.01.2017.                Фото из альбома моей одноклассницы   Ольги Чешкиной (Голубиной).                .                КОПИЯ СТАТЬИ Алексея Тихоновича Королькова «Анна Тихоновна» из книги "Польский характер в Сибири".

22 апреля 2016 г. отметила 80-летний юбилей дитя войны Королькова Анна Тихоновна, проработавшая всю жизнь учительницей русского языка и литературы (17 лет в г. Балее Забайкальского края и 15 лет в г. Иркутске). Именно ученики присвоили ей звание «народный учитель» [11], восхищаясь мужеством, стойкостью, эрудицией, добротой и строгостью в обучении.

«Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно
прожитые годы…» – эту высокую планку, которую она поставила себе, хорошо чувствовали ученики. И сейчас она верна тем принципам, которые выработались с детства в стране под названием СССР. Вся ее жизнь была отдана людям, ее «не жжет позор за подленькое и мелочное прошлое», как и Павку Корчагина…
Ее родители приехали в Восточное Забайкалье в 1935 г. по
так называемой вербовке из Мглинского района (это югозападная часть Брянской области вблизи границы с Украиной) без паспортов в товарных вагонах. Первые годы зимовали в землянке. Современные историки считают, что вербовка была скрытой формой ссылки. Нужна была дешевая рабочая сила для освоения Сибири. Статус города Балей получил в 1938 г. Здесь шло интенсивное строительство, так как осваивали крупнейшее месторождение коренного золота с одновременной отработкой россыпей золота, а с 1949 г. – и монацита (содержащего радиоактивный торий и редкоземельные элементы). Происходили родители из крестьян. Мама была неграмотной, а отец окончил 2 класса церковноприходской школы. Когда началась коллективизация, они не захотели вступать в колхоз и уехали на Украину, но там был страшный
голод. Вернувшись, по-видимому, домой, встретили вербовщика. Запрос в областной архив г. Читы не дал никаких подробностей их приезда, так как ответили, что «сведений об учете населения, прибывшего на спецпоселение, в госархиве нет».

С 1935 г. они проживали в Балее Забайкальского края (точнее, в его пригороде
пос. Новотроицк, который находится в 3 км от центра Балея).

Мама, Кoрбаницкая (в девичестве) Прасковья Яковлевна, родилась в 1910 г. в деревне Войтовка Мглинского района Брянской области, которая располагалась в 15 км к юго-востоку от г. Мглин. Была полькой. Умерла в 1968 г. в г. Балей от онкологического заболевания. Отец, Корольков Тихон Николаевич, родился в 1910 г. в деревне Бурчак Мглинского района Брянской области, которая располагалась в 25 км к юго-востоку от г. Мглин. Умер в 1987 г. По-видимому, происходил из русской семьи крестьян-середняков.

Через четыре года после приезда, в 1939 г., был призван в армию, в конце этого года уволен в запас. В июне 1941 г. призван по мобилизации в связи началом Второй мировой войны на Восточный фронт, демобилизован только в марте 1946 г. Был участником боев за Халхин-Гол. Служил стрелком ручного пулемета. После войны отец работал на стройке в п. Новотроицк, где в 1952 г. получил увечье по зрению. Ему назначили мизерную пенсию как инвалиду
III группы. Работал в разных местах рабочим. Семья жила очень бедно, в основном натуральным хозяйством.

Родители были религиозными людьми, особенно мама. В доме всегда висела икона Божьей Матери, которую мама привезла с запада и хранила как самую дорогую святыню. В пос. Новотроицк до революции была церковь, но ее разрушили. Верующие со всего города Балей ходили по праздникам на небольшую гору (сопку), которую называли Крестовкой, расположенную рядом с поселком.
Там тайно проводилась служба, крестили детей, святили воду… Эти посещения оставляли неизгладимо светлые впечатления не только у взрослых верующих, но и у детей. На горе Крестовке установлены православные и католические кресты…
Анна Тихоновна до сих пор не может выбросить крошки со стола или остатки хлеба. Чувство постоянного голода в детстве не забылось. Сейчас трудно представить, как они могли выжить в годы войны… В семье было трое детей. Старший брат Анны 1932 г. рождения вместе с родителями приехал в Новотроицк с запада.

