Будем помнить!..

Александр Финогеев
Напрочь забыв притчу, что рождённый ползать летать не может, я, в 2013 году издав книгу «По местам стоять!», захотел написать пьесу о флоте, его быте, тяжёлой, суровой, но почётной службе. И чтобы – с юмором, с огоньком!

Это желание было настолько сильным, что затмило всё остальное. Думалось только об этом.

Прочитав несколько пьес Островского, Чехова и Горина, я решил, что готов это сделать, воочию наблюдая происходящее на сцене, слыша голоса героев и звучащую из оркестровой ямы музыку.

В конце концов, творческие муки привели меня в Союз писателей к Качурину Вячеславу Тимофеевичу.

Сев за стол, я поделился с ним своими планами.

– Хочешь – пиши, – без энтузиазма посоветовал он. – Только это совсем другой жанр. Тут каждое слово, сказанное со сцены, несёт в себе глубокий смысл. Думаю, пьесу ты написать не сможешь. У тебя получаются хорошие рассказы с живым юмором и ненадуманной трагедией. Вот и пиши их. А пьеса… Забудь о ней.

– Вячеслав Тимофеевич… – канючил я.

– Хорошо. Я познакомлю тебя с местным светилой, заслуженным артистом Украины, профессиональным драматургом Вербецом Альбертом Васильевичем. Мне даже кажется, что вы с ним земляки, он вроде бы тоже родом из Пензенской области.

Созвонившись с Альбертом Васильевичем, мы встретились на улице Потёмкинской и медленно пошли в сторону театра, где он работал. Была весна. Ласково грело солнышко, деревья одевались в свои зелёные платья, и неистово горланили воробьи.
Мы представились друг другу. Передо мной предстал в сером свитере, чуть выше среднего роста, сухопарый, подтянутый, уже в возрасте мужчина со слегка мясистым носом, растрёпанными ветром волосами и не совсем ухоженной седой бородкой.
Его прищуренные, глубоко посаженные, с хитринкой глаза смотрели на меня проницательно и изучающе. Они искрились неподдельной простотой и добротой. В нём не было напыщенности и высокомерия, а исходило тихое спокойствие. Говорил Альберт Васильевич не громко, приглушённо, слегка в нос, шёл неторопливо, говорил не спеша.
 
Внешне он нисколько не отличался от тех, кто сотнями проходит мимо тебя и на кого ты никогда не обращаешь внимания.

Мы неторопливо шли, а я с пеной у рта рассказывал, доказывал и очень хотел произвести на него положительное впечатление. Он слушал не перебивая, слегка сощурив глаза, и улыбался.

– Я, к сожалению, из-за большой занятости в театре и работы над новой книгой своих пьес, не смогу тебе физически уделить много времени, но советами, основами драматургии помогу обязательно. Ты пиши, привози, а я почитаю, дам оценку и подскажу, как писать дальше.

Он долго рассказывал, как пишутся пьесы, а я, получивший благословение Маэстро, был в таком неописуемом восторге, что практически эти советы и не слушал.

– Такое условие нашего сотрудничества тебя устроит? – спросил он, когда мы подошли к театру.

– Вполне! Спасибо вам.

– Вот мой телефон, – протянул он визитную карточку. – Пиши, звони, – Вербец, прощаясь, протянул руку. – Извини, мне надо идти на репетицию. Ты хоть подари мне свои книги, почитаю, о чём ты пишешь. Между прочим, мы с тобой отчасти коллеги. Я несколько лет отработал в Мурманском драматическом театре Северного флота и даже пьесу написал о подводниках, но её запретили. Члену Военного Совета не понравился длинный диалог офицера в момент поломки на лодке атомного реактора. Он написал красной пастой: «К постановке не разрешаю! В сложной ситуации офицер должен решение принимать мгновенно, а не разглагольствовать в течение десяти минут!»

Правда, потом эту пьесу всё равно поставили, даже в нескольких театрах страны. и она имела большой успех.

– Здорово! – искренне порадовался я. – Вячеслав Тимофеевич сказал, что вы тоже из Пензенской области?

– И ты оттуда?

И здесь мы нашли ещё одну точку соприкосновения. Я понял: «Пьесе – быть!»

