Гл. 2. Мифологическое мышление в современном мире

Юрий Чайкин
Фэнтези выделяется из литературных произведений неким внутренним целостным единством. Такое единство возможно, потому что во всех разнообразных проявлениях основой является мифологическое мышление.

Во многом наше видение мира и человека в нем зависит от уровней мышления.
Мышление – направленный процесс переработки информации. Мышление, опираясь на ряд внутренних репрезентаций, подчиняющихся определенной стратегии, возникшей в данном социальном обществе, помогает человеку распознавать информацию и структурировать ее. При помощи мышления человек осознает мир, раскрывает связи между различными понятиями, определяет отношение между собой и миром.

Мышление как всеобщая форма человеческой деятельности имеет собственную, исторически изменяющуюся логику, потому что мышление отражает закономерные взаимосвязи действительности. В этой деятельности человек опирается на разные типы мышления: мифологическое, научное, техническое, проектное.

Проявление разных типов мышления определяется и соотношением право- и левополушарного мышления. Если на первых этапах развития человечества правополушарное мышление преобладало, то в дальнейшем задействуется левое полушарие. «Как когнитивный тип мышления преимущественно образное мышление проявляется на индивидуальном уровне и на уровне популяций (или этнических групп). В последнем случае речь идет о статистическом преобладании в популяции индивидов с данным доминирующим когнитивным типом мышления. Не исключается, т.о., наличие внутри отдельной популяции достаточно большой группы людей (социальных групп, слоев), отличающихся по своему доминирующему когнитивному типу мышления от остальных ее членов. Это генетическое разнообразие, проявляющееся также и в доминировании конкретной гемисферы, исключительно важно для когнитивной эволюции и смены этапов мышления архаического. Присущая преимущественно образному мышлению стратегия обработки когнитивной информации способствует формированию и развитию культуры только определенного типа (или семейства культур с близкими ценностными ориентациями) — напр., культуры собирательства и охоты, а также аграрной культуры, которые базируются на ценностях, ориентирующих людей на целостное, нерасчлененное восприятие мира, на созерцание и приспособление к нему как к неизменной данности. Поэтому мышление архаическое является когнитивной основой длительного сохранения традиционной мировоззренческой ориентации на общепринятые сакральные образцы и архетипы» (Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).

В настоящее время мифологическое мышление входит в нашу жизнь все настойчивее и настойчивее.

Почему так происходит? Наверное, потому что не все можно объяснить с позиции логики. Есть многие вещи, пока не доступные рациональному объяснению. Кроме того, оказывается, что полностью логике доверять нельзя.

Раньше гонению подвергалось мышление иррациональное. Сейчас недоверие к мифологическому мышлению постепенно преодолевается. В мире существует всегда две стороны: познаваемое и непознаваемое. В сознании человека рациональное и иррациональное должны уравновешивать друг друга.

Негативное отношение к мифологическому мышление происходило и из-за того, что обычно мышление мифологическое отождествлялось с первобытным мышлением. А разве может современный образованный человек пользоваться первобытным или архаическим мышлением?

Однако поспешим успокоить общественное мнение. Первобытное мышление и мышление мифологическое хоть и близки, но всё-таки не тождественны.

Мифологическое мышление часто называет первобытным, архаическим, пралогическим. Безусловно, во всех этих понятиях: первобытный, архаический, пралогический – есть нечто общее. Однако кажется верным определить местоположение каждого из этих понятий, хотя оно является несколько условным. 

Леви-Брюль первобытным мышлением называет мышление, свойственное народам, которые еще не имеют металлов. О самом первобытном обществе известно мало, поэтому термин «первобытное» является достаточно условным.

Первобытное мышление свойственно человеку первобытного общества, но вряд ли первобытный человек использовал только мифологическое мышление и не оперировал логикой и рациональными представлениями. Когда мы говорим о первобытном мышлении, нельзя забывать о том, что подобная мыслительная структура характерна только для первобытных людей. «Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных одна от другой глухой стеной, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, – быть может, всегда – в одном и том же сознании» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 131.).

