В доме стало тихо, когда сын объявил, что уезжает в Якутскую губернию, потом мать запричитала:
--Сынок, что же ты опять в такую даль-то уезжаешь? Зачем?
-- Да не волнуйтесь, мама, я недолго пробуду там, как только ликвидируем антисоветский мятеж, утвердим Советскую власть-- и обратно домой!
--Здесь ли не хватает дел по хозяйству и по работе твоей? Не езжай, сынок, такие холода там – сказывают… да и опасно в такое смутное время-то –, мать не желала отпускать сына.
. --Да ничего, мама, в Монголию же съездил и вернулся -- живой, невредимый.
А отец, молча сидевший, как бы обдумывая в голове, произнес:
--Ты что это, мать!? Хочешь ввек его держать возле своей юбки? Какой он мужик и казак после этого? Да, не хочется отпускать его в такую заваруху, но опасно сейчас не только там, но и здесь, и везде. — потом он обратился к сыну:
--Сынок!
--Что, батя?
--А ты все взвесил хорошенько? Ведь идти на войну, это значит быть… готовым на все!
--Да, батя, я все решил.— произнес сын с твердостью. И видно было, что он от своего слова не отступит.
--Эх, сынок, сынок… о нашей старости не подумал…-- огорченная, обиженно сказала мать.
--А мы как раз стараемся и для вашей старости. Ведь при советской власти -- богатства недр, заводы, фабрики будут принадлежать народу. Не будет голода, несправедливости и все будут счастливы: и стар, и млад. Ради этого я не пожалею и свою жизнь. И ведь, нас много тех, кто за эту власть!
--А ведь еще неизвестно, чья власть лучше, время покажет. Но будь ты белым или красным, все одно – ты нам дорог, сынок! И ты дорожи жизнью своей и других. Вот что еще скажу: не наломай дров понапрасну. Пусть и война войной, но негоже терять своего человеческого лица и постарайся поступать по справедливости. И запомни сын, – самый тяжкий грех это—убийство. Потом руки не отмоешь никак…
Не зря же заповедь божья гласит: «не убий». – медленно, продумывая каждое слово напутствия, произнес отец.
Когда настал новый день и время прощаться, отец благословил:
--Пусть Бог хранит тебя всегда!
--Мы будем молиться за тебя, сынок, береги себя и возвращайся скорей! – произнесла мать с волнением, но сдерживая себя, все же надеясь на Бога…
По прибытии в Якутск 9 марта 1922 года в качестве помощника командующего вооруженными силами Якутской губернии и Северного края по политической части, Широких-Полянский был введен в состав пленума Якутского Губбюро ВКП(б) и избран членом его президиума.
Сергей Юльевич с головой окунулся в военное положение Якутии. Но первым делом, он вместе с П. А. Ойунским, И. Н. Бараховым и Я. И. Стродом и с отрядом каландаришвиловцев -- добились устранения секретаря Губбюро Лебедева, председателя ЧК Агеева и начальника штаба Козлова. Они очень много людей, допрашивая с жестокими пытками, отправили на расстрел и тем принесли столько горя мирному населению, отталкивая народ от Советской власти и способствуя распространению мятежей.
А с ними обошлись мягко, их просто отпустили, они наверняка где-то в центре нашли теплые местечки для себя.
После их отставки с помощью Сергея Юльевича, губернская парторганизация сумела исправить ошибки, продумать новую гуманную, разъяснительную тактику борьбы с мятежами.
Он с огромной энергией взялся за перемену в партийно-политической работе в воинских частях, в укреплении дисциплины и повышению сознательности и политического просвещения красноармейцев.
А потом, в Амгинском улусе случился белоповстанческий мятеж. И тогда 28 апреля выехал из Якутска сводный отряд под командованием начальника штаба войск ЯАССР Г. Егорова.
Широких-Полянский, настояв в личном выезде в качестве военного комиссара, отправился с ними, хотя его уговаривали остаться, потому что не хотели рисковать его жизнью -- уважая, любя, и дорожа им. Ведь с самого дня приезда он показал себя только с хорошей стороны: компетентным и человечным политическим руководителем, и товарищем, на которого можно положиться.
Сергей Юльевич убедил Губбюро выделить в помощь двадцать коммунистов из числа якутов, чтобы они на родном языке вели агитацию населения о советской власти и политике партии.
Не доезжая до села Амма, отряд напоролся на беляков из тридцати - сорока человек, завязалась небольшая перестрелка, в результате которой повстанцы убежали, оставив двух убитых, и только один -- замешкавшись, отстал от убежавших и спрятался за кочками.
