Потешки, прибаутки, заклички, пестушки

Воронина Татьяна Павловна
С первых дней своей жизни ребёнок погружен в языковую среду. Мать пеленает, кормит, умывает ребёнка, сопровождая эти ритуалы особыми словами, рождёнными спонтанно, из сиюминутных потребностей ребёнка бытового порядка и связи матери и дитя космического порядка. Далее круг заботливых и любящих людей расширяется: с «младенчиком» помимо матери нянькаются бабушки-дедушки, тетушки, старшие сестры и братья. Речевое сопровождение ритуалов усложняется, углубляется.

Из таких потребностей (ежеминутного общения матери и дитя) и зародилась народная педагогика. Народная педагогика выработала за многие столетия свой методический материал: потягушечки, прибаутки, потешки, скороговорки, колыбельные, загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, небылицы, пальчиковые игры и т.д. Это богатство народной педагогики не лежало мертвым грузом, как в наше время. Народ умело применял этот материал в процессе развития, воспитания и обучения детей разных возрастов. Духовное, нравственное, физическое, трудовое воспитание – все подчиняла и всем управляла народная педагогика.

В копилке народной педагогики особое место отведено потешкам – шутливым ритмичным коротким текстам, которые сопровождают всё раннее детство ребёнка.

Ребёнок делает первые шаги – тут как тут соответствующая случаю потешка-сопровождение:

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ! Топ-топ-топ! Топ!
Топ, топ, топ! Топ-топ-топ! Топ!

Ребёнок умывается – и тут найдётся соответствующая случаю потешка-сопровождение:

Водичка-водиченька,
Умой моё личико!
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

На все случаи жизни в закромах нянюшек, матушек, бабушек целый воз и маленькая тележка потягушечек, прибауток, закличек, потешек. Нашим пра-бабушкам было не в тягость разучивать великое множество потешек. Их-то и разучивать не надо было. В домах крестьянских малых детей никогда не переводилось. Многодетными были семьи. От поколения к поколению передавалось копилка народной педагогики. Но утрачена преемственность. Современные мамы даже не догадываются, чего их лишили! Взамен молодым родителям предлагают чуждую субкультуру с чуждой идеологией. Подмена произошла на всех уровнях воспитания и образования детей. Вернуться к истокам можно и нужно! Начните с потешек.

Несколько советов для начинающих…
Как нельзя читать потешки? Монотонным голосом, заунывно, сбивчиво, торопливо. Речь матери – речевой образец для ребенка. Поэтому мать произносит потешки чётко, внятно, не коверкая слова, особо выделяя в потешке слова персонажей интонацией и модуляцией голоса. И ещё один совет - не читайте за один присест много потешек, в этом деле важно «не переборщить»: количество не перейдёт в качество. А также… Неуместно произнесенная потешка не принесет пользы, она скорее дезориентирует ребенка. Потешки только тогда принесут пользу, если «вынырнут» в нужное время в нужном месте, без нажима и назиданий.

0-1 год. Читаем потешку, сопровождая чтение двигательными упражнениями с пальчиками, ручками, ножками ребенка. Физические упражнения положительно скажутся на настроении ребёнка, привнесут чувство радости, зарядят бодростью. В речевом аспекте у ребёнка происходит накопление пассивного словаря, использовать эти слова он пока не может, но уже понимает значение отдельных слов.

1-2 года. Читаем потешку, сопровождая чтение двигательными упражнениями с пальчиками, ручками, ножками ребенка. В речевом аспекте у ребёнка происходит накопление пассивного словаря, использовать эти слова он пока не может, но уже понимает их значение и производные конструкции от слова-основы (уменьшительно-ласкательные формы, множественное число и т.д.). В этот период изо дня в день повторяя потешки, можно активизировать речевую активность ребёнка. Например, ребёнок, слушая потешку про гуся, в нужном месте торопится сам вставить звукоподражательные слова персонажа. В этом возрасте ребёнок уже улавливает и сам пытается воспроизводить в речи интонационные и тембровые характеристики голосов персонажей: кто «говорит» высоким голосом, а кто низким; кто – громко, кто – тихо; кто – испуганно, а кто - сердито. С потешек, можно сказать, и начинаются артикуляционные и голосовые упражнения.

2-3 года. В этот период уже можно побуждать ребёнка повторить потешку целиком или ее часть. После прочтения потешек на определенную тематическую тему, можно устроить игру по этой тематике. Например, в течение месяца вы читали и повторяли потешки из раздела «Птицы», затем можно устроить игру «Кто как говорит?» на «птичью» тему. Если у ребенка этого периода накоплен хороший словарный багаж, он легко манипулирует знакомыми словами, самостоятельно пытаясь обыгрывать их, сочиняет новые формы знакомого слова, то есть переходит от простого повторения-подражания на новый уровень восприятия речи. Ребёнок рассматривает, ощупывает слово на фонетическом уровне (перцептивные действия в отношении фонемы и контекста слова).

