Жемч. Ожер. Гл. 12 2012 г. Часть 19 Дневник

Дудко 3
РАЗБИРАЮТ   ЁЛКУ


ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ

Глава 12 – ДНЕВНИК  ИЛЬИ  2012 год

ЧАСТЬ 19   ЧТО  ТАКОЕ  - ДНЕВНИК?


Вот и прошёл 2012 год.  Не только года уходят в прошлое. Они забирают с собой всё, что уже произошло, кануло в небытиё.
Все мы стали на год старше. И Илье уже пошел 4-й годик. Что ждёт его впереди?


Мы опубликовали рассказы о первых трёх годах жизни Ильи.

Сегодня идёт – 2017 год. Значит, осталось для публикаций ещё 5 таких же больших Глав.

Мы без изменений переносим сюда записи, сделанные в ДНЕВНИКЕ  ИЛЬИ, которые  мы вели в первые  прожитые им 6 лет жизни.
Добавляем лишь – соответствующие фотографии.

Почему-то я задумалась – а можно ли наши рассказы о нашем правнуке называть – ДНЕВНИКОМ?

То, что мы отнесли эти публикации в раздел – РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ, - это не подлежит сомнениям.

Я не претендую на звание – писательница или тем более – детская писательница.

Считаю, что публикуемые нами (ИРАИДОЙ И ВИКТОРОМ), произведения следует рассматривать, как – МЕМУАРЫ и ПУБЛИЦИСТИКУ, в основном относящиеся к периоду Советского СОЮЗА. Поэтому наши воспоминания относили в раздел – ИСТОРИЯ  И  ПОЛИТИКА.

Но вот мы медленно, вместе со всеми перебрались в новую, современную Россию. И поэтому у нас стали возникать сомнения – куда относить наши публикации?

Понятно, что:

 О растениях – в ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ…
 О правнуке – в РАССКАЗЫ  О  ДЕТЯХ.

Но, правильно ли мы назвали Главы об Илье – ДНЕВНИКОМ?

Хотя на самом деле мы переносим сюда тексты из дневников Ильи, которые мы раньше вели, записывая всё, что с ним и нами происходило.

И всё же - что такое ДНЕВНИК? Не люблю откладывать сомнения на потом...
Зададим этот вопрос интернеу…


Определение термина "Дневник".

Что такое Дневник? Дневник – это литературное произведение, периодически восполняемый единый текст, в датах, часах и минутах воспроизводящий прошедшую жизнь своего автора, касающуюся сугубо личных или широко известных впоследствии общественных событий; один из распространенных видов мемуарного жанра.
Дневник значение и определение понятия...
www.TextoLogia.ru›


                ДНЕВНИК

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.
Синонимы:
блог, деловой дневник, дневничок, дневной журнал, ежедневник, еженедельник, журнал, записи, зеркало души, интернет-дневник, календарь, книга, органайзер, склерозник, фотодневник.
 

                ДНЕВНИК
Так называются записки, составленные данным лицом, о событиях своей внешней и внутренней жизни. Самое название «Дневник» (от слово «день») указывает на отличительную формальную особенность этих записей: они ведутся в хронологическом порядке, по мере развития событий, правда, иногда с более или менее значительными перерывами, обусловленными либо внешними обстоятельствами, либо душевным состоянием автора дневника. Во всяком случае, подобные записи не ретроспективны: они современны соответствующим событиям. От этой основной формальной особенности дневника зависит и расчленение его на части. Оно обусловлено датой отмечаемых событий, а не их внутренней последовательностью.

Второй значительной особенностью дневника служит его субъективная форма: рассказ о событиях ведется всегда от первого лица, выбор темы всегда явно зависит от личных интересов автора.

Авторами дневников нередко бывают лица, никакого отношения к искусству не имеющие. Даже писатели-художники, ведя свой дневник, если он не предназначен к опубликованию, не ставят при этом перед собою специальных художественных задач; Поэтому обычный дневник, в большинстве случаев, не может еще рассматриваться, как художественное произведение. Но и обычный дневник рядового человека все же кроет в себе некоторые особенности, могущие заинтересовать исследователя литературы.

