Жертвы фашизма. Дутов Алексей Григорьевич. 1942 г

Владимир Пузиков
На фото: Дутов Алексей Григорьевич, секретарь Благодарненского райотдела НКВД и Чуденцов Павел Козьмич, замначальника по милиции Благодарненского РО НКВД.

ДУТОВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
1942 год.

Дутов Алексей Григорьевич родился 11 февраля 1914 года в селе Александрии Благодарненского уезда в крестьянской семье. Его отец – Дутов Григорий Федорович, 1876 года рождения, и мать – Дутова Анна Васильевна, 1875 года рождения, в тридцатых годах прошлого века трудились в колхозе «Красноармеец». Они воспитывали сыновей: Алексея, Стефана и двоих дочерей: Матрену и Прасковью. Терещенко (Дутова) Матрена Григорьевна и Тищенко (Дутова) Прасковья Григорьевна в предвоенные годы работали в колхозе «Красный партизан» Александрийского сельсовета.

В архиве Ставропольского краевого УВД сохранилось личное дело А. Г. Дутова. В январе 1941 года в автобиографии он писал: «…Родился в семье крестьянина-бедняка. Отец мой до революции и после занимался хлебопашеством. В 1924 году вступил в сельхозартель «Красный Ключ» Александрийского сельсовета. Я в 1924 году поступил в сельскую школу, которую окончил в 1928 году. С 1929 года вместе с отцом работал в колхозной бригаде. В 1931 году поступил учиться на счетовода сельпо в Ставропольскую (Ворошиловскую) школу «Сельское кооперативное торговое ученичество».

1 июля 1933 года правление Благодарненского райпотребсоюза направило меня счетоводом в Серафимовское сельпо, а через три месяца перевело в село Благодарное на должность старшего счетовода в бухгалтерию райпотребсоюза.
В 1934 году в районе была проведена реорганизация сельской торговли, создавались раймаги и сельмаги. В селе Александрии открыли новый сельмаг, куда правление райпотребсоюза направило меня бухгалтером. 15 октября 1935 года я поступил на работу бухгалтером в Благодарненский «Межрайсоюзутиль» Наркомата Легкой промышленности».

30 октября 1936 года Военный Комиссариат Обороны призвал А. Г. Дутова в РККА. Два года служил в 20-м Кировобадском (Гянджинском) кавалерийском полку НКВД. К концу службы состоял в должности «старший телефонист». Имел и гражданскую специальность – звукокиномеханик. В армии в апреле 1938 года вступил в ВЛКСМ. 23 октября 1938 года уволен в запас.

26 октября 1938 года А. Г. Дутов подал заявление начальнику Благодарненского отделения Рабоче-Крестьянской милиции (РКМ) с просьбой принять на должность секретаря. На следующий день начал оформлять документы для поступления на службу. Представил рекомендацию Благодарненского райкома комсомола за подписью 1-го секретаря Кожевникова Ивана Петровича, написал обязательство о неразглашении секретных сведений, прошел медицинскую комиссию.

С 1 ноября 1938 года А. Г. Дутов – секретарь отделения милиции Благодарненского отдела НКВД. Через год поступил учиться в Рязанскую школу усовершенствования начсостава милиции на годичные курсы.

В 1939 году А. Г. Дутов женился на Капишниковой Марии Петровне. Родилась она 15 мая 1920 года в селе Благодарном в крестьянской семье. В 1936 году окончила 8 классов средней школы, с ноября работала учительницей в начальной школе № 1 села Алексеевского, заочно окончила педагогические курсы.

В августе 1938 года уволилась из школы по собственному желанию и поступила на службу в Рабоче-Крестьянскую милицию. Состояла в должности Госавтопаспортиста Благодарненского МРУ. С апреля 1940 года Мария Петровна работала кассиром-счетоводом в Благодарненском отделении «Сельхозснаб».

В 1940 году в семье Дутовых Алексея Григорьевича и Марии Петровны родился сын Святослав. Проживали они в то время в селе Благодарном, ул. Толстого...

После окончания школы милиции А. Г. Дутова направили в Благодарненский райотдел НКВД. С 1 сентября 1940 года он служил в должности паспортиста паспортного отдела. В 1941 году вступил кандидатом в члены ВКП(б).

15 апреля 1941 года лейтенанта милиции А. Г. Дутова назначили секретарем-счетоводом Благодарненского районного отдела НКВД.

25 октября 1941 года в семье родилась дочь - Дутова Лилия Алексеевна.

1 ноября 1941 года исполнилось три года службы А. Г. Дутова в органах НКВД и он стал получать 10-ти процентную надбавку к должностному окладу за выслугу лет.

Его дочь – Божко (Дутова) Лилия Алексеевна о своем отце рассказала следующее:
- До войны отец работал начальником паспортного стола. В начале августа 1942 года он получил приказ вывезти из района важные документы, эвакуировать семьи военнослужащих, коммунистов, советских работников. А потом уйти в партизанский отряд к Алексею Григорьевичу Однокозову. 3 августа он отправил в тыл беременную маму и сына Святослава. В партизанский отряд уйти не успел. Район заняли оккупационные войска.