С четырёх лет можно ребёнка подключать к обыгрыванию потешек по ролям. Чтение по ролям – это одно из самых важных и самых сложных направлений речевых упражнений по потешкам и коротким текстам. Задача этого направления – научить ребёнка общению, ведению диалога. Потешки, короткие по форме, лаконичные по содержанию, ритмичные по стилю, – великолепный материал для таких упражнений. Они всегда интересны детям, а поэтому произносятся ими легко, свободно, звонко и радостно. Ребенок, работая над ролью, по другому воспринимает текст, он становится ближе, понятнее, что способствует лучшему запоминанию и усвоению содержания.

0-2 года.
Как работать с потешкой?

Показываем на примере потешки «Как у нашего кота».
Для привлечения внимания ребёнка, взрослый берёт в руки игрушку-кота. Читает потешку:

Как у нашего кота
Шубка очень хороша, (Гладит по спинке игрушку.)
Как у котика усы
Удивительной красы, (Проводит пальчиками по усам.)
Глаза смелые, (Дотрагивается до глаз.)
Зубки белые. (Дотрагивается до рта.)

Вариация прочтения. В следующий раз при чтении потешки, взрослый обхватывает своей рукой руку ребенка и руководит пальчиками ребенка, сообразно тексту: гладит по спинке кота, проводит пальчиками ребёнка по усам и т.д.

Вариация прочтения. Взрослый читает потешку, а ребёнок самостоятельно манипулирует пальчиками.

Как работать с потешкой?
Показываем на примере потешки «Как на горке – снег, снег».
Это «зимняя» потешка. Читать малышу эту потешку летом неуместно. Это так называемая сезонная потешка. Для привлечения внимания ребёнка, взрослый берёт в руки игрушку-мишку. Читает потешку:

Как на горке – снег, снег. (Снег замещает белая простыня, клочки ваты и т.д. Горка – это любая возвышенность, например - подушка. Взрослый ладонью проводит по «снегу».)
И под горкой – снег, снег. (У подножия подушки – всё та же белая простыня или клочки ваты. Взрослый ладонью гладит «снег» под горкой.)
А под снегом спит медведь. (Взрослый кладёт на бочок мишку под простынку.)
Тише, тише, – не шуметь! (Гладит мишку по спинке одной рукой, а указательный палец другой руки прикладывает к губам.)

Вариация прочтения. В следующий раз взрослый читает потешку, а ребёнок самостоятельно показывает инсценировку потешки.

С четырёх лет. Как работать с потешкой?
Работу с потешками разбиваем на несколько этапов:
1. Предварительное чтение потешки.
2. Осмысление прочитанного. Разбирается каждое непонятное слово, непонятная фраза.
3. Выразительное чтение. Учимся постановке и соблюдению логических ударений, паузам, изменению тона в зависимости от содержания и целей высказывания.
4. Пальчиковый спектакль. Взрослый читает, ребенок изображает действия при помощи пальчиков.
5. Разучивание потешки по ролям (работа над диалогом). Статичный вариант. Работаем только голосом. Отрабатываем интонационные особенности, правильность и чёткость произношения, развиваем творческие способности.
6. Создание мини-театральной постановки. Разыгрывание потешки по ролям в декорациях (даже условных), с необходимым реквизитом (даже условным; например: табуретка превращается по нашему желанию в трон) и костюмами (любыми элементами театрального костюма, например, масками).

Зачем нужна такая кропотливая работа по потешкам?
• В театрализованных упражнениях и в чтение по ролям ребенок лучше усваивает смысл текста, схватывает более точно все нюансы фразы, предложения.
• Читая по ролям, ребенок учится диалогическому общению.
• Ребенок в таком мини-спектакле, перевоплощаясь в персонажа потешки, раскрывается, раскрепощается, снимает скованность, напряжение.
• Примеряя на себе роли разных персонажей, ребенок учится преодолевать эгоцентризм (свойственный этому возрасту).
• Потешки (как и другие виды народного творчества) оказывают положительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка и на развитие мелодики его интонаций.

Скачиваем и наслаждаемся (https://vk.com/club104218142?w=wall-104218142_115):
«Кушаем с потешками»
«Засыпаем с потешками»
«Просыпаемся с потешками»

А также в группе «Потешки для малышей» (http://vk.com/club104218142) представлены 6 фотоальбомов с тематическими потешками: «Про лису», «Про зайца», «Про петушка», «Про кота», «Про корову», «Про гусей».

Все эти файлы для свободного (некоммерческого) распространения.

Это далеко не весь материал. Копилка группы «Потешки для малышей» будет пополняться.

Старая поговорка гласит: «Рука, качающая колыбель, правит миром». Помните об этом!