Брага

Михаил Кабан-Петров
Б Р А Г А



90-е на селе, кто помнит, насквозь были пропитаны самогоном, - они им сочились! Его гнали все, … и моя мама тоже. Деньги обесценивались, и самогон долгое время оставался чем-то вроде твердой валюты. Этой «валютой» рассчитывались буквально за все: - за пилку дров, за сами дрова, за сено, за вспашку огорода, за зерновые отходы и так далее и так далее.
Я все удивлялся, как у мамы, совершенно не разбирающейся в спиртном, получался вполне нормальный самогон, тем боле что она никогда не гнала его прежде. Мама, как и другие, ставила брагу, та зрела, и после мама перегоняла ее в «валюту». Одним словом - жизнь заставляла выворачиваться.


Однажды, когда я остался в Решётах один (мои уехали), я проснулся……!  Я просыпался и раньше каждый день, но в то утро мне хотелось проснуться сразу завтра!!! Накануне  с друзьями до самого - позднее чем поздна - «разменивали валюту»! Проснулся и понял - работать сегодня не смогу. Кое-как встал, сунул забытые на палитре кисти в банку с мыльной водой и посмотрел в «мамин список». Этот список мама составила по моей просьбе, чтобы я имел, более или мене, четкий план того, что нужно сделать по дому. До трех или четырех я, как правило, писал или занимался какими-то другими своими делами, собой в общем, а после переодевался по-рабочему, смотрел в список и шел выполнять какую-нибудь очередную работу по дому. Что-то сделав, из списка вычеркивал, - было удобно, я видел как работы таяли и мне было приятно - хозяин-мужичок!!!!
В то утро мама сказала, что сегодня списочные работы отменяются, сегодня будем «опускать в погреб». Имелся ввиду уличный погреб, ежегодно заполнявшийся в это время «урожаем», которым начинали пользоваться лишь с весны. Еще мама сказала, что у нее есть брага и, что я могу поправить свое здоровье! Я и сейчас не особо люблю похмеляться, а тогда слово «брага» чуть не лишило меня оставшегося здоровья!
После обеда пошли опускать.
На дворе догорал сентябрь.
Мама, между делом, снова напомнила про брагу, сказала «пойдем покажу, где стоит, а там уж сам решай». Машинально и безвольно пошел следом. Вошли в дом. Откуда-то из раздевалки мама вынесла мутную трехлитровую банку, открыла крышку и протянула мне. Я так же машинально понюхал и чуть не потерял сознание!
- Не-е-ет, мама, спасибо!

В корзине, с помощью веревки, я опускал в погреб капусту, свеклу, морковь и разные банки с солениями. Мама там, на дне, раскладывала все по местам. Я опускал и о чем-то думал. Я всегда о чем-то думаю. В какой-то момент с неба долетели дрожащие  и слабые звуки, похожие на мягкий звук смазанной калитки! Я поднял голову и увидел, как высоко-высоко над нашим домом медленно-медленно проплывает большой и растянувшийся вширь журавлиный клин. Во мне все забродило, - рубцовщина!!!! Я, конечно, не заплакал, но мне хочется написать, что заплакал. Мне хочется видеть себя задравшим к небу лицо, в руках веревка от корзины, корзина в погребе, в проем погреба с моих щек скапывают слезы, мама думает, что это дождь (день был пасмурный), - мне хочется, чтоб я умел плакать.

Журавли медленно и покойно плыли на юг.
Я стоял и цепенел им в след.
Они были уже едва различимы, когда я очнулся - дергалась моя рука, ее дергала веревка.
-  Погоди, мама, - сказал я вниз, - я сейчас!
Опустил веревку на землю, конец ее прижал банкой с солеными огурцами и побежал в дом. Вбежал, отыскал в раздевалке банку с брагой, сорвал с нее крышку и припал……  Внутренним слухом я слышал, как мой кадык, работая равномерно, в том же ритме, в каком махали крыльями журавли, медленно перекачивал в меня брагу.
…   …   …

Когда было решено продавать дом и перевозить маму к себе и, когда я приехал на родину и жил в январе последние в родном доме дни, я вошел однажды в наш сарай и увидел две, когда-то сделанные мною, калитки. Я смастерил их по тому «маминому списку». Точнее по списку я смастерил тогда одну, в замен рассохшейся старой, и на всякий случай сделал еще две про запас! Вот тогда, глядя на эти две - про запас - калитки, я мгновенно увидел и тот сентябрь, и тех журавлей, и все другое, что было с самого-самого…, и копившееся во мне все эти последние дни подступило разом - калитки задрожали а кадык превратился в булыжник.......



2014