Биш Морат, вступление

Рустам Ишмуратов
Вместо предисловия

Биш Морат - пять желаний, пять надежд, пять задач.
Это Родина, Семья, Личность, Профессия, Увлечение.
И везде присутствует Игра в ее разных проявлениях. Об этом можно долго размышлять и находить все новые аналогии.
Например, название игры Го на японском языке означает цифру 5.

Итак, Игра! Что это?
Развлечение, искусство, спорт, образование, воспитание?
Отдых от работы, макет ситуации, модель развития, взгляд в прошлое, размышления о будущем?
В толковых словарях и в книгах философов определению слова Игра посвящены страницы, страницы и страницы…

Да! Игра сложное философское понятие, феномен однако! В ней много действий, но на каждом ходу присутствует принятие решения. Решение понарошку, в шутку, играючи, иногда с риском для результата, иногда для состояния, а порой и для жизни!
И как не вспомнить, А. С. Пушкина – «Что наша жизнь? Игра!»

Так мы живем или играем?

Голландский ученый Йозеф Хёйзинга в трактате «Homo Ludens» «Человек играющий», 1938 г. пришел к выводу, что человек потому называется человеком, что умеет играть.
Родители мои - люди театра, и игра для них была делом жизни - профессией.
Я инженер-конструктор и постоянно мысленно играю деталями еще не созданных механизмов.
Внуки мои играют дудками, барабанами, мозаиками и рисуют на обоях.

Игры бывают разные, остановимся на играх настольных.  Они не велики, их можно сочинять, изготавливать и тестировать в одиночестве или в семейной мастерской, а ныне и в интернете. Анализировать и экспериментировать. Очень удобно!
Настольные игры, кубики, головоломки были мне близки всегда. В шашки, шахматы, домино, лото, карты – играл с детства. В карты на деньги нас учил играть одноглазый бабай в нашем старом казанском дворе еще тогда, когда я только пошел в первый класс, а в шестом классе в сеансе одновременной игры по шахматам я сыграл вничью с Рашидом Нежметдиновым – нашим великим мастером красивых партий.

Когда-то, году в 1970-ом, прочитал про куб Сома.
Есть такая головоломка. В 1933 году ее сочинил датский ученый Пит Хейн. Набор включает 7 фигур. Одна из фигур составлена из трёх кубиков, а остальные - из четырёх. Из всех 7 фигур можно сложить один большой куб размером 3;3;3 кубика. (М. Гарднер «Математические головоломки и развлечения» М. 1971 г.).
Тогда же я по подобию сочинил головоломку из треугольных призм и подарил ее племяннику. Племянник давно вырос, однако и сегодня я эту призму не вижу в Интернете среди игрушек. Назовем, ее Шак-Мак (кубик), о ней я расскажу позже.
Затем придумал стоклеточные шахматы. Добавил к королю королеву, ввел второго ферзя, уточнил правила и отправил в молодежную газету «Комсомолец Татарии». Развития игра не получила, но заметку о ней напечатали.
Потом я выдумал еще что-то, но все осталось в незаконченных образцах и пылится на антресолях в большом пакете. Недавно дочь посетовала на бессмысленность ситуации и посоветовала мне рассказать о своих игрушках, чтобы они не пропали зря.

Я вспомнил о старых наработках, покопался в интернете, понял, что современные настольные игры ушли далеко вперед и превратились в индустрию развлечений, но некоторые мысли из моего пакета показались мне еще актуальными.  Стал разбирать головоломки, попутно разработал пару настольных игр. Об этом мой рассказ.
Но сначала я должен ответить на один вопрос.

Зачем я сочиняю головоломки, настольные игры и пишу эту книгу?

Вопрос не случайный. Я трачу время, трачу средства, напрягаю мозги.
То, что я на этом деле не заработаю, это очевидно. Я на эти темы отвлекаюсь уже много лет, но живу не на средства от разработки головоломок и настольных игр. Я конструктор компрессорных машин и трудовая моя жизнь в них.
Может быть тщеславие! То, что я не прославлюсь в этой теме, тоже очевидно. Когда я набираю в поисковике настольные игры или головоломки, выскакивают тридцать тысяч вариантов и образцов того и другого, популярных и не очень, новых и не совсем.
Разработчиков настольных игр в России, тоже немало, например, в группе «Гильдия разработчиков настольных игр» в Контакте – более двух с половиной тысяч человек! И все активны. Играют в разработчиков!
В общем, славы не предвидится!

И так во всем.
До перестройки, еще в СССР, работая в конструкторском бюро, я изобретал шестеренки, профили роторов, механизмы. Заимел два десятка Авторских свидетельств и Патентов на изобретения, но внедрения, увы, нет. Изобретательство это часто тоже только игра!
Позднее, сочинил несколько стихов и отнес в редакцию.  Главный редактор сказал: «Стихи хорошие, но поэтов много. Вот если бы вы писали прозу…»
Когда я зарегистрировался на сайте stihi.ru выяснилось что поэтов в России более семисот тысяч. И это только на одном сайте.
Когда я написал рассказ и поместил его на сайте proza.ru оказалось что писателей на нем более двухсот пятидесяти тысяч. А есть еще и другие литературные сайты, и не мало.
Представляете, в России миллион поэтов и полмиллиона писателей!!! Что они там пишут и кто их читает? Играют в писателей и поэтов!

Поговорим о творчестве.
Каждый человек в чем-то творец! И это в нем от роду. Говорят же: «Он художник (артист, слесарь, пекарь, композитор, писатель) от Бога! То есть способности, талант не воспитываются, они даются. Нужно только искать свой талант. Он есть! И человек ищет, ищет его всю жизнь, даже если он в этом не признается никому, и себе тоже. Он ищет себя!
Способность к творчеству это внутренняя потребность человека и она …

 (Чем это пахнет? На кухне выкипела вода в чайнике, и запахло горелым металлом! Черт!)

Так о чем это я? О творчестве!

Однажды один татарский драматург Туфан Минуллин сказал другому драматургу постарше, о том, что будь его власть, он бы писателям по достижении пенсионного возраста запретил писать и отбирал бы у них перо. Тот, что постарше, это был мой отец, драматург Риза Ишморат, улыбнулся в ответ и ответил: «Творчество это «болячка» навсегда и избавится от нее не возможно! Хотел бы я посмотреть на тебя в шестьдесят лет!»
Прошли годы. Позднее эту историю рассказал сам Туфан Минуллин, признав правоту старшего товарища. Они оба уже закончили свой путь, но мысль осталась. Творчество неотделимо от жизни!

Творчество, Жизнь, Игра!

И в этом ответ на вопрос: «Зачем я сочиняю настольные игры?!».
Я делаю головоломки, ломаю свою, теперь уже седую, голову. И никуда от этого не деться! Так сложилось, и всем советую творить, чтоб не засохнуть. Ключевые слова: «Чтоб не засохнуть!!!»

Если вы думаете, что многое знаете о настольных играх - я вам сейчас (счас!) еще кое-что добавлю.