Ренуар. Девушки в чёрном

Алина Алексеева-Маркезин
    Пьер Огюст Ренуар Девушки в чёрном. 1880—1882г.Холст, масло. 81,3 ; 65,2 см
Пушкинский музей, Москва

          1880-е годы стали новым этапом в творчестве Ренуара. Под влиянием научных теорий взаимодействия спектральных цветов, доказывающих необходимость писать только тонами чистого спектра, существенно изменяется колорит его картин.

          На картине «Девушки в черном» художник изобразил двух модисток в темных платьях и шляпках в парижском кафе. Под влиянием теории, требовавшей писать тонами солнечного спектра, живописец избегает черного цвета, передавая одежду девушек сложными сочетаниями синих, лиловых, красных оттенков.

 В пасмурном освещении и влажном воздухе впечатление черных платьев очаровательных парижанок достигается сложными переливами самых темных оттенков спектра - густо-лилового, темно-зеленого, бордового. «Я дошел до конца импрессионизма...» - признавался Ренуар. Тем самым художник реабилитирует черный цвет в живописи.
 
  Но вместе с тем его манера меняется: на смену мелким мазкам и размытым контурам приходят широкие красочные плоскости, а в изображении фигуры девушки, сидящей за столиком слева, Ренуар использует линию, в чем проявилось влияние художника Энгра, творчеством которого в данный период увлекся Ренуар.
          
  "Всё написано так, как будто Ренуар создавал просто облик молодой парижанки — очаровательной, мечтательной, красивой, модно, но довольно скромно одетой. Её тёмное в талию платье художник написал густым ровным тёмно-синим цветом, избегая мелких движений кистью, свойственных его более ранним работам. «Девушки в черном» предстают перед нами молодыми красивыми женщинами, и, глядя на них, так и хочется, чтобы самый обыденный мир стал таким же праздничным и красивым, как его видел художник…"

     Искусствовед Михаил Лебедянский.