26 мая 2013 года Татьяна Русанова (Евдакова) писала:
«…По рассказам близких родственников Дутов Алексей Григорьевич служил в милиции, его жена работала учительницей. Во время фашистской оккупации он оставался в районе, жил на каком-то хуторке в районе села Красные Ключи. Арестовали его свои! Люди, которых  он хорошо знал. Моя мама рассказывала, что когда его арестовали, то сильно избили, но он выжил. И скрывался где-то в западной части Благодарного, в чьем то дворе. А когда его нашли, выдали полицаям…»

Понятно, что полицаи-предатели свои деяния не протоколировали, не писали донесений о пытках и зверствах. О таких «геройских» подвигах не писала и печать немецкой оккупационной власти. Но еще живы люди, которые помнят грозные военные времена…

8 августа 2013 года ветеран колхоза имени Чапаева Мануйлов Николай Иванович, проживавший в годы войны в селе Сухая Падина, рассказал мне о задержании А. Г. Дутова полицаями:

- Дутов Алексей Григорьевич служил в селе Благодарном в отделе НКВД. Когда в августе 1942 года Благодарненский район заняли немцы, Дутов скрывался в хуторе Сухая падина у своей родни. На хуторе действовала бригада колхоза «Красный партизан» Александрийского Сельсовета. У Алексея был наган, металлическая коробка с патронами, офицерская портупея с кобурой. Время было осеннее, уже созрела кукуруза, Алексей помогал матери и бабушке убирать початки. Он забрался на чердак хаты, ему подавали мешки с кукурузой, которую нужно было равномерно разложить по чердаку для просушки. Неожиданно к подворью Дутовых подъехали на линейке, запряженной серой лошадью, бывшие сослуживцы Алексея – Дурнев и Сажнев. Сажнев был вооружен наганом, а Дурнев – карабином. Теперь они служили в Благодарненской полиции, вели розыск советских работников, выслуживались перед новой властью.

Сажнев, который был старшим группы, строго спросил:
- Где Алексей?
Мать Алексея затряслась от страха, ничего не могла сказать. Молчала и его бабушка. Сажнев, небольшого роста, а за ним Дурнев, солидный мужик, зашли в хату. Лаз на чердак был открыт.

Сажнев:
- Алексей, слезай! Иначе всех постреляю!
И Сажнев трижды выстрелил в лаз чердака. Алексей, ругая себя за допущенную оплошность и беспечность, - за то, что забрался на чердак без оружия, - по лестнице медленно спустился в хату.

Тут же, Дурнев и Сажнев на него навалились, скрутили назад руки и связали ремнем. Затем они провели обыск, нашли наган, патроны, портупею, усадили Алексея на линейку и поехали в сторону хутора Ново-Садового. Кроме бабушки и матери, были свидетели задержания Алексея: его брат Дутов Стефан Григорьевич, его сестра Полина Тищенко, да еще Побединский Федор, который пас телят в степи. Алексей соскочил с линейки, пытался скрыться в кукурузе, но в него стреляли, ранили, избили.

На расстрел Алексея Дутова повели вместе с евреями. Расправа происходила у капониров на аэродроме села Благодарного. Так как операция по уничтожению советских граждан проводилась вечером, было довольно темно, то на следующее утро полицаи приходили к капонирам посмотреть результаты своей «работы» и, заодно, слегка присыпать трупы землей. Наутро труп Алексея Дутова обнаружен не был! По местному радио начальник полиции Лысоченко обратился к населению с требованием выдать Дутова. В противном случае, за укрытие советского работника, расстрел. По селу были расклеены листовки с аналогичным требованием. Полиция начала проводить подворные обходы улиц северной части села Благодарного и тщательные обыски хат, сараев и амбаров.

В ту трагическую ночь Алексей, истекающий кровь, очнулся, пополз к ближайшим домам. Обессиливший, он не мог постучать в окно и позвать хозяев.  Ему удалось доползти до землянки-курника, открыть дверь и забраться внутрь. Там его на следующий день полицаи и обнаружили. По селу пошли слухи: Алексея Дутова полицаи вывезли в степь и сбросили в колодец…

Его жена Мария Петровна вместе с семьями сотрудников райотдела НКВД во время эвакуации находилась в Узбекистане. С весны работала в колхозе в полеводстве. 27 марта 1943 года она с детьми вернулась на родину.

В апреле она обратилась к начальнику Благодарненского райотдела НКВД капитану госбезопасности Бакаеву Ивану Денисовичу, бывшему партизану отряда «Максим», с просьбой оказать помощь в трудоустройстве. Он предложил ей должность заведующей делопроизводством в местной тюрьме.

1 мая 1943 года М. П. Дутова написала заявление на имя начальника тюрьмы № 4, младшего лейтенанта госбезопасности тов. Лоскутова: «…Прошу походатайствовать перед Краевым отделом кадров о приеме меня на работу в органы тюрьмы на должность завделопроизводством, так как я нахожусь без работы в данное время, но имею большое желание работать в органах тюрьмы. Хочу честно и самоотверженно работать, приносить пользу Советской стране, своим трудом буду мстить немецким варварам за мужа, которого расстреляли немецкие бандиты».
В Анкете она указала: «…Мой муж Дутов Алексей Григорьевич 9 сентября 1942 года расстрелян немецкой полицией в селе Благодарном».

7 июля 1943 года, после тщательной проверки документов, М. П. Дутову приняли на службу в Благодарненскую тюрьму № 4 на должность заведующей делопроизводством. В июле 1944 года она из тюрьмы уволилась.

24 февраля 1945 года приказом начальника Ставропольского краевого управления НКВД лейтенант милиции Дутов Алексей Григорьевич с 9 сентября 1942 года исключен из списков личного состава.

Владимир Пузиков
г. Благодарный
7 ноября 2017 г.