Среди этих особенностей наиболее ощутимая — стиль эпохи. Таков, например, дневник Веры Сергеевны Аксаковой. Ни художественные произведения ее отца, ни публицистические — брата — не могут, так живо передать мелкие особенности быта, неприметные изгибы современной ей психики, едва уловимые оттенки в мироощущении данной среды — как эти незамысловатые записи, занесенные неуверенной женской рукой.

Дневники писателей, помимо своего очевидного значения в качестве историко-литературного документа, интересны для нас и обрывками художественных образов, особенностями речи, в которых ведь не могли не сказаться, помимо даже желания, писательские наклонности автора.

Но художники слова могут пользоваться дневником и просто, как литературной формой. Здесь мы встречаемся с двумя разновидностями: или это действительно дневник писателя, но предназначенный для постороннего чтения, или же это записки совершенно вымышленного лица, литературного героя.

Образец первой разновидности дневника, как литературного произведения — «Дневник писателя» Достоевского. В нем переплелись в один клубок самые разнообразные темы: литературные, общественные, политические. Здесь уже выбор темы определяется не личными только интересами автора, но интересами круга его читателей. И самый язык «Дневника Писателя» — не непритязательный язык обычного дневника: фельетонный стиль этих страниц расчитан на чужое внимание. Хронологическая форма дневника дает Достоевскому повод к оживлению основной темы вставными замечаниями, ссылками на личные обстоятельства и проч., что искусственно (и искусно) содействует непринужденности речи. Та же форма создает возможность вставлять среди публицистических тем и отдельные художественные произведения: включенные Достоевским в свой «Дневник» рассказы («Бобок», «Сон смешного человека» и др.) — это страницы подлинного поэтического письма.

Другая разновидность дневника — литературной формы — дает не меньше художественных возможностей. Среди примеров русской литературы — «Записки из подполья» Достоевского, «Дневник лишнего человека» Тургенева. Мопассан дает образец этой формы в своем фантастическом рассказе «Horl». И у Достоевского, и у Тургенева, и у Мопассана выбор этой формы обусловлен психологическими заданиями произведений: заставляя говорить самого героя, они еще больше обостряют свой психологический анализ, придавая ему, к тому же, характер особой правдоподобности. Эта последняя особенность (придание правдоподобности) прекрасно использована Мопассаном, в связи с одним еще обстоятельством, — с фантастичностью основного сюжета.

Рассказ «Horl» — несколько листков, заполненных беспорядочными записями, лихорадочно сделанными рукою уединенного мечтателя. Его посещает по ночам какое-то странное существо, которому он дает имя «Horl». Сначала дух дает знать о себе едва уловимыми признаками, затем все больше и больше внедряется в жизнь героя, пока тот, обезумев от его преследований, не поджигает, наконец, весь дом, желая уничтожить в пламени своего мучителя. Такова внешняя фабула рассказа. Она фантастична и смещает реальную установку событий. Но Мопассан, пользуясь избранной им формой дневника, создает здесь своеобразный эффект. Параллельно с развитием внешнего фантастического сюжета, развивается внутренний сюжет — безумие героя. Дневник, под пером Мопассана, служит, таким образом, одним из наиболее удачных видов комбинации сюжетов. Эта комбинация, к тому же, заключает в себе и реалистическое оправдание фантастических событий.

Связь между формой дневника и психологическим анализом находит подтверждение не только в особенностях самой литературной формы, но и в исторических данных. Для сентиментализма и романтизма, выдвинувших жизнь сердца на смену рационалистическим темам предшествующих литературных направлений, дневник стал одной из излюбленных форм.

    Валентина Дынник.

АКАДЕМИК
Dic.academic.ru


Всё вполне понятно.

Но, чтобы ещё раз не возвращаться к нашим сомнениям, воспроизведём ещё один текст.