– До свидания, Саша, я пошёл, а то мне ещё переодеться надо, грим кое-какой нанести.

Мы расстались, а я помчался реализовывать свою мечту.

Начались мои мытарства. Я писал, а он читал и браковал. Я снова писал, а он браковал, внушая каждый раз понятия об особенностях пьесы и драматургии в целом. Доказывать что-либо было просто невозможно и бессмысленно. Но я упорно продолжал писать. Писать днём и ночью. Каждый раз мне казалось: теперь всё написано гениально, и пьеса вызовет у всех восторг, – но в ответ слышал то же самое.

Так прошло чуть более года, а мечта так и осталась мечтой. С пьесой ничего не вышло, а радужные надежды рассеялись.

– Саша, – говорил он улыбаясь, – читаю твои рассказы. В них ты мастер, я от смеха просто рыдаю. Зачем тебе была нужна эта ненужная затея? Больше не терзай себя. Только время зря потратил. Не каждый писатель, даже самый одарённый, способен написать пьесу. Ведь в ней каждая фраза, каждое слово имеют определённый смысл. Тут нужен совершенно другой склад ума. Ты что-нибудь новенькое написал?

– Немного есть.

– Пришли на мою электронную почту. Хочу почитать.

Занятый трудом праведным, я около года не заходил в Союз писателей.

– Что, Саша, принёс билеты на премьеру? И какого числа она состоится? Мне надо костюм погладить и цветы купить для автора, – заметил с хитрой улыбкой Качурин.
 
– Вам весело?..

– Я тебе сразу говорил, что не надо заниматься тем, чем не следует заниматься. Не расстраивайся. Садись к столу. У меня есть для тебя успокаивающие капли.

Он достал из шкафа начатую бутылку коньяка и уже порезанную колбаску. Мы молча выпили.

– Теперь ты понял, что это не так просто? Так бы все стали писать пьесы. Даже я! Пишешь рассказы, получаются – и пиши. Их и печатают, и читают. Славы ему захотелось… – и он снова засмеялся.

С Альбертом Васильевичем мы продолжали встречаться, у нас были общие интересы, и нам эти встречи приносили обоюдную радость. Иногда мы созванивались, несмотря на его постоянную занятость в театре.

Не могу сказать, что за это время мы стали друзьями, но хорошими приятелями – точно.

Шло время. Я усиленно что-то печатал на компьютере, когда в начале декабря, вечером, что было само по себе необычно, зазвонил телефон.

– Вербец, – послышалось в телефоне.

– Узнал, Альберт Васильевич. Что случилось?

– Саша, ко мне завтра приходят гости, у тебя есть парочка смешных анекдотов?
Я рассказал. В трубке послышался смех.

– Подожди, я запишу, чтоб не забыть.

Было слышно, как он скрипит ручкой по бумаге.

– Спасибо, спокойной ночи, – и телефон отбился.

Когда приходят газеты, я в обязательном порядке их перед сном просматриваю.
Открыв однажды «Вечерний Николаев», я обомлел. На последней странице в чёрной рамке был помещён портрет Альберта Васильевича Вербеца, значимого человека в Николаеве и Украине. Вот несколько выдержек из некролога, разрывающих сердце пополам: «Совершенно неожиданно ушёл из жизни наш известный драматург, актёр Академического русского художественного драматического театра, заслуженный артист Украины Альберт Васильевич Вербец.

И мы с болью принимаем сей факт…

Мы не забудем его, пока в памяти – блестящие роли, сыгранные на сцене театра русской драмы на протяжении практически сорока лет. И помним его глубокие драмы, трагикомедии, сказки, которые шли в театрах бывшего СССР и всей Украины…
В историю драматургии и театра навсегда вошли такие произведения А. Вербеца, как «Восьмое чудо света», «Новоселье», «Экипаж Летучего Голландца», «Дорога из Черного царства», «Голгофа», «Марья-краса – Золотая коса», «Избушка на курьих ножках», «Из ночи в ночь», «Каменный цветок» и другие».

Мне о его кончине никто не сказал и не позвонил, и я не смог с ним попрощаться. Человека, а хорошего человека тем более, обязательно надо было проводить в последний путь. Тем более приятеля, коллегу и земляка.

