Воевавшее Заполярье Глава 1. Обманутое доверие

Сергей Пудов
       В истории Тюменской области есть подлинно боевые страницы, поскольку Север, в частности Ямал, стал правым флангом Арктического фронта. Бойцами этого фронта стали команды морских судов, лётчики полярной авиации, работники метео- и радиостанций, тундровики. И спустя десятилетия вскрываются новые детали, а за ними – подлинно трагическая и одновременно героическая история.
       Есть и материальные свидетельства: в музеях Ямальского и Пуровского районов Ямало-Ненецкого автономного округа хранятся пуговицы (украшают ненецкую куклу) вполне с мирным якорем, но пугающей надписью на обороте: «Kriegsmarine 19 JFS 42». В 2000 году на 71-й широте и 20-22 градусах восточной долготы, в районе реки Ер Хасуй Яха Василий Вануйто нашёл почти развалившийся оцинкованный ящик с надписью «Nurnberg», в котором лежали боевые патроны. О том, как попали германские пуговицы 1942 года и патроны на Ямал, остаётся только догадываться.


Обманутое доверие

       Театр боевых действий Второй мировой войны уже за год до 22 июня 1941 года захватили советскую Арктику, знакомую морякам и летчикам Германии еще с довоенного времени, когда убаюканные разговорами о мирном характере исследований, власти СССР разрешили им проходить (или пролетать, как дирижаблю LZ-127 «Граф Цеппелин» в 1931 году) по трассе Северного морского пути (СМП). Еще страшнее (иначе не скажешь), что в 1940 году по секретному соглашению с СССР этой трассой прошёл в сопровождении советских ледоколов германский вспомогательный крейсер «Kometa», замаскированный под торговое судно «Donau».
       14 августа взяв на борт двух лоцманов, оставленных ледоколом «Ленин», «Kometa» вышел в акваторию Карского моря. Самостоятельно пройдя 160 миль свободной водой, крейсер столкнулся со сплошными льдами и после безуспешных четырехчасовых поисков прохода вернулся в район Маточкина Шара.
       Слишком поздно советская сторона поняла, зачем гидросамолет с корабля «Arado-196» летал над Карским морем, а команда проводила несанкционированные высадки на сушу.
       19 августа капитан Р.Эйссен все же провел «Kometa» через тающие льды Карского моря. Самое удивительное (и вероломное), что, разведав ледовую обстановку и ситуацию в портах, после ремонта в бухте Анадырь крейсер неожиданно появился в Тихом океане, «скинул овечью шкуру» и потопил  шесть английских судов общим водоизмещением около 43000 тонн! Однако главным приобретением гитлеровцев от прохода крейсером «Kometa» СМП, несомненно, являлась ценнейшая развединформация, облегчившая в дальнейшем операции Kriegsmarine (военно-морских сил) в Арктике. Не случайно информация о походе крейсера являлась засекреченной и впервые была обнародована только в апреле 1943 года в газете «Hamburger Fremdenblatt».


