Неисповедимы пути Господни. Г. 8. Вековые традиции

Ирина Христюк
                НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ.
      
           ГЛАВА  ВОСЬМАЯ. ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ.
 
                ЧАСТЬ 1. КРЕСТИНЫ.

       Каждый момент жизни уникален. И радости и несчастья, сдавалось Мите и Тальке, посылались им Всевышним затем, чтобы они ещё больше любили и ценили друг друга, тепло семьи, уют в доме, спокойствие и янтарность солнца каждого наступившего дня и радовались подрастающим детям.

       Через восемь дней после рождения дочки по православным канонам Талька приняла участие в Свято-Троицкой церкви села в молитве для родившегося ребёнка. После этого стали готовиться к крестинам. Принято, чтобы новорожденный был крещён по истечению 40 дней после рождения. Митя с утра и до позднего вечера в поте лица горбатился в колхозе, после работы – огород и домашнее хозяйство. Про него говорили: чувство ответственности и долга  родилось на полчаса раньше его самого. Мальчишки - у бабушки Аники. А Талька, насколько позволяла дочурка, взялась за побелку комнат.

       Частенько заглядывала «поиграть» с Ирочкой соседская девочка Нютка.  Ей шёл третий годик, и всё для неё было интересно. Однажды, когда Талька на лестнице белила потолок в зале, всё время поглядывая через сени в сторону кровати, где лежала кроха, а рядом забавлялась «нянька», услышала вскрик малышки, затем наступила зловещая тишина. Быстро соскочив с лестницы и вбежав в комнату, увидела страшную картину: Нютка держит Ирку за ножки, а голова малышки на полу. Видимо, старшенькая решила, что если схватит младенца за ножки, то тот, как кукла, приподнимется сам. Но случилось то, чего никто не ожидал: малютка, ударившись головкой об пол, зашлась плачем, посинела и, казалось, перестала дышать. Господи, что делалось с Талькой! Первое время растерялась, в доли секунды промелькнула вся жизнь: вот тебе и крестины, вместо них – похороны. Быстро взяла себя в руки, вспомнила всё, что надо делать в подобной ситуации. Руки тряслись, пот лил градом, слёзы застилали глаза, кричала и молилась вслух, и Господь услышал её просьбу – крохотуля открыла глаза, задышала полной грудью и ещё долго-долго потом всхлипывала. Происшедшее для неё имело болезненные последствия. Да, деточек родить — не веточек ломить, пока вырастут, намаешься с ними.

        Когда в семье рождается ребёнок – это большое счастье, но и большая ответственность. Но где были родины, там будут и крестины, - говорили старые люди. Крещение ребенка является очень важным религиозным обрядом для православной христианской семьи. Верующие люди считают, что после крещения   новорожденный оберегается ангелом – хранителем, поэтому к обряду готовятся очень трепетно. Крестины, или пропуск в Царство Божие - это одна из вековых традиций нашего села и знаменательное событие для семьи, в которой родился ребёнок. Митя вместе со священником согласовали дату крещения. Чтобы получить это таинство, ребёнок должен иметь одного или несколько крёстных, которых выбирают сами родители. Дома, в семейном кругу, обсудили, кого будут брать в кумовья. В Молдавии на эту «роль» разрешается приглашать любое количество людей. Всё зависит от наличия родственников и друзей у семьи. Но в свидетельство о крещении записываются, в основном, только главные крёстные. Решили просить в кумовья и нанашки для дочки: Ганю и Антона из Шаптебань – мамину сестру по родной матери, Геню и Василия Запаранюк – татову племянницу по материнской линии, Василия и Зинаиду Колибаба – друга детства отца, Ольгу и Михаила Симинюк – мамину подругу детства, Григория Казака с супругой – родственника отца, Ваню Мариуцу с супругой – родственника отца, Надю и Ивана Дьякова – родственников отца. И, конечно, главными родителями ребёнка станут  нанашки, которые были посажёнными родителями при венчании родителей – Василий и Василиса Лучишины – Митина родная сестра. По установившейся в селе традиции звать на праздник идёт бабушка с калачами для каждой пары и вином. С этим поручением великолепно справилась мамуня Аника, царствие ей небесное.