Широких-Полянский со Стродом подьехали поближе. Строд соскочил с коня, залег за толстый пень и крикнул Сергею Юльевичу, чтобы и он тоже залег – бандит может выстрелить. Но комиссар оставался на коне и дернув поводья, подъехал поближе к мятежнику, мягко обращаясь к нему со словами, что пусть сдается -- они не убъют его, и не сделают ему плохого. Но белый не понимал русского языка – был безграмотным. Раздался выстрел и комиссар покачнувшись, со стоном упал. Соратники подбежали к нему, остальные арестовали стрелявшего. Разгневанные, они привели его к своему раненому товарищу, вложили в ослабевшие руки пистолет и сказали, чтобы он сам застрелил беляка. Всем было ясно, в том числе и самому комиссару, что рана смертельная...
Широких-Полянский долгим взглядом посмотрел на своего убийцу. Мятежник был тощий, с изможденным лицом, в очень худой старенькой одежде с заплатками, которая явно не сохраняла тепло.
Сергей Юльевич попросил выяснить, кто он – классовый враг или жертва принуждения.
Оказалось, он сирота с детства, был батраком у богача, который и отправил его к белым – воевать.. Так что, повстанец был именно из тех, ради счастья которых прибыл сюда и сейчас терял свою единственную жизнь красный комиссар.
--Не буду я стрелять в него!
--Ну тогда мы сами застрелим бандита!
--Да отпустите вы его! Все равно жизнь моя кончена... а он не виноват... он же не понимал по-русски...
Но, сначала накормите его... небось давно досыта не ел... и дайте ему хлеб – дома его голодные детишки ждут наверно...
Потом... расскажите ему... о нашей большевистской правде... и отдайте ему мой кисет с табаком...
Когда мятежнику перевели слова тяжелораненного комиссара – он заплакал.
--Я тяжко ранил такого хорошего человека и должен быть наказан. Лучше убейте меня. Я не знал, что вы – хорошие люди -- нам говорили, что красные убивают всех подряд, забирают последний скот... но я понял, что нас обманывали.
Он шел домой, крепко прижимая к груди хлеб, даренный красными. Временами он нащупывал в своем кармане кисет красного комиссара... Ему ли не понимать, что значит кисет табака – это драгоценное наследство военного времени было даже дороже золота и его при случае завещали, дарили тем, кого уважали и любили -- своим близким друзьям, товарищам.
--Такого хорошего человека загубил! – раскаивался он, жалея русского парня, который отдал свою молодую жизнь ради их будущего...
Он решил, что будет рассказывать о большевиках и их стремлениях всем знакомым и незнакомым. Пусть народ узнает, какие прекрасные люди борются за власть советскую. И этим хотя бы уменьшит свою вину перед красным и перед своей совестью.
Он стал всем рассказывать о последнем приказе и благородном, добром поступке умирающего комиссара Красной Армии в отношении к нему, будучи смертельно раненным от его рук.
И что их правда заключается в том, что советская власть – это власть угнетенного народа.
И что они построят бесплатные школы, чтобы учить их детей, откроют больницы, чтобы бесплатно лечить, не будет богатых и бедных – все будут равны и равноправны. Белые услышали, что он ведет просветительскую работу в пользу красных, и его агитация оказала большое значение в перемене мнения народа и что люди стали уважать новую власть, всячески поддерживая ее представителей, оказывая помощь и предупреждая о засаде бандитов.
Узнав об этом, они арестовали и расстреляли этого человека, как ярого большевика.
Но те люди, которым при жизни успел рассказать отпущенный красными повстанец, рассказали своим знакомым, а те и своим. Так по закону геометрической прогрессии, народная молва о красных и их большевистской правде -- вмиг облетела весь северный край.
В то время люди одинаково боялись и красных, и белых. Ведь те, и другие отбирали у них скот, лошадей, продукты питания, пытали и расстреливали. Поэтому если люди узнавали, что кто из них приближается к их аласу, то они бросив все – устремлялись глубоко в тайгу, чтобы хотя бы сохранить жизнь своей семьи.
А теперь люди поверили в новую, советскую власть большевиков. Ведь не может быть плохой власть, у которой такие добрые, великодушные и благородные командиры.
Вот так последний поступок политического руководителя Сергея Юльевича Широких-Полянского сыграл значительную роль в прекращении повстанчества и уменьшению количества напрасных жертв по обе стороны противодействующих сил, наглядно показав, что новая власть желает простому народу только хорошего. Таким образом и своей героической гибелью, и после нее -- он помог своим соратникам в ликвидации мятежей и утверждении советской власти, тем достигнув цель и задачу своего приезда в Якутию.
И он -- как пример всем народам и каждому человеку: доброго, человечного отношения к другим и даже к врагу; преодоления собственных мелких и смертельных обид и искреннего прощения тех, кто нанес им хоть первый, хоть последний удар.
Тем более в мире всегда и везде происходит много трагедий в результате того, что нет умения, желания или решения прощать и даже находится место и чувству мести, а это приносит столько слез, горя и тем, кому мстят, и тем, кто мстит...