Он умер на 72 году жизни, переполненный творческими планами и безудержной энергией.

Альберт Васильевич родился 18 марта 1943 года в селе Салтыково Салтыковского района (теперь это Земетчинский район) Пензенской области. Как шутил он: «Не было б в этот день Дня Парижской коммуны, я бы не стал появляться на свет».
Это было трудное для страны время, когда, недосыпая и недоедая, люди делали всё для фронта, для победы.

Отца Альберт Васильевич не помнил, он умер, когда ему не было и трёх лет.
Мама, Полина Петровна, была учительницей и работала не покладая рук с утра до ночи, в две смены, чтобы прокормить четверых детей. Старшая дочь в это время училась в Московском университете, а трое мальчиков жили с ней.

После смерти мужа Полина Петровна переезжает к родственникам в Липецк. Здесь Альберт оканчивает среднюю школу и в 1961 году поступает в Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. С 1965 году актёр Вербец начинает свой долгий путь к Олимпу.

Он работает актёром в театрах Новочеркасска, Вологды, драматическом театре Краснознамённого Северного флота в Мурманске, Рязанском ТЮЗе.

Поначалу трудно складывалась его актёрская судьба. Профессия требовала большой самоотдачи. Несколько раз пытался уйти из актёрской профессии. Не получалось. Возвращался снова.

В 1975 году он переезжает в Николаев, где до конца дней своих служил в Русском драматическом театре, вначале актёром, а затем и как режиссёр-постановщик. Поставил более десяти спектаклей в Николаеве, Киеве и других городах.

В 1968 году Вербец увлекается драматургией. Первая же его драматическая новелла «Глубина» получила высокую оценку специалистов.

Окрылённый успехом, он за два года пишет ещё три пьесы.

Всего же Альберт Васильевич написал полтора десятка пьес, большинство из которых поставлены в Николаевском художественном русском драматическом театре, театрах Украины и бывшего СССР, в том числе на сценах Киева и Санкт-Петербурга. Многие пьесы переведены на украинский, белорусский, таджикский, английский языки. Все его пьесы увлекательны, здравы по смыслу и жизненно правдивы, а те, что написаны для детей. – смотрятся с затаённым дыханием. Герои пьес реалистичны, со сложными, колоритными и выразительными характерами, поднимающие актуальные проблемы нашей сложной жизни.

За сорок лет театральной деятельности им сыграно множество разноплановых ролей в театре и кино, поставлены десятки спектаклей, выпущены сборники пьес.

В 1988 году Вербеца приняли в Союз писателей СССР.

В 1991 году Альберт Вербец оканчивает Высшие литературные курсы Московского литературного института им. А. М. Горького.

Жена Вербеца, актриса Слобожанинова Светлана Борисовна, – заслуженная артистка Украины. Сын Сергей работает в Москве.

В 1999 году Указом Президента Украины актёру Николаевского художественного русского драматического театра Вербецу Альберту Васильевичу было присвоено почётное звание заслуженного артиста Украины.

А 21 апреля 2015 года в Центральной библиотеке имени М.Л. Кропивницкого города Николаева состоялся творческий вечер Альберта Васильевича и презентация его нового сборника пьес «Из ночи в ночь», которые вызвали у почитателей его таланта большой интерес. На сцене звучали сцены из спектаклей театра и отрывки пьес автора в исполнении самого Маэстро и молодых актёров театра. Пелись песни, Вербец читал дружеские шаржи на своих коллег.
 
Собравшиеся, а их было очень много, это и актёры театра, и собратья по перу, друзья, родственники и просто люди, кто ценил и любил творчество этого актёра, тепло встретили выход в свет этот сборник пьес.

Неумолкающие аплодисменты долго звучали в зале библиотеки в честь талантливого актёра и драматурга.

А он стоял и беспрестанно кланялся, прижав руки к груди. По его щекам текли слёзы. Это были слёзы радости за проделанный труд и предчувствия скорого расставания.

Альберт Васильевич подарил мне свою книгу с дарственной надписью.
 
После этого мы с ним больше не встречались, лишь только один раз разговаривали по телефону.