Младший брат, который родился в начале войны, умер в младенческом возрасте. Невероятные трудности пришлось испытать маме, одной растившей детей семь военных долгих лет, так как отец участвовал в боях за Халхин-Гол, а с начала до окончания войны воевал на Восточном фронте. Зимой на санках мама привозила из леса дрова для отопления. От голода выручала только картошка, для чего приходилось ей неутомимо раскапывать и раскорчевывать землю под огород. К весне экономили и картофель. Даже очистки не выбрасывались… Лесные ягоды и грибы спасали поздним летом и осенью. Но практически не было соли и сахара, не говоря уж о каких-то витаминах. Дети росли очень ослабленными голодом… Постепенно у них стало развиваться страшное заболевание – уровская болезнь (Кашина-Бека). Названа по р. Уров в Восточном Забайкалье, где целые деревни выселялись на другие места. Слабо эндемичным считался и Балейский район. Болезнь поражает костный аппарат и суставы преимущественно у детей, не получающих нормальной пищи…

Старший брат Григорий, привезенный родителями с Брянской области, был нормальным ребенком, ослабленным рахитом. Но в Восточном Забайкалье он также приобрел инвалидность высшей степени по уровской болезни.

Ученые установили, что это заболевание развивается в детском возрасте при употреблении в пищу только продуктов местного производства, бедных кальцием, место которого в молекулах костной ткани изоморфно замещается стронцием. Впоследствии было выяснено, что свинец и другие тяжелые металлы также могут замещать кальций… Это приводит к размягчению костной ткани в детском возрасте, вызывает различные деформации скелета.

Высказывались и другие версии развития болезни. Однако причины уровской болезни до сих пор окончательно не выяснены, а серьезных исследований по этой теме сейчас не проводится.

Аня родилась инвалидом, с кривой ножкой. Лечение в местной больнице г. Балея проводил хороший фронтовой хирург Владимир Шипицын, когда ей было уже 9 лет. По-видимому, условий для такой сложной ортопедической операции не было… После того как сняли гипс, оказалось, что пятка на правой ноге не сформировалась… Какие страдания это принесло Ане, трудно представить человеку с нормальными ногами! Никакая обувь не подходила, никакой ортопед не мог помочь…
В школу она пошла в самый разгар войны, в 1943 г. От дома приходилось добираться примерно 2 км, вброд переходить речку. Особенно опасно осенью и зимой… Полгода ходила с костылями. В первом классе, конечно, никаких тетрадей не было. Сажей на газетной бумаге делала домашние задания. Но какие поразительные способности обнаружились в этом ребенке! Читать отменно она научилось самостоятельно, наблюдая, как делал уроки ее старший брат. Даже роман Фенимора Купера прочитала сама до школы. В
первом классе ее обучала женщина, у которой не было специального образования. Поскольку Аня все знала, то ей было неинтересно. Учительница хотела оставить ее на второй год… Но со второго класса обучение проводили учителя-мужчины, которые пришли с фронта по ранению. Тогда Аня быстро выдвинулась в первые ученицы по всем предметам. Именно учителя-фронтовики заронили в детскую душу мечту о будущей профессии. Об одном
из них, который преподавал русский язык и литературу, Иннокентии Андриановиче Воронкове, она вспоминает с восторгом: «Я до сих пор помню его руку на своем плече и слова поддержки – ты самая лучшая из всех!..»

После окончания семилетней школы в 1951 г. с отличием, родственники и соседи предлагали ей стать бухгалтером, но она хотела быть только  учителем… В семье в этом же году родился еще один младший брат, вполне нормальный ребенок. В центре г. Балея было педучилище, но жила-то она с родителями в пос. Новотроицк, расположенном в 3 км от центра города. Автобусы не ходили. Добирались студенты до педучилища пешком по дамбе
хвостохранилища с цианистыми растворами от золотоизвлекательных фабрик. Сколько труда, желания учиться и мужества надо было иметь этой маленькой девушке!

С 1949 г. в пос. Новотроицк образовали секретное предприятие № 1084 по разработке монацитовой россыпи. Начали прибывать специалисты. Первым директором предприятия был И. П. Легейдо. Вначале инженеры жили в центре г. Балея. На работу их подвозили в крытом тентом грузовике. Иногда и студентов педучилища брали попутно. Людей набивалось очень много. Аня зимой заранее в легкой телогрейке забиралась в машину и дрожала, ожидая отъезда в город. Однажды в центре Балея, когда она медленно сходила с машины, грузовик внезапно начал движение… Если ли бы пассажиры не закричали и не остановили машину, случилась бы трагедия…

…В городском саду г. Балея в 1961 г. она неожиданно встретила человека, очень похожего на И. П. Легейдо, который, как выяснилось, был в той машине и запомнил трагический случай. Он стал расспрашивать, как сложилась ее жизнь. К этому времени она закончила Балейское педучилище, Читинский педагогический институт и уже работала учителем русского языка и литературы. Когда человек узнал это, то изумленно сказал: «Можно, я встану на колени, отдавая честь Вашим способностями, мужеству и стойкости!..»