Планы фашистов

       СССР в полной мере осознал всю опасность ситуации (для себя и союзников) лишь в 1941 году, когда трасса СМП стала стратегически важной: по ней направлялась часть грузов союзников, снимая нагрузку с Транссибирской железнодорожной магистрали. Северный морской путь являлся единственной «дорогой жизни», связывавшей северные районы страны между собой и центром. 2 августа  1941 года была создана Беломорская военная флотилия (БВФ) с главной базой в Архангельске, а операционная зона флотилии на востоке достигала западной части Карского моря. К концу сентября 1941года в состав БВФ входили 2 эсминца, 1 сетевой и 3 минных заградителя, 4 сторожевых корабля типа БТЩ, 13 сторожевых кораблей и 20 тральщиков (в основном переоборудованные рыболовецкие траулеры), 35 сторожевых катеров, 15 катеров-тральщиков, 5 речных тральщиков (РТ). Это были основные эскортные силы конвоев. В состав флотилии входили также 2 ледокола и 7 ледокольных пароходов, 5 санитарных транспортов, 3 плавбазы и 2 спасательных судна.
       БВФ была передана авиагруппа разведки, барражировавшая и над Карским морем. Авиация Северного флота насчитывала 116 самолетов, преимущественно устаревших типов, а аэродромная сеть была чрезвычайно редкой. Большие надежды возлагались на переоборудованные самолёты полярной авиации, но им трудно было вести разведку и часто приходилось вступать в бой, не имея соответствующего оружия.
       В состав конвоев приходилось включать корабли (военные) и суда (гражданские) с различными водоизмещением, скоростью, маневренными качествами, что осложняло охранение. Большинство были плохо вооружены, тихоходны, с истощенным моторесурсом – это снижало оборачиваемость транспортов и боевых кораблей. Как показали дальнейшие события, сил было явно недостаточно для полноценной обороны акватории.
       Отрицательно на эффективности конвойных операций сказывалось отсутствие должного взаимодействия между командованием Северного флота и начальником Главного управления СМП при СНК СССР, уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере Иваном Папаниным, который настаивал на оперативном подчинении ему всех военных кораблей и гражданских судов в Карском море. В результате это море так и не было объявлено районом боевых действий.
       Между тем ситуация восточнее оперативной зоны БВФ была еще сложнее – база на Диксоне состояла из нескольких переоборудованных ледоколов, транспортных судов. Противопоставить их нападениям гитлеровцев было очень сложно, так как они, как и полярные станции, почти не имели вооружения.
       Между тем у противника были разработаны стратегические планы: еще в сентябре 1941 года нацистское руководство продолжало планировать операции по блокированию путей СССР с Англией и Америкой захватом Мурманска, а импорт из США через Владивосток – путем давления на Японию; в январе 1942 года, подписав соглашение, Германия, Италия и Япония разделили свои интересы – ни много ни мало – по меридиану Омска.
       Армейская группа военно-экономического планирования (WRA) перед подписанием этого соглашения настаивала на другой демаркации: для «сохранения органической целостности» экономических единиц и обеспечения в будущем «лучших восточных границ» для рейха предлагалось провести линию разграничения немецких и  японских интересов по течению Енисея. Так что пренебрегать опасностью с северного фланга никто из советского военного руководства не стал. Были извещены о потенциальной опасности и руководители прибрежных районов, работали и органы НКВД (не стоит очернять всю их разнообразную деятельность).