Сейчас существует много противоречивых мнений о революции 1917 года, что не нужно было делать революцию. Но не нам судить. Время и ход истории показали, что не было врагов внутри своего отечества, а было разделение на красных, белых и анархистов и они, как все неравнодушные люди – старательно боролись за свою истину. А истина может быть не одна... как и палка о двух концах. Ведь, если кто посмотрит на круглую и длинную палку спереди, то скажет: палка круглая и маленькая, а кто посмотрит сбоку – то скажет: палка тонкая и длинная, а третий, который осмотрит со всех сторон -- скажет, что палка и круглая, и длинная -- и все будут правы...
Но благодаря новой власти ликвидированы были безграмотность, осуществились: электрификация всей страны, обеспечение бесплатными здравоохранением, образованием и жилищем. Всем предоставлялись многочисленные социальные гарантии, улучшились условия труда, повысились продолжительность жизни, производительность промышленности и сельского хозяйства. Государство следило за тем, чтобы в магазинах продавались только качественные натуральные продукты и одежда. Получили свое высокое развитие наука и культура с искусством.
Достигнуты были равноправие и духовный интеллектуальный рост сознания нового советского человека, воспитанного с возраста октябрят, пионеров и в последующем комсомольцев по правилам высокой морали и как патриотов страны в любви к своей великой Родине, что оказало немалое значение для победы Отечественной войны, когда отстояли свою Родину от такого сильного противника, как Германия с его многочисленными союзниками, дружно восстав всем интернациональным составом в защиту любимой Родины от фашистских захватчиков.
И был уникальный государственно-общественный строй, когда деньги, материальное положение не являлись главным идолом его народа в целом.
Конечно, были страшные годы голодомора и жестоких репрессий, когда центральными и в основном местными должностными лицами загублены были и много невинных людей.
Имелись и другие недочеты, ошибки в этой системе, но можно было устранить их без ликвидации советской власти, установленной с таким трудом и жертвами, которые тем не менее не были напрасными, если большинство людей вспоминают свою жизнь в Советском союзе как нечто прекрасное, как счастье, которое было гарантировано самим государством и их руководителями, и подарено ранними строителями социализма, которые зная, на что идут -- бескорыстно отдали свои жизни жертвой в жестоких сражениях ради светлого будущего последующих поколений.
И что хорошего было больше тогда -- со временем становится все очевиднее.
Неоспоримо и то, что Великая Октябрьская революция под руководством В.И. Ленина и в последующем И.В. Сталина осталась победителем в жизни и они навсегда остались в колесе истории, создав сильное, могучее, интернациональное и великое государство под названием: Союз Советских Социалистических Республик.
А на пути к селу Амма, стоит памятник герою Гражданской войны -- Сергею Юльевичу Широких-Полянскому на месте его ранения в знак благодарности якутского народа за то, что он в короткий период своего пребывания здесь, положил начало гуманной политике, позволившей сохранить много жизней людских и как память о том, что и на войне можно не терять своего человеческого лица, достоинства и чести; и символ того,что добротой можно победить
зло.
К тому же еще, в городе Якутске и в селе Амма есть улицы, названные его именем, так что его фамилия звучит и сейчас каждый день, и будет звучать и в будущем -- ведь герои не умирают...
С тех суровых дней прошла сотня лет – целый век, но и сейчас вспыхивают братоубийственные войны и когда-нибудь сумеют ли научиться люди -- найти мирные решения без войн, без жертв?
Может быть, ради этого нужно,чтобы каждый человек сделал революцию, восстание, перемену сначала внутри своего сознания, обьявляя войну своим порокам, недостаткам и устремляясь к саморазвитию до такого совершенства, которое сделало бы его благородным, честным, умным и добрым. И тогда такой строй, как социализм, возвратился бы вновь и навсегда, но только в самом лучшем, высшем, справедливом и гуманном виде, делая прекрасным и жизнь, и весь Срединный мир.
Для этого первым шагом, чтобы душа была свободной и чистой -- сначала научиться бы побеждать даже самую глубокую обиду, а если от нее никак не избавиться и простить обидчика, то -- стоит просто...
вспомнить парня из казаков села Ушмун Логинской станицы Забайкальской волости, успевшего в свой короткий век пронестись сверкающим метеоритом по жизни, украсив и осветив ярким блеском светлой души свою финальную миссию на Земле...
вспомнить и последний приказ его -- молоденького, всего лишь двадцатичетырехлетнего -- комиссара Красной армии, и благородный поступок, который он совершил, руководствуясь добротой сердечной и великодушием человеческим, любовью к людям и ответственностью, как представителя новой, только зарождающейся Советской власти рабочих и крестьян --
перед шагом в свое бессмертие и в безмолвие вечности...
и простить... как он простил.