        Принятие калачей свидетельствует о согласии хозяина дома стать нашим родственником. Но, как правило, соглашаются всегда, потому что, по другой традиции, от хлеба грешно отказываться. Будущие кумовья и бабушка в знак согласия отпивали немного вина, не опустошая бутылки, потому что она рассчитана на всех последующих кумовьёв.

         В назначенный день, ближе к вечеру, все собрались в церкви. Туда приглашаются только главные участники церемонии: нанашки, кумовья и родственники. У всех кумов в руках «крыжма» - небольшой сверток: василёк (базилик), полотенце и свечка, обмотанные лентой.  Крыжма символизирует чистоту человеческой души после крещения, поэтому она белая. Для неё подходит обычный кусок любой белой ткани, полотенце либо специально подготовленный материал с вышитыми крестами.

         Каждый из кумов должен держать её в руках до окончания церемонии. Затем последовала процедура крещения. Так случилось, что в тот день со мной крестился и мальчик. Согласно православным канонам, если в один день несколько кандидатов на крещение, мальчики и девочки, то мальчики будут крещены в первую очередь, потому как в дальнейшем они могут стать служителями церкви. Батюшка читал молитвы и окунал в купель сначала мальчика, потом меня, поливая священной водой и читая молитву. С этим мальчиком - Колей мы потом восемь лет учились в одном классе. Мама часто напоминала, раз крещены в одной купели, значит мы, как брат и сестра. Она, согласно канонам, не присутствовала в церкви, а стояла в притворе (небольшая входная часть церкви) до тех пор, пока нанашка не вынесла ей уже крещёную дочурку. Запрет матери присутствовать на крещении основывается на старозаветном принципе естественного очищения женщины после рождения ребёнка. Батюшка прочитал молитву, и родители вместе с кумовьями пошли домой. Туда подтянулась вся мужская половина кумов и те из родственников, кто не присутствовал на церемонии крещения. Дома нанашка на отдельном столике расстелила одеяльце, в котором был завёрнут ребёнок, и по традиции, каждый из гостей по своим возможностям положил на него какую-нибудь детскую вещь: чепчик, носочки, пелёночку, полотенце. Жили в то время тяжело, но традиции старались соблюсти.

          Укутав ребёнка в это одеяло, нанашка Сюня (так в селе её звали) передала родителям со словами: від нас мало, від Бога багато. После этого начался настоящий праздник ребёнка и его родителей. В зале, за огромным столом, полным (насколько возможно было по тем временам) еды и выпивки, собрались все гости. Как только они расселись, произошло - о, чудо! Грянул знаменитый на севере Молдавии духовой оркестр. А как же могло быть иначе, если дедушка Николай – знаменитый барабанщик и скрипач в оркестре, и у него родилась первая, долгожданная внучка?! Это были первые крестины с духовым оркестром в селе! Прекрасная музыка, а вместе с ней и радость разносились над родным селом. Кумовья угощались, веселились, танцевали, желали крестнице и родителям всего самого доброго и пели. Ах, как они пели! И украинские, и русские, и молдавские народные песни. Да так, что душа разрывалась то от радости, то от боли. И прекрасны были те чувства, что рассказывали поющие своими вздохами и припевами, то жалуясь на жизнь, то восторгаясь, то тоскуя и печалясь, то ликуя и торжествуя: «Несе Галя воду», «Роспрягайте, хлопці, коні», «Цвіте тэрэн», "Ой, мороз, мороз" и др.  На рассвете мамуня Аника под соответствующую мелодию стала раздавать кумовьям калачи, символизирующие  родственную связь крёстных и родителей ребёнка, на которые каждый из кумовьев по очереди клал свой подарок или деньги, поднимал стопку с вином и произносил вслух пожелания крестнице и родителям. Конечно, то были очень скромные по нынешним меркам деньги и подарки, но не в этом соль. С восходом солнца кумовья с калачами разошлись по домам. А под вечер, отдохнувши, собрались все на пОправку. Опять стол, веселье, танцы, музыка, шутки с переодеванием - «театрализация».
Долго ещё обсуждали в селе эту веселую кумэтрию…