В Читинский пединститут удалось поступить только со второго раза. После первой неудачной попытки она успела поработать библиотекарем в средней школе № 4 родного пос. Новотроицк. Учиться и жить в Чите приходилось на одну стипендию. Из дома помощи не было, потому что семья жила очень бедно. Ее отец не мог найти хорошей работы после того, как частично потерял зрение на стройке… Но Аня все вытерпела… Даже покупала
подарки домашним, когда приезжала на каникулы, сэкономив что-то от скудной стипендии. Великолепная память и умение быстро ориентироваться, природная находчивость и остроумие сделали ее приметной на курсе.

В 1961 г. она закончила Читинский государственный пединститут, получив специальность учителя русского языка, литературы и истории. Курс был экспериментальным, готовили учителей-гуманитариев широкого профиля.

В 60-е гг. прошлого века пос. Новотроицк переживал расцвет. Приехало много специалистов со средним и высшим образованием и полуграмотных рабочих из Брянской, Орловской, Воронежской, Петропавловской и других областей. Секретное предприятие № 1084, связанное с Атомным проектом, добывало монацит из россыпи и работало в полную силу. Строились дома, в магазинах было хорошее снабжение. Поселок расширялся за счет освоения не только долины реки Унда, но и окружающих гор (сопок). Кто-то с черным юмором назвал одну из них Старухой (там была фабрика по обогащению монацита и кладбище), а вторую – Молодухой (там построили в 1952 г. новую школу № 4, Дом культуры, а позже – школу-интернат и молочный завод). Вскоре дети могли учиться в двух школах – восьмилетней № 10 и средней № 4. Многие учителя приехали из западных районов России… Только в конце 90-х гг.
прошлого века выяснилось, какая высокая радиоактивность из-за применения в строительстве монацитового песка содержится во многих домах пос. Новотроицк (до 300–400 мР/час). Поэтому в настоящее время разрушены бывшая обогатительная фабрика, контора предприятия, школа № 10, аптека, баня, молочный завод, заменена полностью штукатурка в Доме культуры…

Молодая учительница после окончания пединститута вначале смогла  устроиться на работу только в вечернюю школу, которая размещалась на базе восьмилетней школы № 10. Среди ее учеников оказалось много бывших одноклассников, которые работали на секретном предприятии. Всех работников обязывали получать среднее образование…

С этого времени маленькая, шустрая, прихрамывающая девушка стала Анной Тихоновной. Сама себе она приказала, что никогда ни у кого больше не будет просить денег в долг. Хорошо помнила, как в детстве ее посылали к соседям занять до получки отца…
Проживать пришлось в небольшом доме из двух комнат вместе с больной мамой, инвалидом-отцом и братом-школьником, где для работы у нее не было даже своего уголка. В семье часто случались скандалы… В доме отсутствовали холодильник, стиральная машина и все другие, привычные нам сейчас, бытовые приборы.

Только с началом ее работы в школе эти бытовые предметы начали появляться… Воду зимой и летом отец привозил на тележке из местной водокачки за полтора километра от дома. Семья жила натуральным хозяйством, как и преобладающая часть жителей поселка.

Очень скоро ее замечательная память, трудолюбие, стойкий характер и находчивость в полной мере проявились на работе. Она могла строго держать дисциплину в самых трудных переполненных классах, отъявленных хулиганов обезоружить острым словом.

Одинаково хорошо проводила уроки русского языка, литературы и истории. Большие пачки тетрадей учеников ее не страшили, хотя изрядно огорчали. Никогда не позволяла себе опаздывать. Требовательность к себе сочеталась со строгостью, честностью и порядочностью по отношению к ученикам и коллегам. В то же время оставалась неизменно остроумным человеком, способным шутить с самым серьезным видом. Многие годы избиралась председателем профсоюзного комитета школы, не боялась отстаивать справедливость на разных уровнях.

Анна Тихоновна родилась в СССР и была настоящим героем своего времени. Примерами для нее были герои произведений лучших советских писателей. Павка Корчагин из повести Николая Островского «Как закалялась сталь» и Алексей Мересьев из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» вошли глубоко в ее сердце… «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» – эту высокую планку, которую она поставила себе, хорошо чувствовали ученики.

