Воевавшее Заполярье Глава 4. Рогатые бойцы

Сергей Пудов
Предыдущая страница: http://proza.ru/2017/11/07/1167



Олень – штатная боевая единица

       Основные положения использования северных оленей в действующих войсках были разработаны еще 1939 году. По разумению инициаторов, армейская оленья дивизия должна была состоять из тысячи оленей, пятидесяти собак, двухсот грузовых и семидесяти легковых нарт. Перед оленьим транспортом ставилась задача доставлять в медсанчасть с поля боя раненых. Правда, организовать и опробовать все задуманное не успели. Пришлось спешно собирать оленьи подразделения, когда уже шли бои. Обнаружив, что положенного количества животных в Мурманской области не хватает, 20 ноября 1941 года государственный Комитет обороны постановил: «...Призвать из народного хозяйства Архангельской области, Коми АССР, Ямало-Ненецкого национального округа: каюров - 1400 человек, оленей - 10000 голов, нарт - 500 штук. Направить их в распоряжение Архангельского областного военкомата со сроком прибытия не позднее 1 января 1942 года. Обеспечить продовольствием и фуражом на путь следования. Каюров направить в исправной одежде и обуви». Но, несмотря на то, что подобные приказы в суровое военное время выполнялись неукоснительно, этот, по объективным причинам, не был исполнен в срок...


Падеж - вредительство!

       Колхозы и совхозы Ямала выделили по разнарядке около пяти тысяч ездовых оленей. Из них сформировали четыре эшелона, в каждом из которых было более тысячи животных, три чума, грузовые и легковые нарты в сопровождении 20 оленеводов и около 60 мобилизованных. Но гладко все лишь на бумаге.
       Ноябрь и декабрь - самое суровое время в тундре. В Москве было решено - гнать оленей «попасом», то есть своим ходом, не отрывая от кормления. Но если первому эшелону ягеля хватало, и он двигался с заданной скоростью, то оленям второй, а тем более следующих команд, шедшим след в след, приходилось подбирать жалкие остатки. Корма катастрофически не хватало, животные быстро тощали. Командированные комиссары грозили военным трибуналом за каждое потерянное животное - «вредительство»! Поэтому каюры, голодая сами, не смели пустить на мясо ослабевших оленей, а укладывали их в нарты, и без того перегруженные, и везли дальше для отчета...
       Надо знать, с какой нежностью аборигены тундры относятся к рогатым кормильцам! На свой страх и риск, не обращая внимания на окрики комиссаров, ненцы вторых эшелонов стали сворачивать в сторону от проторенного пути: искали и находили богатые ягелем участки тундры. Это спасало животных, но задерживало движение.
       На станции Рокатиха (Коми), конечный путь следования, ямальские оленьи эшелоны по дороге смешались с бригадами Ненецкого национального округа. Дальнейший путь к фронту огромной армии ветвисторогих новобранцев и их пастухов предстояло преодолеть в теплушках по железной дороге.


Олени сено не едят

       Ветеран Великой Отечественной Алексей Леонидович Ледков, мобилизованный в лыжный полк из Надыма, вспоминал: «На Мурманск в товарных вагонах направили. Олени у нас ослабли совсем, шатаются. Командиры придумали - надевать торбы с сеном оленям на головы - ешь, мол, не хочу: А они сено не едят! Когда из вагонов выгружались, четвертая часть погибла уже... Нас всех разбросали: кого в лыжные батальоны, кого при оленях оставили. К боям приказали готовиться. Нарты, хореи, оленей маскировали: все белой тканью зашивали, белой краской красили. Сначала дальнобойные снаряды к батареям возили. А в майские праздники нас первый раз серьезно разбомбили. Много оленей и людей погибло...»


Медаль «За отвагу»

       Медаль «За отвагу» Ледков заслужил красиво! Ему велено было промчаться на своей упряжке перед опорным пунктом врага, чтобы вызвав огонь на себя, обнаружить его огневые точки. Ледков разогнал оленей и, привстав на нартах, с гортанным криком, как и положено, пролетел перед изумленными немцами так, что «сзади только пурга пошла». Опомнились фашисты, заговорили пулеметы, но с опозданием, уже вслед...


Только факты

       С 1941 по 1944 годы, за время боевых действий в Заполярье с помощью оленьих эшелонов было доставлено к местам боев 17087 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов. Перевезено 7983 военнослужащих по оперативным и боевым заданиям. Вытащено с мест вынужденных посадок 112 самолетов. Эвакуировано с поля боя 10142 раненых.