Die kunst der fuge - искусство диалога

Александр Синдаловский
        Цветы
        (многоголосая фуга – служебная)
       
        – Светка, откуда цветы?
        – Не знаю, Маш, сама удивилась.
        – Ты же в рань собачью на работу приходишь.
        – Когда пришла, они уже стояли.
        – Эй, Нина!
        – Что Маша?
        – Ты во сколько вчера с работы ушла?
        – В семь. Пятнадцать.
        – Видела, кто цветы принес?
        – Нет. Когда уходила, их не было.
        – Прям мистика какая-то!
        – Что ты возмущаешься? Мне б кто принес. А когда инкогнито, то даже интереснее.
        – А я и не возмущаюсь – я хочу понять. Ой, да это, наверно, Сережка...
        – Сережа? Ну-ну...
        – Серега!
        – Что, солнце?
        – Спасибо за цветы!
        – Какие цветы? Что под окнами растут? На здоровье!
        – Под какими окнами?
        – В клумбе. Ты не замечала? Выгляни в окошко, не пожалеешь.
        – Те, что на моем столе в вазе.
        – На столе? Дай посмотрю...
        – Признавайся, ты?
        – Кажется, нет...
        – Врешь?
        – К сожалению, не вру.
        – Ну, и уходи к своей клумбе.
        – В следующий раз будут обязательно от меня!
        – В следующий раз могу и не принять. Свет, это не от него...
        – Конечно, не от него.
        – Почему это, конечно?
        – Потому. Может, от Валеры?
        – От Валерия Сер...
        – Сергеевича, Сергеевича. Ты не замечала, как он на тебя смотрит?
        – А... может, кое-что и замечала...
        – Так вот я подозреваю, что цветы от него.
        – Валерий Сергеевич...
        – Ммм... Слушаю Вас, Мария Валентиновна.
        – К чему формальности? Просто Маша.
        – Слушаю Вас, просто Маша.
        – Цветы случайно не от Вас?
        – Случайно, не от меня.
        – Простите.
        – Не стоит. Красивые цветы. Это лилии?
        – Нет, наверное, каллы.
        – Вот как. Заранее поздравляю.
        – Не стоит, Валерий Сергеевич. Света, у меня больше нет идей.
        – Маш, будем жить дальше безыдейно. Зато с цветами.
       
        …
       
        – Привет, Маша!
        – Здравствуй.
        – Как, еще стоят?
        – Ты о чем?
        – О цветах.
        – О каких цветах?
        – На твоем столе.
        – Это ты их принес?
        – Я. Тебе понравились?
        – Зачем ты это сделал?
        – Я думал, тебе будет приятно.
        – Не надо, пожалуйста, больше пытаться делать мне приятно.
        – Почему?
        – Не надо и все. А цветы твои завяли на второй день...
        – А ты воду в вазе меняла?
        – Может, мне еще отчитываться перед тобой?
        – Нет, что ты. Извини.
        – Знаешь, добрые дела нужно делать анонимно, а не вымогать за них благодарность.
       
       
        Среда обитания
        (одноголосая фуга – дружеская)
       