Тыл стал фронтом

       В директиве германского ОКВ от 21 июля 1942 года подчёркивалось, что наступление вермахта нацелено на то, что бы отрезать Советский Союз «от  Кавказа и, следовательно, от основных источников нефти». Это находилось в непосредственной связи с другой фланговой стратегической задачей – «отрезать также северную линию снабжения, соединяющую Советский Союз с англосаксонскими державами».
       Таким образом, важнейшим условием быстрого сокрушения СССР нацистского командования считало установление плотной транспортно-экономической блокады СССР по всему периметру его границ, включая районы Крайнего Севера.
       И если в навигацию 1941 года арктические конвои не понесли потерь (тогда из Белого моря в Арктику проследовало 43 конвоя со 113 транспортами), то в разгар боёв под Сталинградом гитлеровское руководство как составную часть своего плана военной кампании 1942 года рассматривало вывод из строя Северного морского пути. По признанию Ивана Папанина, многие сотрудники Главного управления СМП не верили,  что враг сможет действовать на арктических коммуникациях столь активно и дерзко.
       Задача облегчалась для гитлеровского командования тем, что снабжение и вывоз продукции из портов Арктики проходили в сжатые сроки навигации (с июля по октябрь), а объемы перевозок по трассе Севморпути были значительными. Поэтому срыв навигации в северных морях путем пиратского уничтожения транспортов, кораблей охранения и полярных станций, а в случае необходимости – высадки десантов в стратегических точках побережья Карского моря (порты, базы, стоянки судов) считался достаточным для блокирования стратегического маршрута.
       Выполняя «сверхзадачу», с лета 1942 года Kriegsmarine прорывались в Карское море, совершая пиратские нападения на пассажирские, транспортные и рыболовецкие суда, а гросс-адмиралы Карл Дёниц и Эрих Редер отдали приказ их топить (за что в 1946 году осуждены Нюрнбергским трибуналом). По свидетельству Дёница, на Северном морском театре в 1942-1945 годах действовало в разное время  от 9 до 30 субмарин. Печально известна судьба конвоя PQ-17, где лишь 14 судов из 37 спаслись, укрывшись у берегов Новой Земли. Представляли германские крейсеры и субмарины опасность не только для пассажирских и транспортных судов, но и для кораблей Тихоокеанского флота, перебазировавшихся в Баренцево море по трассе, проложенной ледокольным пароходом арктического типа «Александр Сибиряков» (именно на нём Отто Шмидт в 1932 году прошёл без зимовки от Архангельска до Берингова пролива).
       В середине августа 1942 года командование Kriegsmarine приняло решение о направлении в Карское море «карманного» линкора «Адмирал Шеер» и крейсера «Адмирал Лютцов», которые под прикрытием «волчьей стаи» - пяти субмарин (U-251, U-255, U-456 и уже действовавших  к этому времени в советских северных водах U-209 и U-601) должны были стать главной ударной силой в операции по блокированию трассы Северного морского пути. Разработанная в штабе группы морского командования «Норд» операция получила кодовое наименование «Wunderland» (Страна чудес). К проведению операции гитлеровцев подтолкнула полученная от японской разведки информация о проходе через Берингов пролив большой группы советских военных кораблей и торговых судов со стратегическими грузами. Из-за повреждения корпуса «Лютцов» не принял участия в операции, поэтому 16 августа 1942 года из Нарвика в направлении северной оконечности Новой Земли вышел только «Шеер», ставший причиной первого боевого сражения в акватории Ямала.