                Дневник

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ru.wikipedia.org

Дневник — совокупность фрагментарных записей, которые делаются, как правило, в одной книге (тетради или на ином носителе информации) за определённый период времени для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты (обычно записи, находящиеся "под данной датой" соответствуют ей). При этом дневники за разные периоды времени по понятным причинам располагаются чаще в разных книгах (тетрадях и т.д.). Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и, как письменный жанр, сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии. По смыслу дневники, мемуары, автобиографии являются "взаимопересекающимися жанрами", вплоть до того, что, например, в автобиографии могут цитироваться дневники за какой-то период.

Дневник в культуре

Начало широкого распространения подобного интереса к себе и практик его периодического закрепления на письме принято связывать с сентиментализмом и романтизмом в европейской культуре — направлениями, культивирующими личные переживания и субъективное отношение к миру, приверженцы которых не только сами вели дневники, но и "заставляли" это делать героев своих произведений. Определённое воздействие на практику ведения дневника оказал протестантизм с его навыками рационального управления «душевным хозяйством» — учетом сделанного, продуманного, перечувствованного за день. Личные и путевые дневники в японской культуре, аристократической и монашеской, жанр непринужденных записок дзуйхицу и т. п. (Сэй Сёнагон, Мацуо Басё и др.) — явление, до некоторой степени сходное, но оно имеет собственные культурные корни, традиции и формы. Подавляющая часть известных дневников относится к XIX—XX вв. и приходится на Европу.

Можно различать деловые и личные дневники, дневники путевые (например, «Дневник путешествия в Лиссабон» Генри Филдинга, 1755), бытовые, литературные (писательские). Особую ценность имеют дневники выдающихся людей или близких к ним лиц, документы переломных периодов истории, однако не менее важными, содержательными и интересными могут оказаться повседневные подробности жизни обычного человека, тем более что основной груз упомянутых переломных периодов приходится на себя принимать именно ему. Новые перспективы в практике ведения дневников открывает Интернет.

Дневник как литературная форма

От собственно дневников стоит отличать литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её. Такова, например, публицистика Достоевского в его «Дневнике писателя» или повесть Гоголя «Записки сумасшедшего», «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте, «Дневник сельского священника» Жоржа Бернаноса, «Ирландский дневник» Генриха Бёлля, «Северный дневник» Юрия Казакова, «Тошнота» Жана-Поля Сартра и др.

Фальшивые дневники

Существуют поддельные дневники, в том числе — приписываемые известным историческим личностям. Такова, например, известная фальшивка, распространившаяся в Германии 1980-х годов, — мнимые «Дневники» Гитлера. Аналогичный пример — «Дневники» Муссолини.
Также существует такой род фальшивых дневников, носящих комический или сатирический характер, когда от читателя не скрывается, что этот дневник написан не тем человеком, от имени которого ведутся записи. Например, «Тайные дневники Роджера Уотерса».

Дневники и политика памяти.

В ряде стран (например, во Франции) организуются конкурсы на лучший дневник, а соответственно и вручаются премии их авторам — не профессиональным литераторам. Существуют архивы, собирающие и хранящие такие дневники частных лиц («Народный архив» в России; «Ассоциация в защиту автобиографии и автобиографического наследия» во Франции).
Уникальный многотомный проект «Эхолот» — воссоздание памяти о Второй мировой войне на основе дневников, переписки и других личных документов тысяч людей принадлежит немецкому писателю и историку Вальтеру Кемповскому .



Меня давно интересовало новое  слово – БЛОГЕР.

И, вот, теперь для меня стало открытием, что  оказывается БЛОГЕР имеет родственное значение определению – ДНЕВНИК.


Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое распространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой.

В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции.
Сервер представляет информацию - как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала.

ТЕМА – БЛОГЕР очень интересная. Похоже мы давно уже стали одной из этих интересных разновидностей деятельности БЛОГЕРОВ.

Но это – отдельная тема.


В заключение – нашим читателям:

Поскольку тема ДНЕВНИК ИЛЬИ предполагает впереди ещё не маленький объём текста, а у нас много «задолженностей» по другим темам, временно переключится на другую тематику. Но  к продолжению этих публикаций вернёмся обязательно…