        Слава и Влад шли по лесной тропинке.
        «Беда людей в том, что они занимают не свое место, – увлеченно говорил Слава. – И не только в плане профессии. Это еще ощутимее сказывается в человеческих отношениях. Если ты женился на той, что не подходит тебе, ты занимаешь при ней место другого мужчины. И, наоборот, где-то пустует место рядом с женщиной, предназначенной тебе судьбой, если на него еще не посягнул какой-нибудь самозванец».
        Слава посмотрел на друга, чтобы определить, согласен ли тот с ним. Но Влад шел, глядя себе под ноги.
        «Но, может, самое важное – это место проживания, – продолжил Слава. – Нужно подобрать себе такие климат и антураж, которые соответствовали бы темпераменту и внутренним наклонностям. Вот я, к примеру, хотел бы поселиться в Орегоне...»
        Сказав так, Слава выдержал паузу и снова покосился на друга, чтобы понять, произвело ли на него впечатление только что сделанное признание. Но Влад по-прежнему не реагировал. Это был мрачный и немногословный человек. Находясь рядом с ним, Слава чувствовал себя обязанным развлекать его, и потому болтал без умолку. А Влад молча слушал его. Иногда Слава начинал терять веру, что его слова достигают сознания друга, но все равно продолжал говорить, и вера возвращалась.
        «Пустое безоблачное небо сводит меня с ума, – разоткровенничался Слава. – Такая тоска, хоть на стену лезь. А в Орегоне облака и дожди. И климат прохладный и мягкий. Я не выношу жару и холод. В жару у меня притупляется острота мышления. А от холода, особенно когда ветрено, быстро простужаюсь. Простуды у меня с осложнениями».
        Славе показалось, что Влад слегка кивнул головой, и это воодушевило его.
        «В Орегоне я смог бы начать новую жизнь. Купил бы там маленькую квартирку. Ради этого я бы избавился от доброй половины своего имущества. Человек должен жить налегке, чтобы собственность не прикрепляла его к месту проживания, которое в любой момент может стать чужим и даже враждебным. Не говоря уже о том, что она, то есть, собственность, будучи внешним продолжением своего обладателя, делает его более ранимым: собственность ничего не стоит потерять; ее могут отнять или надругаться над ней. Но даже если убережешь ее от посягательств недоброжелателей, Время рано или поздно распорядится ею по-своему, превратив в рухлядь и обломки. Как любил говаривать мой дядя, чья философия чрезвычайно повлияла на меня в юности и продолжает вдохновлять по сию пору, – хочешь стать неуязвимым, сведи на нет свое присутствие в пространстве».
        Влад отрицательно мотнул головой.
        «Ты не согласен?»
        «Нет, – ответил Влад, – я комара отгонял».
        «Так вот, – с облегчением продолжил Слава, очень боявшийся осуждений друга, – я мечтаю о том, как поселюсь в Орегоне, среди природы, в небольшой квартире, но чтобы не слишком много соседей. Наверное, ты считаешь меня общительным человеком, но это только со своими. Я избегаю контактов с посторонними людьми – пустого общения и обременительных связей. Люблю, знаешь, уединение и тишину».
        «Уединение. И тишину», – медленно и внятно повторил Влад, и Слава насторожился, ожидая развития своей мысли или ее опровержения.
        Хотя Слава и был убежден, что пытается разговорить своего друга, он привык к молчанию Влада, и всякий раз, как тот произносил какую-либо фразу, Славе становилось не по себе.
        В это время они поравнялись с небольшим лесным водоемом – скорее, прудом, чем озером. Вода в нем была почти черной. На поверхности царственно покоились кувшинки, окруженные золотыми и червонными осенними листьями, а отражение солнца плавало в воде слепым бельмом.
        Влад остановился рядом с водоемом и внимательно его осмотрел.
        «Красиво!» – подытожил его впечатления Слава.
        Влад недовольно посмотрел на спутника и снова уставился на черную воду.
        «Сколько все-таки очарования в природе...» – менее уверенно пояснил свою мысль Слава.
        Влад стал раздеваться.
        «Тебе жарко?» – заботливо спросил Слава.
        Влад снял рубашку, майку, брюки, а затем и трусы.
        «Ты хочешь выкупаться?» – оторопел Слава.
        Влад зашел в воду.
        «Холодная? – засуетился Слава. – Смотри не простудись».
        Влад окунулся с головой.
        «А, знаешь, – отважился Слава, – я тоже, пожалуй, выкупаюсь. В худшем случае, заболею; черт с ним – живем-то один раз!»
        Он начал стягивать свитер, но Влад негодующе подпрыгнул и ударил ладонью по воде так, что брызги разлетелись во все стороны.
        «Ты хочешь купаться один? Тогда я тебя на берегу подожду».
        Влад неопределенно махнул рукой и снова погрузился в воду с головой. Он вынырнул секунд через пятнадцать.
        «Ты что, дружище? – забеспокоился Слава. – Не надо так шутить».
        «Никаких шуток, – сказал Влад. – Я остаюсь здесь жить».
        «А здесь и, правда, было бы неплохо поселиться, – попытался Слава перевести его слова в шутку, – прямо на берегу пруда».
        «Не на берегу, а внутри!» – негодующе взвизгнул Влад и ушел под воду.
        Он появился на поверхности примерно через минуту.
        «Как ты собираешься здесь жить? – возмутился Слава. – Тебе же будет одиноко!»
        «Ничего подобного, – опроверг его Влад. – Я когда нырял, черепаху видел».
        «Черепаху?»
        «Темно-коричневую, с оранжевым узором на спине».
        «Не дури, Влад. Я отсюда не двинусь, пока ты не вылезешь...»
        «Уходи, – грозно сказал Влад. – Сейчас же».
        И погрузился. Слава тщетно ждал его появления. На поверхности пруда разбегались круги, а внутри что-то клокотало.
        «Господи, – ужаснулся Слава. – Что же мне делать? Как его спасти?»
        Он нагнулся к пруду и увидел, что Влад показывает ему оттуда кулак.
        Слава вздохнул и двинулся дальше. Но потом остановился и вернулся назад.
        Влад вынырнул и неразборчиво ругнулся, потому что во рту у него уже скопилась вода:
        «Пшел черт атери!»
        «Эх, Влад, – скорбно развел руками Слава, – до чего ты все-таки склонен к эпатажу!»
        Подумав, он аккуратно сложил одежду Влада у ствола огромного вяза и ушел восвояси.
       