О героизме полярников

       20 августа субмарина U-601, встретившись с линкором в районе мыса Желания (Новая Земля), отправилась на юг для выяснения ледовой обстановки вблизи острова Белого и Диксона. В это время у острова Белого заняла позицию для атак и U-251. Относительно результатов действий линкора в западной историографии отмечаются явные преувеличения: Ф. Руге, например, писал, что «Шеер» «потопил большой русский ледокол и несколько других кораблей». Ледокол «Александр Сибиряков» вряд ли мог быть отнесён к крупным судам, но именно он 25 августа 1942 года в районе острова Белуха вступил в бой с линкором, пиратски закамуфлированным под американский транспорт. Капитан Анатолий Качарава не поверил призыву: «Сообщите состояние льда в проливе Вилькицкого», как и информации о названии корабля – «Tuskalusa»: хищный силуэт боевых надстроек никак не подходил на абрис союзного транспорта. Капитан линкора В. Меендсен-Болькен понял, что обман разгадан и приказал поднять штандарт со свастикой, а советским моряка – сдаться, спустив флаг. Ледокол, вооружённый лишь двумя 76 мм кормовыми орудиями и двумя 45 мм пушками на носу, не был опасен, а вот его офицеры и штабные карты с гидрологической обстановкой представляли стратегический интерес для развёртывающейся операции «Wunderland».
       Качарава отправил радиограмму на Диксон, а экипажу приказал открыть огонь по крейсеру. Бой был заведомо «не на равных»: уже после первых залпов тяжёлых орудий на «Сибирякове» вспыхнул пожар, а для предпринятого тарана недоставало хода: корабль стал тонуть, но на флагштоке вздрагивал израненный осколками военно-морской флаг…
       Экипаж «Сибирякова» повторил подвиг легендарного крейсера «Варяг». По морским правилам, если флаг не спущен, то судно не считается пленённым. Экипаж ледокола не спустил флаг, а предпочёл открыть кингстоны и погибнуть непобеждённым. Корабли, как и люди, погибают или сдаются в плен. Оставшиеся в живых члены экипажа и пассажиры перебрались на шлюпки. Именно там боцман «Сибирякова» Павловский снял с тяжело раненого Качаравы  китель и объявил: «Документы уничтожены. Капитана с нами нет!». Отказавшихся подняться на борт катера и, соответсвенно, сдаться в плен, гитлеровцы расстреляли. Пленённых непрестанно допрашивали, но военные секреты никто не выдал.
       Не удалось «Шееру» прервать и работу порта Диксон, сковать грузоперевозки, уничтожить полярные станции. Вот что вспомнил живущий ныне в Тюмени ветеран Василий Белоусов:
       - Работая радистом на фактории Напалково Тазовского района, стал косвенным свидетелем, когда немецкое военное судно разбомбило радиостанцию и ряд других объектов на острове Диксон. Дело было так: стоял тёплый солнечный день. Я вышел на крыльцо покурить, слушая радиовещание с Диксона. Вдруг в передачах произошёл какой-то сбой, умолк диктор, потом сообщил, что передача прекращается по техническим причинам… Что произошло…узнал гораздо позднее. Радио Диксона я снова услышал, уже работая в Тамбее.
       Атака рейдера на порт Диксон получила отпор со стороны береговой батареи 152 мм орудий и пушек  «Дежнёва». Как и «Сибиряков», пароход «Дежнёв» и артиллерийская батарея Николая Корнякова сорвали планы гитлеровцев: «Шеер» убрался из устья Енисея. Возможно линкор, как и гитлеровские субмарины, заходил в русла рек и ручьев Ямальского и Гыданского полуостровов – экипажу была нужна питьевая вода – до ближайших баз Kriegsmarine несколько тысячи миль.
       После безуспешной атаки на Диксон рейдер отошёл на Север, двинулся в направлении Земли Франца-Иосифа и уже 30 августа 1942 года достиг Нарвика.
       Благодаря стойкости и героизму советских моряков и полярников, операция «Wunderland» не достигла целей. Ещё до отправки «Шера» в советские воды, штаб Kriegsmarine планировал следом провести вторую операцию в Карском море, получившую кодовое наименование «Доппельшлаг». Уже 3 сентября 1942 года предполагалось в сопровождении трёх эсминцев отправить туда на срок 2-3 дня крейсеры «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» с тем, чтобы нанести новые внезапные удары по советскому судоходству. «Шеер» имел задание нападать на торговые суда в районе между архипелагом Норденшельда, островом Диксон, устьем Енисея и заниматься обстрелом побережья. «Хипперу» предписывалось оперировать в устье Оби и в западной части Карского моря. Однако по итогам операции «Wunderland», учитывая трудности навигации и разведки во льдах, германское командование отказалось от проведения операции «Доппельшлаг». Однако прорыв «Шеера»  в акваторию Карского моря и действия здесь германских подлодок обнаружили серьёзную уязвимость советских арктических маршрутов. В 1942 году противник ограничился нападением субмарин на полярные станции (Ходовариха, остров Уединения). Но уже 23 июля 1943 года, при  осуществлении операции по переводу речных буксирных судов из Печоры в Обскую губу у пролива Югорский Шар, на донной мине подорвался флагманский тральщик Т-58, знаменуя переход противника к тактике массированной минной войны. В Карском море у острова Диксон, а в Обской губе 20 августа 1943 года U-639 выставила 24 мины. По данным Л. Пиллара, на следующий день она была торпедирована северо-восточнее Новой Земли советской субмариной С-101. Это была единственная германская подлодка, достоверно уничтоженная советской лодкой в 18 боестолкновениях между подводными кораблями с одинаковым вооружением.
       Германские подлодки продолжали пиратскую охоту: 1943 год был отмечен гибелью нескольких судов, а активность противника и минная опасность оставались серьёзной угрозой советскому арктическому судоходству в Карском море. Несмотря на это, движение грузов по Севморпути существенно возросло: было перевезено 434 000 тонн различных грузов, существенно улучшилось боевое охранение судов и действия советских подлодок.

 
Продолжение:   http://proza.ru/2017/11/07/1143