        Давно уже нет в живых моих нанашек, но их образ не стирают годы. И то чувство уважения, внимания и почитания, которое мы пронесли через всю жизнь друг к другу, останется в моём сердце до последнего дня. Как можно забыть, если на каждый «святий вечір» перед Рождеством Христовым я, с малых лет и до третьего-четвёртого класса, ходила к ним с «вечерей» со словами: Добрий вечір! Просив тато, мама і я вас прошу прийміть мою вечерю»?! Они усаживали меня за стол, потчевали, строго соблюдая пост, холодцом из рыбы, пшеничкой (кутёй) и давали поману – калач со свечёй, пряники, конфеты, ленты, носочки, носовые платки и обязательно деньги (рубль!). Как я могу забыть, если до последнего дня своей жизни, не только я, это понятно, но и они обращались ко мне уважительно, только на «вы»?!

         Но «наше счастье, - как писал Л. Н. Толстой, - как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету». Родители стали замечать, что ребёнок очень часто плачет: и на руках, и лежа в колиске*, и спеленатая, и развернутая, и ночью, и днём. Плакала до крещения, надеялись, может, получив своего Ангела-хранителя, перестанет, но ничего не изменилось. Может, молока не хватает, пробовали подкармливать, не помогает. Волновались, переживали. Уже соседи стали тревожиться: что вы там делаете, что ребёнок постоянно плачет. А дитятко просто качают то на руках, то на ногах. «Э, наверное, такая плаксивая уродилась. И в кого только такая?» - часто слышалось от людей.  Спустя некоторое время стало совсем худо, поехали в район, положили в больницу. Там уже семнадцать маленьких детей лежало: какой-то вирус, дизентерия и ещё что-то. И все дети – тяжёлые. Положительных прогнозов никто не давал. Тато носил врачам всё, что мог – деньги, продукты – лишь бы спасти дочурку. Делали переливание крови, усиленно лечили. Как вспоминала мама, из восемнадцати детей выжили только я и двое мальчишек из соседнего села. Конечно, та медицина, то медицинское оснащение и та диагностика – не сегодняшние, но жизнь мне спасли, и спасибо огромное всем тем врачам за труд. Помню, в детстве мама всё время предупреждала: не бегай, не прыгай, у тебя - порок сердца. Да куда там! И прыгала, и бегала, и болела, и диагноз - врождённый порок сердца плюс проблемы с работой клапанов – никуда не подевался.

        Пока дети подрастали, то радуя, то огорчая родителей своими проделками, жизнь потихоньку налаживалась. Вырастали помощники. Отец приучал наследников к труду, а мамуня - добрая, чистая, любящая душа, редко журила их, но не раз повторяла: «Наказывай сыновей, пока поперёк лавки лежат, а когда лягут вдоль — поздно». Мальчишки уже забыли, как говорили после рождения сестрички: нам никто не нужен, нам и вдвоём хорошо. Сейчас им уже интересно было с подрастающей сестрёнкой: учили её всему, защищали от детских бед, носили на руках. «Не дай бог, чтоб услышали твой плач; как кони, бежали на помощь, аж дом дрожал», - вспоминала мама…

        А тут намедни в дверь постучала молодая пара…

  7.11.2017

Продолжение следует.

**   **   **

*Колиска, люлька — колыбель, люлька  — кровать для малыша, как правило, подвесная или опорная.
-----------------------------------------

На фото:
В центре – я,
справа – родители,
слева – нанашки: Ганя и Антон,
за мной – Маруся, дочь нанашек.