Я - гость

Ольга Антоновна Гладнева
       Школьный двор, парк... Бардовое, жёлтое, зелёное  - пёстрая акварель листвы на кустах и ковром под ногами. Рябину ищу.  Может, уже осыпалась. Ноябрь  всё - таки. 
       Рябина нужна. Ноги сами, по привычки, нашли знакомую тропу – в поле, в балочки, на простор! 
       Здравствуй, поле! А раз тебя не пашут, не сеют вот уже 20 перестроечных лет – ты уже дикое поле, степь.   Сколько по тебе вдоль и поперёк исхожено – то сборы лекарственных трав, то – грибов, то ярко-красного шиповника!

        Вон он – даже в дымке наступающего сумрака горит алостью! Подхожу – срываю несколько ягод и... И замечаю, что они не радуют меня, как хотя бы пять лет тому назад... Не будят ни воспоминаний, не вызывают ассоциаций... Посмотрела на лес... Чужой... Не зовёт, не манит к себе... Не радуют в  синей дымке терриконы... Ни запахи, ни свежесть воздуха... Такое резкое  ощущение отчуждения – это всё уже не моё. Ни что, даже вот  кустик полыни – не моё.
 
   Срываю ягоды боярышника, ем ... А радости, той, бывшей радости от соприкосновения с Природой – нет. Не ощущаю. На смену этому – какое-то иное чувство, ранее не ведомое и не знакомое – будто я сейчас пришла сюда с того света, на часок, даже – как-то невидимкой, украдкой... Пришла в тот мир, где я когда-то жила. Гуляла здесь с доченькой... Вон на том косогоре она осмысливала  кадры своего киносценария -  « Мигуль».
      Её мечта была и мой мечтой.  Были надежды на радость. Было будущее... Да что там... жизнь казалась вечной!

   Какой простор!  Нет, мне не хочется расправить грудь и пить его полными глотками, нет. Я просто – созерцаю чью-то чужую планету.
   Сумерки сгущаются. Ветви какого-то дерева мне преградили путь. Поднимаю глаза... Надо же! Рябина! Кисти большие, красные! Аж семь кисточек! Но как высоко! На фоне покрытого сплошными тучами неба кажутся тёмнобардовыми.

     Надо лезть. Сестра ждёт ягоды рябины. Вычитала где-то о их пользе при её диагнозе.  Появилась надежда – облегчить боль. Ждёт.
  Раздвигаю ветви, подтягиваюсь – опа! Вот и кисточки. Не сломалась бы веточка под ногой – кажется,  она уже полусухая... Ещё чуть-чуть повыше и... Получилось! Все семь – в моей сумочке. Осторожно скольжу ногами по гладким стволам...   Носочками касаюсь земли – всё в порядке! А ведь мне без двух  - 80!  Ну и что. Кому это надо?  Видишь – идут двое – мужчина и женщина?  И ты – прячешься за куст. Теперь это всё – принадлежит им. Ты – просто гость.
 
  По округе зажглись огни. Ровной ленточкой слева – это посёлок Октябрьский. Справа – Липовка. Впереди – огни в двух проекциях... Ах, да – это ж река, Нижняя Крынка.  В тёмных водах её отражаются огни улицы посёлка на её берегу... Немного огней... А дальше, у самых терриконов – тоже кучка огней... И вон там... Интересно – если огни,  значит, тут ещё живут люди? Планета людей...  Сумрак  сгустился настолько, что вот-вот перейдёт в ночь.
    Надо же – как чудная, далёкая, вечерняя сказка!  Не моя жизнь. Я смотрю на неё как будто со стороны,  из иного мира.
   
     Темно. Мне же не страшно. Я - тень. Нога проваливается в какую-то яму, и я падаю со всех  ног прямо грудью на пожухлую траву. Больно. На миг: «Не переломить бы кости руки...»  И тут же: «А кому ты нужна? Встань и иди. Ты – тень!». Встаю, иду. Сестра ждёт рябину.

   Вот и город. Асфальт. Огни.  Старухи из соседних подъездов прогуливаются перед сном.  Здороваются. Спрашивают. Отвечаю. И – я кажется... ожила...   Чувство отречённости  вроде схлынуло... Но оно было... И длилось часа два... Это что? Так организм подготавливается  к тому роковому часу?   Так ярко и осознанно понимаешь, что этот мир уже тебе не принадлежит. И тебе его немного жаль. Как далёкое прошлое. Но ничто уже не связывает с ним. Этот мир не твой.  Твой – иной. А каков он? И где находится? Почему не почувствовала  я его там, в степи, в состоянии отрешенности? Может, в следующий раз мне покажут его?
  Но, кажется, я уже знаю состояние души перед прощанием с этим светом.