Гл 1. Фэнтези как мир

Юрий Чайкин
В современном литературном процессе фэнтези занимают особое место. И на это есть объективные причины. В современном рациональном и прагматичном мире появилась тоска по волшебному и иррациональному. Религия утратила свои позиции в умах людей, а желание чуда осталась. Для реализации этого желания больше всего подходил жанр фэнтези, так как позволял моделировать различные миры, построенные на иных принципах, нежели мир реальный.
 
Мир фэнтези чрезвычайно многообразен. В него входят столь различные произведения, что кажется, никакого единства между ними нет. Действительно, что объединяет столь непохожие жанры, как жанр фэнтезийного рыцарского романа и романа, действие которого разворачивается в виртуальном пространстве? И каково место в мире фэнтези вампирской саги? На самом деле у них много общего.

Что же такое фэнтези? В этот термин заложено несколько разных понятий. Фэнтези – это жанр литературного произведения. Фэнтези – это целое направление в литературе. Фэнтези – особый мир, построенный на особых мифологических законах. Это само по себе приводит к путанице. А ещё, к сожалению, во многих определениях смешиваются понятия «фантастика как вид литературы», «фантастика как жанр», «фантастика как приём». 

Приведем наиболее известное и наиболее общее определение этому явлению: «Фэнтези – жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов». Однако такое определение дает возможность столь широкого понимания, что многие произведения можно рассматривать как фэнтезийные, такими в принципе не являющиеся. Но это полбеды. Главное оно не дает понимания, в чем же необычность фэнтези.

Рассмотрим другое определение: «Фэнтези – романтическая фантастика». Фантастика, по мнению Всеволода Ревича, это наша реальность доведенная до абсурда. Сказано, конечно, красиво, но на самом деле происходит смешивание совершенно разных по природе понятий. Фэнтези формируется на базе мифологического мышления, а фантастика определена мышлением научным. Реальность же может быть доведена до абсурда в любом литературном направлении. И это будет лишь авторский ход, позволяющий ярче представить свои мысли.
Столь же красиво, сколь и непонятно определение Уистена Х. Одена, данное в «Поисках героя»: «Фэнтези представляет собой историческое и символическое описание нашего субъективного жизненного опыта». А любой исторический роман разве не представляет собой историческое и символической описания человеческого опыта? 

В «Энциклопедии для детей» фэнтези рассматривается как жанр, который предлагает читателю реальность, похожую на сказку. Однако сказка и фэнтези жанры хоть и схожи между собой, но являются жанрами самостоятельными. Авторы чувствуют это различие и дают четкое жанровое определение своему произведению – фэнтези или сказка.

Отличие сказки от фэнтези в создании качественно разных миров. В фэнтези создается вторичный мир на основе мифологических представлений или представлений самого автора. Но он представлен как мир реальный.  В сказке создается мир вымышленный, иллюзорный, противостоящий миру реальному. И задумывается он с самого начала как мир вымышленный.

Дж.Р.Р.Толкин в своём эссе «О волшебных сказках» говорит о фантазии, которую писатель считает не иррациональной, а рациональной деятельностью. Автор фантастического произведения должен сознательно добиваться установки на реальность. Необходимо придать вымышленному миру внутреннюю логику реального. Автор сам должен верить в существование вторичного мира, созданного на основе мифологического мышления. Сказка же создаётся с установкой на вымысел. В неё не верит ни автор, ни читатель.

Другое определение фэнтези, данное в энциклопедии, звучит так: «Фэнтези – это произведения, авторы которой делают вид, что всё изображённое им может существовать – на другой планете, в ином времени или же в далёком прошлом». Дело в том, что авторы не делают вид, они являются создателями нового мира, т.е. моделируют вторичные миры. Но создают они его имеющимися под рукой средствами.

 Есть ещё ряд определений фэнтези. Они в большей мере касаются определения фэнтези как литературного направления. Рассмотрим их.

Фэнтези представляет собой литературу, где границы реального, фантастического и ирреального, мистического размыты.

Фэнтези – вид фантастической литературы, или литературы о необычном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению.
В самом общем случае фэнтези – это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира.

Фэнтези – это описание миров, подобных нашему миру, миров с работающей в них магией, миров с четкой границей между тьмой и светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далеком прошлом, далёком будущем, альтернативном настоящему, а также параллельными мирами, существующими вне связи с землей.
Как видим, даны общие критерии данного направления в литературе. Однако они не позволяют понять феномен фэнтези.

Многие исследователи пытаются обойти существующие трудности определения понятия фэнтези и выделяют сущностные  черты, присущие только фэнтези. В данном случае исследователи опять-таки рассматривают не сколько жанр произведения фэнтези, сколько фэнтези как направление в литературе.
Вот одна из таких попыток.

«Для того, чтобы вывести определение, сформулируем несколько признаков и специфических особенностей жанра.

1.В книге этого жанра действия проходят обычно в вымышленном мире. Т.е. не в «стране грёз», где могут не соблюдаться элементарные законы (например, земное притяжение, или элементарная логика), а вполне реальном мире, с теми же, что и на Земле законами: планеты круглые, 2+2=4, живущие там дышат воздухом (хотя он может быть отличен от Земного) и др.

2.Живущие в вымышленном мире не обязательно люди, либо люди с измененной внешностью. Но эти существа обязательно наделены какими-то человеческими качествами: будь то любовь или ненависть, преданность или предательство – эти качества характеризуют героя как личность.

3.Есть несколько отличные от реальности элементы. Некоторые существа, населяющие этот мир, обладают необычными способностями: магия, бессмертие, провидение, создание магических предметов, левитация и др.

4.И ещё один неотъемлемый признак фэнтези, который выделяет из похожих произведений – это Путь, который должен пройти Герой для достижения Цели».
 
С помощью этих признаков производится попытка дать собственное определению фэнтези: «Фэнтези – это литературный жанр, интерпретирующий проблемы реального мира в вымышленном мире, предлагающем специфические возможности их разрешения. Иными словами, психологические проблемы существующие в вымышленных мирах фэнтези, присущи психологии современного человека. Фэнтези занимается конструированием возможных социальных (реже экономических) отношений между людьми (существами) в иных, невозможных на сегодняшний день, условиях». Тот же заколдованный круг. Проблемы реального мира в любом случае интерпретируются в вымышленном мире. Только для этого привлекаются иные средства поэтики.
Более точно дается ряд признаков жанра в справочнике «Русская фантастика ХХ века в именах и лицах»: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Исследователи находят в фэнтези элементы героического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказки, романтической повести, готического романа, оккультно-мистической литературы символистов, постмодернистского романа и т.д.

В основе фэнтези – модель мира, обнаруживающая такие свойства мифологического мышления как невыделенность человека из окружающей среды, персонализация добра и зла, очеловечивание природных явлений, отождествление макрокосма и микрокосма, пространственно-временной синкретизм.
 
Моделирование нового мира, мира вполне реального, но иного чем мир, в котором живет читатель, и есть один из признаков фэнтези как направления в литературе. Именно создание фантастического, но вполне реального мира, является задачей создателя фэнтезийного произведения. В основе фэнтези –  создание вторичного мира (целостной картины мира и человека), где человек микрокосм в системе макрокосма. Этот вторичный мир – либо переработанная система мифов, либо оригинальная авторская мифологическая концепция.

Однако, кажется нецелесообразным определять фэнтези только как необычное направление в литературе, потому что у строгого жанрового деления есть один важный недостаток: оно не дают понимания такому феномену, как фэнтезийное пространство. Необычайный интерес к фэнтези и развитие социальных сетей, в том числе и таких, как «Самиздат», «Проза.ру», привели к тому, что сформировался определённый фэнтезийный мир, или иначе говоря фэнтезийное пространство.
 
Что же позволяет нам выделить это понятие, фэнтезийное пространство?

Как уже было сказано, появление многих произведений, написанных в жанре фэнтези, привело к тому, что появился свой особой литературный мир, основанный на мифологическом мышлении, имеющий собственные архетипы и развивающий особые образы собственных персонажей. Всё это можно назвать миром фэнтези.
Жанр фэнтези предполагает особое мифологическое мышление, которое формирует логику того мира, где происходит действие.
 