Много раз ей предлагали вступать в коммунистическую партию, но коммунисты, которые ее окружали, к сожалению, не соответствовали этому уровню. Когда спрашивали, верит ли в Бога, неизменно говорила: «Бог – это моя совесть…»
Особенно трудно пришлось в конце 60-х гг. прошлого столетия. В 1968 г. брат, закончив среднюю школу, поступил учиться в Иркутский университет. В этом же году вместе с больной мамой Анна Тихоновна переехала жить в другой дом, располагавшийся недалеко от бывшей конторы предприятия № 1084. В конце
1968 г. мама умерла… Она работала в средней школе № 4, которая располагалась на горе Молодухе. Каждый день от дома до школы
нужно было подниматься в гору, особенно тяжело зимой. А ведь
еще были печка, огород…

Преодолевая все трудности, Анна Тихоновна помогала брату учиться и никогда не отчаивалась. Часто работала в 2 смены, проводила внешкольную работу, организовывала факультативы и различные праздники. Дети любили ее, доверяли свои секреты, нередко помогали ухаживать за огородом. Молодые учителя тянулись к ней за советом и поддержкой. Да и рассказчик она была отменный.

Учителя имеют большой отпуск. Анна Тихоновна никогда не оставалась летом в родном поселке. По туристическим путевкам она объехала весь Советский Союз. Была в странах Прибалтики, на Украине, в Белоруссии, в Крыму,
на Кавказе, в Средней Азии, в Москве и Ленинграде. Причем в некоторых местах по нескольку раз. Даже была отмечена значком «Турист СССР». Возвращаясь из поездок, могла многое рассказать и показать интересные фотографии. Повествуя о Второй мировой войне, показывала Брестскую крепость, мемориальные комплексы в Волгограде, Пискаревское кладбище в Ленинграде, где она побывала… Это вызывало у детей живой интерес, воспитывало патриотизм. Из поездок возвращалась отдохнувшая и  воодушевленная. Это лучшие воспоминания ее жизни… Нигде в стране тогда не было никаких проявлений национализма, насилия. Поэтому распад СССР для нее – величайшая ошибка и трагедия. Сейчас это понятно для всех бывших советских людей великой страны…

Особое значение в ее жизни имели геологи. Эта романтичная профессия была очень привлекательна для молодежи 50–70-х гг. прошлого века и всячески поддерживалась государством. По умению находить контакт с любым человеком и в любой обстановке, по остроумию, мужеству и стойкости они были ей близки. К тому же младший брат стал геологом и в течение 4 лет летом работал в Балейском районе после окончания университета, уезжая на зиму в Иркутск… Дело в том, что геологический факультет Иркутского
государственного университета, где после окончания университета стал работать брат, с Балейской геологоразведочной экспедицией проводил многолетние хоздоговорные работы (руководитель доцент Гладков Владимир Гаврилович). Фактически дом Анны Тихоновны становился базой для полевой партии геологов, когда она уезжала в отпуск… Многие друзья брата стали и ее друзьями (Владимир Гладков, Владимир Титов, Борис Томилов, Валерий
Пятков, Виктор Помазков, Анатолий Руднев, Сергей Летунов)… Но хоздоговорные работы закончились. С 1977 г. брат окончательно
обосновался в Иркутске, получил квартиру и перешел на работу в
Иркутскую геолого-съемочную экспедицию. Понимая, как ей тяжело жить в частном доме, он пригласил ее жить с его семьей в Иркутске в благоустроенной квартире…

Но в городе возникли другие проблемы. В поселке, где она выросла и проработала учительницей 17 лет, ее все знали и уважали. В Иркутске директора школ сначала относились с недоверием. Она 3 года работала в переполненной школе № 22 (единственной в то время для нового микрорайона Солнечный). Классы были большие и трудные, контакты в коллективе не всегда дружественные. Но она бралась, как и прежде, за любую работу, даже не соответствующую состоянию здоровья. Так, посадки березовой рощи возле залива р. Ангары ученики этой школы делали под руководством Анны Тихоновны… Получить отдельную бесплатную благоустроенную квартиру в Иркутске, как и когда-то в Балее, было невозможно.

С большим трудом удалось вступить в жилищно-строительный кооператив и получить квартиру в новом микрорайоне Первомайском. Она вложила в эту квартиру все средства, оставшиеся от продажи дома в г. Балее. Переехала от брата в 1981 г. В то время в микрорайоне Первомайском была только одна
школа № 6 на горе, а ее дом оказался опять далеко внизу. Как и в
Забайкалье, приходилось преодолевать большие трудности, добираясь до работы. Зимой было очень скользко.

