153. Школа даосов о совершенствовании

Владимир Фёдорович Власов
153.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

- Учитель, прошлый раз вы говорили о пяти спасительных действиях, при помощи которых можно обрести полное освобождение. Что это за действия?

Услышав мой вопрос, Учитель улыбнулся и сказал:

- Сегодня речь пойдёт об убийстве, но об убийстве внутри себя, в своём сознании. Ты, наверное, слышал французскую поговорку: «Le meilleur est l’enemie du bien» - «Лучшее – враг хорошего», так вот, в стремлении к совершенству и красоте нельзя иметь посредников-учителей. На первом этапе они, конечно, могут помочь тебе овладеть знанием, но потом они уже являются тормозом, когда твоё внутреннее созревает до такого развития, что требует своего собственного совершенствования. Поэтому, идущему по пути совершенства нужно превзойти своего учителя, иными словами, внутренне убить его в себе. Также и в самосовершенствовании, и в овладении высшей реальностью нужно совершить в своём сознании пять действий – убийств: убить отца, убить мать, пролить кровь Бессмертного, нарушить мир в согласии святых и мудрецов, сжечь все священные писания и иконы.

- Что это значит?! – воскликнул я в ужасе.

- Это значит, - сказал Учитель, - что все небесные знания нужно получать не через посредников, а напрямую, то есть, «убить отца» означает то, что, когда сознание сосредоточено в одной точке и, где бы ты не искал, нигде нельзя найти места для возникновения и исчезновения, подобно эху в пустоте; когда везде и всюду покой и Недеяние – это и называется «убить отца». «Убить мать» - это убить алчность и страсть, когда сосредоточенным сознанием ты вступаешь в чувственный мир страстей и желаний и пытаешься найти эти страсти, но видишь лишь пустотность признаков всех вещей, когда нигде нет привязанностей – это и называется «убить мать». «Пролить кровь Бессмертного» - это когда ты вступаешь в высший истинный мир, и сосредоточенность твоего сознание не рождает объяснений или каких-либо мысленных интерпретаций – это и есть «пролить кровь бессмертного». «Нарушить мир и согласие святых и мудрецов» - это когда, сосредоточив сознание, ты правильно постигнешь, что страсти, препятствующие просветлению, подобны пустоте и не имеют никакой опоры, - это и есть нарушить мир и согласие мудрецов». И наконец, «сжечь священные писания и иконы» - это то, когда узрев, что причинно-следственные связи пустотны, сознание и реальность тоже пустотны, ты мгновенно решительным ударом разрубаешь все связи со всеми учениями, внезапно прекращаешь всякую активность и обретаешь Недеяние – это и есть то, что называется «сжечь священные писания и иконы». И если ты сможешь постичь это, то тебя уже не будут сковывать внешние преграды из слов «обычный» и «священный», и на твоём пути уже не будет посредников, и тогда твоему уму откроется Небесный Путь.

- Значит, для того, чтобы освободиться, нужно убить учителя? – спросил я. – Тогда мне понятен сон, в котором мне явился Ян Чжу и рассказал мне свою притчу о метком стрелке. Он говорил о том, что нет пределу совершенства.

И я пересказал Учителю эту притчу.


 МЕТКИЙ СТРЕЛОК

Гань Ин когда-то высшим в старину стрелком считался,
Натянет лук лишь, сразу звери, птицы все ложатся.
Стремительный Вэй мастерству стрельбы с ним обучался,
Потом же, превзойдя его, не мог с ним оставаться.

Вначале же, когда пришёл к нему стрельбе учиться,
Сказал тот: «Научись сначала не моргать ты глазом,
Чтоб без помех и отвлечений цель мог видеть сразу,
Затем стрелять начнём, без промаха чтоб мог бить птицу».

Когда Стремительный Вэй овладел стрельбы ученьем,
К нему пришёл учиться Цзи Чан, низко поклонился,
Вначале Вэй Стремительный его занялся зреньем,
Сказав, чтоб не моргал и ясно видеть цель учился.

Цзы Чан домой вернулся, там жена ткала наряды. 
Подумав, под своей жены ткацкий станок улёгся,
Глядеть стал, как снуёт челнок, ловя мгновенья взглядом,
Смотрел так долго, что челнок вдруг пламенем зажёгся.

Через два года не моргал, даже когда кололи
Иглой иль шила кончиком ему в уголке глаза,
Тогда к Стремительному Вэю обратился сразу,
Сказав тому, что глазом не моргнёт даже от боли.

Тот молвил: «Недостаточно ещё для начинанья,
Теперь учись смотреть, иначе всё будет напрасным,
Учиться нужно видеть малое до основанья,
Чтоб малое большим стало, туманное же – ясным».

Подвесил Чан к окну вошь тут на конской волосинке,
И днями стал смотреть не неё взглядом против света,
Через неделю рассмотрел на теле всём морщинки,
А через десять уж видел, что в носу продето.

В его глазах вошь выросла вдруг до размера лука,
Слух обострился, он услышал даже её голос,
Из рога яньского взял лук, стрелу же из бамбука,
И выстрелил, пронзил ей сердце, не попортив волос.

Стремительному Вэю доложил, тот растерялся:
Воскликнул: «Овладел искусством ты, со мной сравнился» ?!
Чан понял - для него соперник лишь один остался
В лице учителя, и тут его убить решился.

На поле встретиться решили, силы выясняя,
Стрелять друг в друга стали яростно, стрел не жалели.
Их стрелы сталкивались, никого не поражая,
Отскакивали наконечники, как цель от цели.

Вот у Стремительного Вэя стрелы все иссякли,
А у Цзи Чана лишь всего одна стрела осталась,
Спустил её, Вэй прут схватил с опереньем из пакли
И отразил стрелу, та где-то в поле затерлась.

Тут оба мастера расплакались и поклонились
Друг другу до земли, отцом и сыном стать решили,
Тайн чтобы никому не передать, договорились,
Скрепив печатью клятву кровью, пальцы надкусили.

Примечание

Гань Ин (Фэй), Стремительный Вэй и Цзи Чан – легендарные стрелки древности. 

Учитель, выслушав эту притчу, сказал мне:

- Есть один иероглиф, который ты прекрасно знаешь. Этот иероглиф означает Путь – Дао. Всмотрись в него. Путь – это движение и пустота. Там, где чистота и пустота, и пролегает путь даоса. В нём нет опоры, потому что Истинный Путь проходит не по земле, а в небесах. В этом пути нужно рассчитывать только на самого себя, Путь – это дорога к совершенству, но также может оказаться и движением к заблуждению, если это - неправильный путь. Во всяком случае, вглядываясь в путь, мы ничего не видим в его глубине, но готовы ко всем неожиданностям, потому что там может оказаться не только что-то туманное и необычное, но и необъяснимое, ибо наше будущее покрыто тайной.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович