Упасть и выжить

Михаил Моро
Невероятный случай произошел во время военных учений на юге Перу. 31-летний парашютист Амасифуен Гамарра (Amasifuen Gamarra) выжил, упав с высоты 1500 метров, сообщает AFP.

В воздухе, когда сержант попытался раскрыть парашют, купол не раскрылся, а стропы обернулись вокруг его шеи. Парашютист потерял сознание и упал на землю.

При этом офицер перуанских военно-воздушных сил не только выжил, но и практически не пострадал. Врачи диагностировали у него лишь вывих лодыжки. "Мы не знаем, каким образом произошло падение, но у него нет ни одного перелома. Это настоящее чудо, что он жив. На это была Божья воля", - заявил врач скорой помощи Гильермо Пачеко.


Счастливчики

26 января 1972 года все информационные агентства мира сообщили о взрыве над чешским городом Сербска-Каменице на высоте 10160 метров югославского пассажирского самолета DC-9, следовавшего рейсом из Копенгагена в Загреб.

Причиной трагедии стала бомба, спрятанная на борту аваиалайнера хорватскими террористами – усташами. Шансов выжить в подобных катастрофах очень и очень мало, и обычно сообщения о них заканчиваются одинаковой фразой: «Все находившиеся на борту погибли». Но мир облетела сенсация – 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с огромной высоты. Относительно “мягкую” посадку ей обеспечили заснеженные кроны деревьев, самортизировавшие удар обломков фюзеляжа. Правда, в себя девушка пришла лишь через месяц.

Весне повезло не только в том, что самолет упал на заснеженные деревья, но и в том, что первым на месте аварии оказался один из местных жителей, в годы Второй мировой войны работавший в немецком полевом госпитале и знавший азы первой медицинской помощи. Он-то и обнаружил едва дышащую Вулович среди мертвых тел пассажиров, и оказал ей первую помощь. Вероятно, это и спасло ей жизнь. Но врачи еще долго не верили, что она выживет. Даже когда Весна пришла в себя, в этом были сомнения. Но шли дни, и молодой организм все уверенней и уверенней справлялся с полученными травмами.

В общей сложности таких людей насчитывается во всем мире несколько десятков, не считая тех, кто выжил в катастрофах при взлете и посадке самолетов. Вот краткий перечень наиболее известных фактов, большая часть которых приходится на период 2-й мировой войны.

В 1942 году в воздушном бою был сбит советский бомбардировщик Ил-4. Штурман экипажа Иван Чисов покинул самолет на высоте более 7 тысяч метров. Парашют раскрылся так, как ему и положено, но оказался на пути горящей машины. Дальше Чисов падал без парашюта. Спас его толстый снежный покров и откос глубокого оврага, куда счастливчик и соскользнул под достаточно острым углом.

В мае 1943 года над Голландией был сбит британский бомбардировщик “Вентура”. Самолет развалился на части, и его обломки устремились вниз. Хвост машины, где находился стрелок Уильям Станнард, был поврежден незначительно, очень удачно попал в воздушный поток и совершил почти “мягкую посадку”. Летчик отделался только ушибами.

В ноябре того же года во время налета на Бремен огнем немецкой зенитной артиллерии был подбит американский бомбардировщик В-17. Парашют одного из членов экипажа – Юджина Морана – был поврежден и он не мог им воспользоваться, поэтому падал вниз вместе с машиной. Деревья смягчили удар. Моран был взят в плен, четыре месяца провалялся в немецких госпиталях, но выжил.

В марте 1944 года во время налета на Германию был сбит самолет англичанина Николаса Элкимейда. Летчик хотел спастись на парашюте, но тот не раскрылся. Удар о землю после падения с высоты более 5 километров был смягчен елью и снежным сугробом толщиной около полуметра. Удивительно, но обошлось без единого перелома, хотя скорость свободного падения составляла не меньше 150 километров в час. В военной прессе, где этой случай был широко описан, Элкимейда иначе, как “выжившим кандидатом в покойники”, и не называли.

В апреле 1944 года во время очередного налета истребитель немецких люфтваффе уничтожил американский бомбардировщик В-24. Три пилота, находившиеся на его борту, не смогли воспользоваться парашютами и вместе с обломками машины упали с высоты более 5 километров. Два летчика погибли, а вот Мерл Хасенфратц остался жив, отделавшись переломами ног и выбитым глазом.

