Сергиев Посад - оплот православных христиан

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото автора - виды крепостных стен и башен, внутренний дворик и тропинка, ведущая к святому источнику. Троице-Сергиева Лавра, город Сергиев Посад, Московская область.



В 70 километрах северо-восточнее Москвы, в глухом лесу, на холме Маковец, у слияния речки Кончуры с лесным ручьём Вондюгой, Сергием Радонежским совместно с братией была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы. Шел 1345 год от Рождества Христова. В 1380 году здесь, перед битвой на Куликовом поле с татаро-монголами, получил благословение и Дмитрий Донской .

Вокруг кельи и церкви образовался небольшой монастырь в виде городка, обнесённого оградой, где несли службу монахи, последователи Сергия Радонежского.

На полотнах русских художников забор вокруг монастыря изображён дощатым. Не было тогда неприятеля страшнее дикого зверя! Но не всегда так было.

Монастырь вроде бы должен был служить местом вознесения молитв. Ан, нет! Враги с запада так и точили зуб на бескрайние просторы Руси-матушки, мечтая превратить народ русский в быдло.

В средние века существовали вассальные отношения между государствами. Вот и возомнили польские шляхтичи о своём превосходстве над руссами.

Подоплёкой этих вассальных отношений стала концепция Яна Длугоша, который в своём труде "Польская хроника" (1480 год) выдвинул теорию. По которой следовало, что ляхи произошли от Леха, старшего из рода Иафета, сына Ноя, а русы и чехи младшие.

И потому, на правах старшего, имеющего право собрать русские земли под польской короной.

Но это - концепция завоевателей, таких в истории народов мира и было много, и есть.

В 1540 году в Троицком монастыре Сергиева Посада начинается строительство оборонительных сооружений — кирпичных стен с башнями. Иван Грозный стремился превратить обитель в мощную крепость - слишком частыми стали нападки западных соседей на молодое государство Российское.

С восточной стороны от стен был вырыт ров, к югу выкопан огромный пруд, а в окружающих монастырь оврагах сделаны запруды. Предвидел царь, что и после него оборонительные войны будут иметь место.

***

Места здесь знатные, богомольные, русским духом пропитанные. Вековые ели, холмы да перекаты. Вот и сама белокаменная крепость на холме засияла во всей своей красе!

Купола Троице-Сергиевой лавры на солнце переливаются, призывно звонят колокола. Каждый час здесь в одном из храмов идёт служба. И у каждого колокола свой звук.

Крепость, самая что ни на есть крепость. А чему удивляться? В древние века монастыри и обители служили местом укрытия. А случалось это ой как часто на Руси: слишком лакомый кусок для иноземцев. Вот и вынуждены были монастыри строить укрепления, запасаться провиантом и оружием. Не дожидаться же, когда враг застанет врасплох!

***

С пяти утра зазвонил первый колокол, призывающий прихожан на службу. К семи послышались другие звуки, напоминающие всей округе о том, что на работу выдвинулась армия лавочников и лотошников - продавцы самодельных ремесленных изделий. Не брендовой продукции, как сейчас принято говорить, а поделок мелких ремесленников.

Настоящие, например, "Федоскинские шкатулки" или "Посадские платки", продаются в сети магазинов беспошлинной торговли в аэропортах за бешеные деньги. А здесь - достаточно недорого и доступно. Куда ж без ремесленников? Так было всегда на всех направлениях торговых дорог,  ремесленники жили этим. А Сергиев Посад - это первый от Москвы город на Северном Торговом тракте.

В открытое окно гостиницы вместе с первыми солнечными лучами проникли и эти звуки.

В ресторане отеля за завтраком встретились с группой китайцев. Рядом с нами (явно не китайцами по манерам и всему остальному) присела экскурсовод - остальные столики были заняты гостями из Поднебесной. Городок провинциальный, а потому и гостиницы, и небольшие, и наперечёт.

Пока поглощали завтрак, экскурсовод рассказала, что в день прибывает до 70 автобусов туристов из Китая. Эта её группа из Тайваня, где более-менее культурные светские люди. А бывает, группа из китайских провинций - вот с теми трудно. И язык плохо знают, и ничего их не интересует - путёвки оплачивают профсоюзы, и ведут себя свободно,  если не сказать безобразно. За ними только и гляди.

Во время завтрака упала мамина трость, прислонённая к подлокотнику кресла. Проходящий мимо молодой китаец тут же поднял её, бережно поставил в угол и с улыбкой что-то произнёс.

- Уважают китайцы старость и стариков, это у них в крови, - комментировала гид.

На площади перед входом в главные врата Лавры - десятки автобусов. Воскресный день, помимо иностранцев много паломников со всей России. Группами, семьями, в колясках и на своих ногах.

Мы разделились: на второй день пребывания в Лавре, после посещения накануне вечерней службы в главном храме Святой Троицы, где молился сам отец Сергий, каждый из нас захотел удовлетворить и свою любознательность.

Старенькая мама отправилась на службу в другой храм, муж пошёл на обзорную экскурсию по Лавре, приложиться к мощам Сергия Радонежского. А я решила обойти Троице-Сергиеву лавру по периметру, с внешней стороны крепостных стен. Хотелось увидеть своими глазами стены, которые сберегли православные святыни от осквернения. От разорения польскими шляхтичами в годы смуты 1608-1609 годов.