Директор школы Надежда Ульяновна Забельская вначале приняла ее только на внеклассную работу в продленке. Но очень скоро она поняла способности Анны Тихоновны. Как и прежде, ей доставались самые трудные классы, где другие учителя не справлялись… Заставляя нерадивых учеников посещать школу, приходилось после работы ходить к родителям по домам, выискивать
учеников в подвалах… Скоро в микрорайоне Первомайском построили новую школу № 35, располагавшуюся ближе к ее дому. В этой школе она проработала до ухода на пенсию. Здоровье стало подводить. В 1991 г. сломала левую руку при посещении магазина.

При ее нестандартном костном аппарате в гипсе ходила дольше обычного, потом пришлось долго заниматься лечебной физкультурой, разрабатывая руку… Позже оказалось, что при падении произошло повреждение позвоночника, на что не обратили внимание…Трудно стало подниматься по высоким ступенькам лестниц…

Но еще труднее в 90-е гг. прошлого века стало преподавать литературу школьникам. Ведь в стране происходила идеологическая перестройка. Отвергали самое ценное из советской эпохи – честность, жертвенность, патриотизм… Во главу угла ставили только борьбу за рубль, а вместо сочинений в школах внедряли тестирование… Такие герои, как Павка Корчагин и Алексей Мересьев, все меньше интересовали молодежь…

С 1993 г. она жила на пенсию. И только с этого времени оформила инвалидность с детства по уровской болезни высшей степени (I группы), хотя могла бы это сделать значительно раньше.

23 года практически не выходит из квартиры… Но характер неугомонный. Занималась на дому репетиторством по русскому языку с отстающими  школьниками. Увидев из окна, что нет уличных фонарей на улице, неустанно звонила депутату городской думы от микрорайона Первомайский, пока не сделали освещение.

Каждый год высаживала на балконе различные цветы и даже помидоры, с юмором называя это место «балдача» (балконная дача)… Анна Тихоновна гордится тем, что всю жизнь отдала трудной профессии школьного учителя, а свое сердце – многочисленным ученикам, которые живут сейчас в Казахстане, Москве, Сочи, Мурманске, Иркутске, Чите и во многих поселках  Забайкальского края, Бодайбо, Балее… По праздникам она получает от 30 до 40 звонков со всех концов нашей страны и ближнего зарубежья. Она понимает, что значение настоящего учителя только возрастает с годами. Особенно любят ее в микрорайоне Первомайском выпускники 1991 г., которых она учила с пятого класса сначала в школе № 6, а затем – в школе № 35 (Илона Мягкова, Елена Поталицына, Елена Кондрашова и другие…). Среди ее любимых учеников есть доктора и кандидаты наук, заслуженные учителя  Забайкальского края (Александра Веселкова), заслуженные работники культуры Забайкальского края (Павел Щеголев). Самые надежные ее помощницы и близкие по духу люди – две Наташи, которых она называет – младшая дочка и старшая дочка. Первая – Наталья Бехтер (Никитина) – училась у Анны Тихоновны в Балее, а потом через много лет нашла ее в Иркутске. Вторая – учительница из школы № 35 Наталья Романовна Нечаева, с которой они вместе работали в одном кабинете 4 года.

Анна Тихоновна отметила свой 80-летний юбилей, называя его 240-м (если считать один год за три по степени трудностей, которые ей пришлось преодолевать!). Она по-прежнему верна тем принципам, которые выработались с детства в стране под названием СССР. Вся ее жизнь была  отдана людям, ее «не жжет позор за подленькое и мелочное прошлое», как и Павку Корчагина. Пожелаем ей здоровья, света и тепла в сердце!               


Рецензии
Валя дорогая,не могла читать без волнения и слёз.Знаю,как трудно инвалиду утвердится, как тяжело и тот человек,который смог стать таким сильным и добрым настоящим учителем,вызывает безмерное уважение и восхищение!Анне Тихоновне здоровья и долгих лет жизни! Валя спасибо за рассказ о замечательной женщине!

Марина Попенова   27.01.2018 07:44     Заявить о нарушении
От того, что безмерно уважаю Анну Тихоновну и восхищаюсь ей, и поместила копию статьи о ней. Нам, ученикам, она о себе не рассказывала. Результатом прочтения статьи стали мои вирши об Анне Тихоновне, потому что тоже не могла читать спокойно о ее жизни. Наша дорогая учительница и сейчас, как всегда,-молодец! Большое спасибо,дорогая Марина,за отзыв, за неравнодушие! С уважением,

Валентина Товпегина   27.01.2018 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.