       
        Вопросы без ответов
        (двухголосая фуга – ричеркар)
       
        – Позволь задать тебе вопрос?
        – Не слишком ли рано для вопросов?
        – Я уже час, как встала, дочь в школу отвезла, а тебе все рано?
        – Разве я тебе не предлагал возить ее в школу?
        – Ты действительно веришь, что таким голосом предлагают?
        – А что было не так с голосом?
        – Может то, что его тон больше подходил для угроз, чем для предложений помощи?
        – Ладно, о чем ты хотела спросить?
        – Ты когда-нибудь перестанешь меня перебивать?
        – А ты научишься не перескакивать с одной темы на другую?
        – Почему кран в ванной заляпан?
        – Заляпан? Кран? Чем?
        – Вот я и хочу у тебя об этом узнать – чем?
        – Да я еще глаз не продрал; откуда я знаю чем?!
        – А кто знает?
        – Ты не могла найти для своих упреков более подходящего времени?
        – А когда мне об этом спрашивать, если к вечеру, как ты любишь выражаться, ты «смертельно» устаешь?
        – А почему я не могу чувствовать себя уставшим после работы?
        – А разве ты делаешь там что-то такое, от чего устают?
        – Может, ты мне расскажешь, чем я занимаюсь на работе?
        – Я бы тебе, как раз, рассказала, да только станешь ли ты слушать?
        – Почему же не послушать правду или, на крайний случай, увлекательную выдумку? Вот только способна ли ты хотя бы на одно из двух?
        – Ты убежден, что правда известна только тебе?
        – Так чем я, по-твоему, занимаюсь на работе?
        – А ничем, разве не так? Как тебя оттуда еще не вытурили?
        – Ты мой начальник, чтобы делать выговоры с занесением с утра пораньше?
        – А я тебе служанка?
        – Это тут при чем? Разве я когда-то говорил, что ты моя служанка?
        – Не говорил?
        – Может, напомнишь, когда?
        – А зачем? Я только вчера отмывала кран в ванной, а ты что с ним сделал?
        – Что?
        – А то ты сам не видишь? Может, хватит валять дурака?
        – А нельзя немного повежливей?
        – А нельзя чуть поаккуратней, хотя бы самую малость?
        – Это ты меня призываешь к аккуратности?
        – А кого мне призывать? У нас появились постояльцы?
        – А кто оставляет пятна от кофейника?
        – Что? Тебе не стыдно врать?
        – Если это ложь, то что истина? А разбросанные вещи по всей квартире?
        – А ты не понимаешь, что я просто не поспеваю их сразу убирать?
        – И что тебе мешает это сделать?
        – Ты не замечал, что помимо работы, я еще занимаюсь домашним хозяйством?
        – А на телефон у тебя времени хватает?
        – Почему я не могу немного поболтать по телефону с подругой?
        – Немного поболтать на протяжении полутора часов?
        – Когда ты собираешься вымыть кран?
        – Ты отстанешь от меня с краном?
        – Почему я должна надрываться по дому, если ты не ценишь моего труда?
        – Ты оставишь меня в покое, хотя бы по турам?
        – А ты можешь не создавать мне проблем?
        – Тебе? А кто превратил мою жизнь в сплошную проблему?
        – У тебя хватает наглости заявлять мне об этом?
        – Может, не наглости, а трезвого рассудка?
        – Хочешь развестись?
        – А ты?
        – Тебя не учили, что невежливо отвечать вопросом на вопрос?
        – А тебе в детстве не объяснили, что невежливо указывать, как себя вести?
        – ?
        – ?
         
        23 октября 2017 г. Экстон.