Термин пралогический тоже является условным, но он указывает на особенности мышления. Мифологическое мышление отличается от других видов, его особенностью можно назвать то, что оно является «пралогическим». Не надо путать с понятием «алогический», близкое по значению с нелогическим. Нелогическое осознается как неспособность понимать, судить и рассуждать подобно тому, как это делает современный человек. Пралогическое  мышление качественно иное. Оно совершенно иначе ориентировано к реальности. «Там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пралогическим» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130.).

Шаман может жить одновременно в двух и более мирах. По словам М.Элиаде, австралийский шаман  постоянно живет одновременно в двух мирах – в реальном повседневном и в нижнем мире. И это делает идеальным посредником между его соплеменниками и Временем сновидений. Он и обновляет земной мир, и творит новый.

В первобытном обществе такая двойственность особенно ярко проявляется при отношении к предку животного. Так представители одного из племен северной Бразилии утверждали, что они, бороро, являются красными арара (попугаями). Это не означало, что они после смерти превращаются в арара, но это не значит, что арара являются превращенными бороро. Нет, дело в том, что бороро считают, что они являются одновременно арара, причем здесь и сейчас. «Все общества и союзы тотемического характера обладают коллективными представлениями подобного рода, предполагающими подобное тождество между членами тотемической группы и их тотемом» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 136).
 
Во многих шаманских поверьях присутствуют идея двойника. Шаманы коми называют вуджер – двойник – дух предмета. По их представлению, весь мир был создан не одним богом, а двумя братьями Ен и Омуль. Поэтому шаманы воспринимают парные предметы как один целый предмет, особенно если они одинаковые.

В африканских традициях существует метод нахождения предметов на основе принципа близнецов. Так, если вы потеряли какой-нибудь предмет, то для того, чтобы  его найти, надо бросить точно такой же предмет, и там, куда он упадёт, будет лежать потеря.

Но недостаточно положить рядом два одинаковых предмета, чтобы совершить магическое действие. Эти предметы должны обладать особым духом и иметь печать божественных близнецов. Иначе говоря, между предметами должно быть связь на невидимом уровне.

Идея двойничества лежит в основе ритуальных танцев охотников разных племён. Охотник поражает нарисованное животное – двойник живого зверя – и тем самым увеличивает свои шансы на удачливую охоту.

Есть весьма оригинальное применение идеи двойников. Шаман создает некий образ, потом его разрушает и за счёт этого он как бы переносит само действие в наш мир. Например шаман может создать куклу болезни и уничтожить её, тем самым изгнав саму болезнь. Или, так называемое, кормление земли. Шаманы выходят на поле и совершают камлание, в процессе которого они закапывают  в землю дары-подношения, «пищу» для земли. После этого ритуала считается, что поле будет плодородным. Иногда ритуал кормления земли используется подношения даров духам земли с целью очищения или избавления от недугов и бед. Такой ритуал обычно проводится раз в год, но при необходимости может проводиться и чаще.    


Вполне справедливо период мифологического мышления в первобытном обществе называть архаическим.

Итак, архаическое мышление – тип умственной деятельности, преобладающий в каменном веке, основу которого составляют дологические мыслительные структуры в виде законов сопричастия и подобия.

Характерное описание шаманского путешествия индейцев Северной Америки: «Шаман и группа индейцев-гребцов садятся в пирогу, установленную посреди круга, остальные члены племени садятся по кругу и поют ритуальные песни, сопровождая пение ритмичными ударами.

Гребцы начинают имитировать греблю, в это же время шаман и гребцы впадают в транс. В таких  ритуалах очень часто гребцы «отправляются» вместе с шаманом в другой мир. Иногда путешествия на пироге проводится непосредственно в воде, тогда гребцы туда, куда указывает шаман».

Французский антрополог  Паскаль Буайе отмечает, что религия и верования в сверхъестественные силы наблюдаются у всех народов и племен Земли. Причины возникновения религий, суеверий и других верований в сверхъестественное заключается в физиологии мышления человека как вида.


Так как запрет на мифологическое мышление в современном обществе пал, то стало возможным говорить о мифологическом мышлении современного человека.
В современном сознании существуют способ мышления подобный пралогическому, но имеющий более четкое название – это название мифологическое.