В том же апреле над Австрией был сбит американский бомбардировщик В-24. Поврежденный самолет вошел в штопор, что не позволило двум пилотам – Джеральду Дувалу и Джону Веллсу – покинуть гибнущую машину. Бомбардировщик рухнул на землю с высоты более 7 километров и полностью развалился. Однако, оба летчика остались живы, хотя и получили тяжелые ранения.

Не так благополучно завершилось падение с высоты более 8 километров для пилота американского бомбардировщика В-17 Федерико Гонзалеса, сбитого в январе 1945 года над Дюссельдорфом. Получив ранения, он не смог покинуть горящую машину и вместе с ней упал на землю. Гонзалес остался жив, но через несколько дней скончался в госпитале.

В феврале 1945 года над Австрией столкнулись два американских бомбардировщика В-17. Стрелок одной из машин Эрвин Косиесарек оказался заблокированным в хвостовой части, не смог покинуть самолет и упал вместе с ним с высоты более 8 километров. Больше всех были поражены немецкие солдаты, когда Косиенсарек выбрался из-под обломков целым и невредимым. Естественно, что он тут же был пленен.

Еще два американских бомбардировщика В-17 столкнулись в том же месяце над Бельгией. Один из пилотов Джо Джонс упал на землю с высоты около 4 километров. Он получил серьезные ранения, попал в полевой госпиталь, где и пришел в себя через несколько дней. Но выжил.

И последний эпизод военной поры. Очередной американский бомбардировщик В-17 был сбит весной 1945 года во время налета на Кобленц. Стрелок Эдмунд Шиббл не смог покинуть машину и упал на землю с высоты около 7 километров. Авария закончилась для него переломом позвоночника. Но и он остался живым, хотя и прикованным к постели.

Следующее событие произошло через много лет после того, как отгремели бои на полях сражений. 23 декабря 1971 года в Перу разбился пассажирский авиалайнер. Примерно через полчаса после вылета из Лимы самолет угодил в грозу. В результате удара молнии лайнер загорелся и спустя мгновения разлетелся на куски. 17-летняя пассажирка Хулиана Кепке потеряла сознание, а когда очнулась, обнаружила себя пристегнутой к креслу и висящей на дереве. Как позже выяснилось, она была единственной выжившей в трагедии. Но путь к ее спасению лежал через сельву, по которой она скиталась 11 дней, пока не встретила индейцев, доставивших ее в госпиталь. Эти события произошли всего за месяц до чудесного спасения Весны Вулович.

И еще одна катастрофа, происшедшая в Южной Америке, в чилийских Андах, закончилась чудесным спасением для некоторых пассажиров. 13 октября 1972 года после падения на землю пассажирского авиалайнера, выжили 29 из 45 человек, находившихся на борту. В поисках людского жилья им пришлось пробираться через сельву, заниматься каннибализмом. Лишь через 72 дня после аварии 16 человек были спасены.

В августе 1981 года на Дальнем Востоке произошло столкновение пассажирского самолета Ан-24 и бомбардировщика Ту-16. Большинство из находившихся на борту обеих машин погибли. Выжила лишь одна – Лариса Савицкая, возвращавшаяся в тот злополучный день вместе со своим мужем из свадебного путешествия. Ее нашли через три дня в глухой тайге с серьезными травмами. Долго лечилась, но до сего дня ее преследует боль. И не столько физическая, сколько моральная.

Выжил при падении с высоты почти 9 километров и всемирно известный британский воздухоплаватель Стив Фоссет. Воздушный шар, на котором путешественник пролетал над Коралловым морем, неожиданно потерял герметичность, сдулся и стал падать вниз. Скорость, с которой он ударился о водную гладь, превышала 70 километров в час. Но Фоссет отделался только легким испугом. Спустя некоторое время он стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.

31 октября 2002 года остался жив после падения с высоты 1000 метров земляк Вулович, 40-летний Драган Курчич. Он отделался легкими резанными ранами, синяками и парой ушибов. Это был рядовой прыжок для Курчича. Однако, основной парашют не раскрылся. Попытка открыть запасной также не удалась. Парашюты раскрылись одновременно чуть позже, их стропы перепутались.

Спасло парашютиста то, что он упал на крышу одного из строений и проломил ее. Крыша смягчила падение. Происшедший инцидент не испугал Курчича, и спустя всего час после падения он вновь поднялся в небо и покинул машину. На этот раз все прошло благополучно.