***

Спустившись вниз к обмелевшей (уже в наше время) речке Кончуре, сделала несколько снимков в парке. Выше по течению речки запруда, ещё с тех времён. А берег в наше время превратили в городской парк. Памятник Петру и Февронье -  символ семьи, кованые скамеечки с выгравированными названиями на спинках "Сергиева лавра", утки на пруду - всё радовало глаз.

Несмотря на раннее время, кое-где уже виднелись первые посетители. Возможно, такие же, как я, ищущие уединения от мирской суеты, пытающиеся представить себя в том далёком и страшном времени. Когда обитель православия была на грани разорения.

Из летописей известно, что именно здесь осаждённые делали вылазки, и под страхом смерти набирали воду. Почти полтора года длилась осада, питьевой воды на территории монастыря не хватала, и потому каждая капля проточной была на вес золота.

А зимними морозными ночами храбрые дровосеки незаметно пробирались в лес, чтобы нарубить веток. В осаждённой крепости свирепствовали голод, холод, цинга.

Но и эти вылазки иногда заканчивались плохо. Поляки  были безжалостны к пленённым руссам.

Осада крепости продолжалась 16 месяцев. Из двух с половиной тысяч воинов, мирян и послушников, в живых осталось около 500 человек. Из них только 200 воинов. Но православные святыни разграбить и осквернить не позволили!

А там и помощь пришла из Москвы, войско от боярина Шуйского, временно назначенного правителем Руси Великой. Москва в то время тоже была на осадном положении, и тоже нуждалась в защитниках.

Безусловно,  эти испытания были по-плечу только людям, сильных духом. Вера в Спасителя нашего, Иисуса Христа, молитвы, которые возносились к нему осаждёнными, сыграли свою роль.

Летописи гласят, что при осаде был известен случай явления преподобного Сергия Радонежского полякам. После чего они в страхе отступили. Имел место случай, когда воеводе приснился сон, в котором было указано место и время начала штурма поляками. Благодаря чему штурм удалось предотвратить на корню.

***

Сегодня крепостные стены с юго-западной стороны кое-где просели, вырытый ров осыпался и зарос травой.

А на другой стороне спасительного когда-то рва жизнь идёт своим чередом. Там и проходит дорожка для пешеходов. Встретилось несколько домишек, обнесённых модным металлическим забором. Фасады домов довольно привлекательны, палисадники ухожены.

Чуть выше, за забором из металлической сетки, корпуса какого-то лечебного учреждения. Асфальтовая дорога, ведущая к ним, перегорожена шлагбаумом.

Только редкие прохожие да проезжающий автомобиль иногда нарушали тишину воскресного утра. Провинциальный город жил мирной жизнью. И это радовало!

С вершины холма открывался панорамный вид на Лавру. Призывный перезвон колоколов  белокаменной колокольни напоминал мне, что прошёл ещё час, а моя пешая прогулка затянулась.

Над зеленью столетних лиственниц и могучих лип засверкали и заискрились на солнце купола всех церквей Лавры. Сердце русского человека в такие минуты наполняется радостью и благодатью.

На спуске с возвышенности открылся вид на архиерейское подворье. С гимназией, Духовной Семинарией и Духовной Академией.

Сквозь решетчатую кованую ограду можно было разглядеть внутренний дворик. Витиеватая дорожка и резной мостик через ручей ведут к святому источнику Саввы Сторожевского, ученика Сергия Радонежского.

Ноги несли меня туда сами. Но взгляд остановился на парочке, прогуливающейся по дорожке. ОН и ОНА. Он - будущий священник, судя по рясе. И она - вероятно, невеста или жена: в длинном одеянии с покрытой шарфиком головой. И больше никого вокруг! "Воскресная встреча" - мелькнуло в голове.

Они шли, держась за руки, часто поворачиваясь друг к другу и заглядывая в глаза. В их движениях угадывалась радость от встречи, они беспрестанно щебетали о чём-то. 

Подумалось: там, где Бог, там и светлые чувства.

Спустившись к роднику и омыв лицо и руки, поспешила назад, к главным воротам в обитель.

Остаток пути пролегал вдоль северной стены укрепления. Здесь белокаменная стена самая мощная, высотой 12 и толщиной около 6 метров. Именно это место чаще всего подвергалось осаде зимой 1608-1609 года.

С внутренней стороны есть вход на эту стену. Сегодня там располагается музей "Крепостная стена": реконструкция обороны крепости.

Два бородатых стрельца в перевязанных кушаками суконных халатах и таких же суконных шапках расплавляют на костре смолу. Чтобы из деревянного ушата вылить на противника. Рядом несколько метательных орудий и другие средства обороны.

***

Уезжали из Сергиева Посада с чувством выполненного долга.

Как каждый мусульманин обязан посетить Мекку хоть один раз в жизни, так и каждый истинно русский человек должен придти сюда и поклониться до земли тем, кто отстоял в то смутное время нашу землю, нашу веру, наше будущее.


Август 2017 года.

Продолжение "На озере Плещеевом сегодня тишь да гладь" - http://www.proza.ru/2017/10/31/1697