В чем же отличие мифологического мышления от других видов?

В мифологическом сознании принцип причинности имеет несколько иное воплощение. Ели в логическом сознании причина и следствие связаны между собой, то в мифологическом сознании связываются вместе предшествующие обстоятельства и последующие события. Связь событий в одном временном промежутке гораздо важнее, чем причинно-следственные отношения между ними.  «Общепринятое объяснение всех этих фактов сводится к следующему: мы имеем здесь неправильное применение первобытными людьми закона причинности, они смешивают предшествующее обстоятельство с причиной. Это просто частный случай весьма распространенной ошибки в рассуждении, которой присвоено название софизма Роsthос, егgоргорtегhос (после этого, значит, вследствие этого)» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130.). Что кажется справедливым для человека первобытного общества, то остается верным и для человека современного мира. Человек качественно не изменился.

Аборигены Приамурья и Приморья всегда жили в мире и согласии с природой. Они традиционно считали и считают тигра сверхъестественным и мудрым животным. Они ему поклоняются и оказывают знаки почтения. За такое отношение тигр должен был их защищать. Повсюду в тайге  в честь тигра строили кумирни, где в молитвах просили помощи у тигра. Культ тигра был особенно развит у удэгейцев, которые считали его священным предком. Именно поэтому они оказывали ему такое внимание. Удэгейцы верили в то, что тигры, подобно людям, живут в собственных городах и деревнях. А дух предка Куты Мафа постоянно сопровождает человека.

Тигра нельзя было вспоминать и говорить о нём на ночь. Его было нельзя убивать. При случайной встрече нужно было выразить своё почтение: кланяться обращаться с приветствием.

Тем не менее, если встреча с тигром всё-таки состоялась, то это всегда было предупреждением об опасности или неудаче во время промысла. Поэтому надо было сворачивать в сторону, если на пути попадался след тигра.
 
Нельзя было преследовать тигра и стрелять в него. Зверь будет мстить охотнику. Но если уж так случилось, что тигр убивал человека или человек тигра, то это место считалось запретным. На нем никогда не охотились, там не собирали ягоды. Заметив условные знаки, обходили это место стороной.

Если голодный или больной зверь нападал на человека, то это был признак того, что зверь «сошел с ума» и превратился в злого духа Амбу. Ему публично объявлялась своеобразная кровная месть. После погребения погибшего родственники приглашали шамана для свершения необходимых обрядов. После их завершения шаман предлагал собравшимся нанести роду тигров отмщение: по его знаку они бросали в травяное чучело хищника (фуданку) копья, и на этом месть прекращалась.

Отношение к тигру как к человеку особенно ярко проявлялось во время погребения зверя. Случайно убитого тигра удэгейцы хоронили в специальном срубе (сактама), установленном на четырех вертикальных стойках. Внутри сруба делали подстилку из мягких стружек, которыми затирали кровь. Сруб сверху закрывали берестой и жердями, а шкуру с тигра обязательно снимали.

Даже в наше время удэгейцы приписывают тигру сверхъестественные способности и называют его не только царём зверей, но и своим предком.

В мифологическом сознании современного человека эта взаимосвязь событий в одном пространственно-временном промежутке весьма распространена. Последовательность событий является достаточной гарантией  для того, чтобы предметы и действия были связаны между собой  в реальности. Сами же эти отношения проверки не требуют, они вообще не требуют доказательств. В мире все взаимосвязано и нет ничего случайного. И если действия смежны во времени, а тем более в пространстве, то причинно-следственные отношения очевидны и не нуждаются в подтверждении.