Мышление человека основано на определенных структурах: мифологической, эмпирической и рациональной. Причем эти виды мышления не могут рассматриваться как ступени генетического развития, где одна ступень развития сменяется другой. Эти уровни мышления, реально существующие и функционирующие в индивидуальном сознании человека, являются одним целым. Более того в сознании человека мышление содержит в себе как рациональные, так и иррациональные компоненты.
Именно с мифологическим мышлением связано такое понятие, как архетипы. Архетипы – это стереотипные, сформированные предшествующей культурой образы и ходы, на основе которых построена основная часть вымышленных миров и сюжетов.
В значительной части произведений фэнтези описывается противостояние сил Добра и Зла. Силы Тьмы изображаются в определенной атрибутике: черные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек и, как правило, относит к стилистике христианской церкви.

Другой основой сюжета является квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Данный архетип идет из мифологии, античной и средневековой литературы: поиск Гильгамешем цветка бессмертия, поход аргонавтов за Золотым Руном, поход Галахада за Святым Граалем. В фэнтези сюжет представляет собой описания путешествия героя к какой-либо цели с преодолением трудностей и сменой маршрутов. 

В большинстве вымышленных вселенных фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Тролли, гоблины, эльфы, орки, гномы живут и сражаются на фэнтезийном пространстве.

 Большинство из фэнтезийных героев заимствованы из мифологии или придуманы самим авторами. Однако здесь проявляется абсолютная свобода автора, который может переосмыслить роль тех или иных вымышленных существ.

Действия мифических существ осуществляется на особом фэнтезийном пространстве. Там живут мифические расы людей и других разумных существ. С одной стороны, эти существа имеют общие черты, а с другой, авторская воля может привносить новые черты характер этих героев. Таким образом, коллективные представления и личный опыт непосредственно контактируют в одном произведении.

Фэнтезийное пространство расширилось благодаря фильмам, снятым в жанре фэнтези, анимации и настольным ролевым играм.

Наиболее известны фильмы «Властелин колец» режиссера Питера Джексона, «Хроники Нарнии» режиссера Эндрю Адамсона, «Конан-разрушитель» режиссера Ричарда Флейшера, «Гарри Поттер» по мотивам серии романов Дж.К.Роулинг.
Приобрели известность и фэнтезийные телесериалы «Игра Престолов», «Сверхъестественное», «Зачарованные», «Зена – королева воинов», «Однажды в сказке». 

Фэнтези представлено в анимации картинами «Огонь и лёд» и «Властелин колец» Ральфа Бакши, «Хоббит» и «Возвращение Короля» Рэнкина и Бэсса, «Dragonlance: Драконы осенних сумерек» Меньота. К фэнтези относятся и многие японские анимационные сериалы, например «Берсерк», «Рубаки», «Клеймор», «Двенадцать королевств», «Повесть о стране цветных облаков», «Таинственная игра», «Некий научный Рейглан», «По ту сторону стекла».

В 1960-1970-х годах популярность фэнтези послужила причиной рождения нового типа ролевых игр. В таких ролевых играх партия из одного или из нескольких игроков путешествуют по фэнтезийному миру в поисках различных приключений. Среди ролевых систем можно выделить такие, как Dungeons & Dragons («Подземелье и драконы») и (GURPS Generic Universal Role Playng System – «общая универсальная система ролевых игр»). Для создания сюжетов компьютерных игр использовался архетип квеста, где игроку даётся задание по поиску некоего артефакта и основным занятием игрока будет продвижение к нему.
Ролевые игры повлияли на фэнтезийное пространство. Так ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала «расы», что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников.

В свою очередь ролевые игры не только повлияли на фэнтезийное пространство, но и породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий Forgotten Realms и Warhammer. 

Фэнтезийное пространство сейчас огромно. Чтобы понять, какие процессы в нём протекают, необходимо обращаться и к классическим произведениям  фэнтези, и к современным, и к тем, что выставлены в социальных сетях.