Блаженная Манька

Ирина Дмитриевна Кузнецова
Полдень. Стою на остановке в ожидании автобуса. Смотрю на хмурое сентябрьское небо  цвета асфальта.  Народ на остановке под стать небу. В пасмурные дни у большинства людей почему-то портится настроение. И тут подходит ко мне Манька, соседка по дому. Смотрю на неё и не могу понять, в чем дело: что-то не так, что-то резко  не соответствует жизненной ситуации.

 Лицо Маньки светится счастьем – настоящим безудержным счастьем, какого в природе людской уже давно не существует. Улыбка Моны Лизы меркнет перед Манькиной  затаенной улыбкой. А глаза – нет, таких глаз просто ни у кого нет! – чистые-лучистые.  «На свидание собралась? – думаю я. – Не похоже это на неё». На этом мое воображение дало сбой.

– Маня,– спрашиваю я осторожно, – ты куда идешь?
– Не куда, а откуда, – поправляет Манька.
– Так откуда?
– Из овощного.
Наш овощной магазин пользуется в округе нехорошей славой – уж очень там продавцы дурные: то обвешивают, то обсчитывают. Нет, оттуда счастливым еще никто не выходил.

– Мань, ты в лотерею выиграла или наследство получила? – продолжаю я.
Манька  качает головой.
– Дочка, что ли, из Канады вернулась?
– Да нет…
– Так почему же ты такая?
– Какая  – такая?
– Счастливая будто…
– А, это со мной приключение случилось…– и она замолкает, словно решая, рассказывать дальше или нет.
– Какое приключение, Мань? Расскажи!
 
– А вот, как раз перед летом и случилось – дали мне премию, тысячу рублей. Иду домой, думаю, на что шальную тысячу употребить. И вдруг, слышь, подруга, ливень хлынул – ну чистый потоп. Стою я в подворотне в и говорю себе: «Зонтик надо купить, вот что!» И тут же пошла – ты подумала на рынок? – нет, в большой магазин. Выбирала – час! Ну, уж и купила зонт – на всю тысячу! Большой, а в три раза складывается. Но это не главное. Главное – расцветка. Вот именно расцветка: будто из зеленой листвы солнце проглядывает. Солнечный зонт! Иду я в мутную погоду, на всех дождь льет, а надо мной солнце светит!

 «Значит, это было больше трех месяцев назад, – прикинула я про себя. – Что же это она с тех пор так счастливая и ходит? Не верится что-то…»
– Ты, Маня, такая счастливая, потому что зонтик купила? – уточнила я.
– Да нет, не в этом дело. Я его вчера потеряла.
– Как потеряла?
– В овощном оставила – стала покупки упаковывать, ну и забыла на столике под весами. Потом вернулась, а его уж нет. Я чуть не заплакала, такая печаль на меня накатила. Недолго мой солнечный зонтик меня радовал… Иду домой, смотрю под ноги, и белый свет мне не мил. За что же Бог меня наказал, думаю?
 И вдруг – как просветление на меня нашло. Представила я, что пришла в овощной одна бедная старушка, увидела мой новый и прекрасный зонтик, обрадовалась. И подумала: «Вот счастье-то!» Взяла его и пошла домой…
 
– Мань, так она твой зонт украла!
– Вот и я сначала подумала, что украла. Но потом представила такую картину. Подходит ко мне та самая старушка и говорит: «Манечка, подари мне свой новый зонтик. У меня отродясь  такого не было, да уж никогда и не будет». Ты бы смогла ей отказать? Я бы не смогла. Мне не жалко, тем более для хорошего человека…
 
– Мань, а она  – точно хорошая?
– Да точно! Она же – бедная.
– Откуда ты знаешь, что бедная?
– Так у неё же зонтика нет!
– А может, есть?
– Стала бы она у меня тогда просить!
 
– Что-то ты, Маня, меня совсем запутала. Она разве просила?
– Конечно, бедная, – продолжала Маня, будто не слыша меня.  – И собачка у нее такая маленькая, рыженькая, с острой мордочкой, хвост крендельком. Она с ней во дворе гуляет, причем в любую погоду. И в дождь, и в снег, и в бурю…
– Маня! А про собачку-то ты откуда знаешь, про маленькую? Ты что, её видела?
– Ну, конечно, у неё маленькая собачка! – увлеченно продолжала Манька. –  Как же ей большую прокормить на одну пенсию! Нашла она собачку, пожалела, у себя оставила… Чего же тут непонятного… Ну вот, теперь старушка с ней под солнечным зонтиком гулять будет. Представляешь, какое счастье! Вот я все это представила, и от души у меня отлегло.

 А потом опять – как обухом по голове: «А чехол-то от зонтика у меня в кармане остался!» Ты понимаешь, как она огорчилась, что зонт без чехла. А мне-то чехол теперь ни к чему. Ну, я сегодня с утра его и отнесла в овощной, на то место положила, где зонтик вчера забыла,  именно на то самое. Сейчас ходила посмотреть – нет чехла! Значит, взяла. Вот теперь у нее совсем полное счастье.
– Мань, так это у неё счастье. А у тебя-то ничего ведь нет.
– Как же нет! У меня как раз и есть, через неё! Ведь это бывший мой зонтик ей достался.

Подошел автобус, я вошла, села у окна. А  Маня осталась на остановке. Она махала мне рукой и улыбалась. Блаженная Манька! Счастливая  Манька…