В фантазийном пространстве сосуществуют два мира: мир первичный и мир вторичный. Их существования не надо доказывать. Достаточно мысли о том, что существуют параллельные миры, в том числе и миры, в которых действует магия.
Некоторые ученые считают, что основная особенность мифологического мышления в том, что оно «первичное», преимущественно правополушарное. За такое понимание мифологического мышления ратуют ученые, отдающие предпочтения когнитивному подходу, опирающемуся на гипотезу двойственного кодирования. Учитывая факт асимметрии полушарной функциональной деятельности, ученые исходят из наличия у людей двух типов мышления, двух систем кодирования, переработки и хранения информации – образной и вербальной. Это, конечно, так, но человек не разделяет свой мыслительный процесс на правополушарный и левополушарный. Он видит мир определенными мыслеобразами, определенными картинами, связанными между собой логическими связями, отраженными для других людей при помощи вербального кодирования.

Оперирование оппозициями, противопоставлениями – это тоже устойчивый элемент правополушарной неосознаваемой стратегии, обусловленной генетической предрасположенностью людей к выдвижению бинарных алгоритмов. Поэтому основной архетип фэнтезийного мира – это борьба Добра и Зла.

Когнитивные механизмы преимущественно образного мышления предполагают абсолютное доверие к показаниям органов чувств и порождают магию образа, которая распространяется и на сюжеты, воспроизводимые  на фэнтезийном пространстве. Мифологическое мышление видит всё духовное, идеальное и ментальное вещественно, т.е в определенных образах. Добро и Зло персонифицируется в героях. И наоборот всё вещественное обнаруживается как идеальное. Поэтому так распространены магические артефакты в фэнтези.
Если рассматривать мифологическое мышление с точки зрения когнитивного подхода, то его надо рассматривать как мышление пространственно-образное. А уже исходя из этого, можно объяснить оперирование прототипами, прообразами («архетипами»), безразличие к логическим противоречиям и стремление установить между объектами и действиями какие-то формы мистической сверхъестественной связи («сопричастности»), широкое использование оппозиций, метафор, мифа как средства разрешения противоречий, вера в сверхъестественное. Мифологическому мышлению присуща меньшая организованность и упорядоченность связей между мысленными образами и элементами образов или словами, который обозначают их смысл, и соответственно, оно требует более низкой активности мозга и меньших физических затрат.

Мифологическое мышление опирается на образ, который формируется, с одной стороны, как бессознательная рефлексия отдельного человека и рода, отражающаяся в индивидуальных и коллективных представлениях, а с другой, на единство рода и природы. Мифологическое мышление полагается на неосознаваемые, автоматические процессы и стереотипы. В мире фэнтези коллективные представления предстают как архетипы, а их интерпретация как личностное видение. Слияние же человека, рода и природы приводит к магии. 

Ученые, опирающиеся на когнитивный подход, считают, что для мифологического мышления характерно явное преобладание конкретных прототипных репрезентаций понятийного содержания и «холистических» стратегий обработки когнитивной информации, во многом совпадающей с логикой мифа.

Мифологическое мышление не подчиняется принципу непротиворечия. Логическое мышление часто строится по схеме «либо – либо», для мифологического мышления существование противоречия возможно и не вызывает сопротивления. «Можно ли быть одновременно в двух местах? Можно отвечает логика чудесного» (Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., Наука, 1987, с.26.).

Принцип детерминизма для мифологического мышления достаточно условен. Для логического мышления принцип причинности обязателен. Причинная обусловленность – необходимый элемент рассуждения. Для мифологического мышления главный элемент причинности – желание. А это желания становится реальностью при помощи магии.
Мифологическое мышление в меньшей степени подвержено сознательному контролю. Оно скорее управляется влиянием аффектов, эмоциональной оценкой. Особенностью мифологического мышления является принцип желания, или хотения. Я хочу, вот принцип, на котором строится вся логика действия.

Для мифологического мышления присуща своеобразная антилогика повседневности. Это связано с тем, что непосредственно мифологическому сознанию характерна высокая степень обобщения. Личное же индивидуальное сознание опирается на индивидуальный опыт человека. Эмпирическое сознание не способно к серьезному анализу информации. Эмпирическое сознание в силу прагматизма не способно отвлечься от субъективности и повседневности.  Анализируя повседневные реалии, эмпирическое сознание мыслительный операции производит спонтанно, отталкиваясь от содержания и, более того, руководствуясь ими.  Мифологическое мышления моделирует реальность во многим противоречащую реалиям повседневности.