Чёрное дерево. Начало

Валерий Соболев
Всё, что описано ниже, случилось как-будто и недавно, но правильнее будет написать: «в уже далёком 1989 году».

Теплоход Балтийского морского пароходства под названием «Анатолий Луначарский» совершал очередной рейс из Ленинграда на Восточную Африку. Причём курс был проложен не через пролив Гибралтар, Средиземное море и Суэцкий канал, а вдоль западного африканского побережья, до мыса Доброй Надежды, и далее – в порты Мозамбика (Мапуту, Бейра, Накала), Танзании (Дар-эс-Салам) и Кении (Момбаса). Везли туда – станки, оборудование, колёсную технику, лекарства; а там намеревались погрузить кофе в зёрнах, какао-бобы, орехи кешью – полный пароход.

Капитан, уже пожилой, но вполне крепкий и решительный *, шёл в свой последний перед уходом на пенсию рейс. В Пароходстве и на судне его «за глаза» звали Ник-Ник, а на самом деле – Никонов Николай Александрович. Я в том рейсе был его третьим помощником.

Обогнули Африку с юга, попав тем самым из Атлантического океана в Индийский, побывали в трёх портах Республики Мозамбик, и оказались в Дар-эс-Саламе, столице Танзании и одноимённом порту, где и произошли события, о которых повествует рассказ.

Среди многих приключений в этой стране** для описания я выбрал наиболее врезавшиеся в память.


В один из дней продолжительной стоянки в порту для экипажа была организована автобусная экскурсия*** вглубь африканского континента с посещением деревни мастеров – резчиков по чёрному дереву.

Накануне поездки моряки потянулись к каюте боцмана, где можно было получить тропическую одежду: не для того, чтобы её носить, а совсем для других целей. Собственно, цель у всех была одна – поменять разнообразные не очень нужные вещи, имеющиеся под рукой, на изделия из чёрного дерева, ценившиeся не только на советской родине, но и во всём цивилизованном мире. Умудрённые опытом члены экипажа взяли с собой из Ленинграда весьма внушительные наборы электротоваров, часы, предметы гигиены (в СССР это стоило относительно недорого) – словом, всё то, что являлось дефицитом в странах Африки, а потому пользовалось спросом у местного населения.

Не зная таких «тонкостей», я ничего не имел в запасе, а у боцмана удалось получить лишь пару сандалий 45-го размера, так как и в очереди за униформой я оказался последним. Поехал на экскурсию, что называется, налегке…

… Зато вернулся, не в пример всем, нагруженным «до предела». Впрочем, ничего хорошего, как выяснилось впоследствии, это мне не предвещало.

Оказывается, по умолчанию было известно, что чёрное дерево является национальным достоянием страны, и изделия из него можно вывозить из Танзании, только если они куплены в государственных магазинах. Это мог подтвердить только кассовый чек, свидетельствующий также и о том, что при покупке оплачен акциз (в несколько раз превышающий стоимость самого сувенира)****.

Таким образом, приобретение подакцизного товара «с рук» приравнивалось к воровству у государства, со всеми вытекающими последствиями.

Этот рейс на Африку для меня был первым. Специально меня никто не инструктировал по поводу чёрного дерева: считалось, что и так все всё знают. Вот и попал я в ситуацию.

А как хорошо всё начиналось…


(Продолжение следует...   proza.ru/2017/11/10/1322)




* Через год (или два) после рейса, когда я бродил по Волкову кладбищу, - тому, где Церковь Святого праведного Иова Многострадального. Там случайно, в непроходимой глубине погоста увидел могилу и надгробие с гравировкой, по которой безошибочно определил – это мой капитан, Николай Александрович. Неожиданной была это «встреча»…

Волковское кладбище; ранее официально Волково кладбище — кладбище, расположенное во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Располагается между Касимовской, Камчатской, Самойловой, Мгинской улицами, Расстанным переулком, Нефтяной дорогой и Волковским проспектом. Состоит из православного кладбища и лютеранского кладбища — двух больших участков, между которыми протекает река Волковка. По площади занимает 26 гектаров.

Кладбище известно «Литераторскими мостками» — участком, на котором захоронено много русских и советских писателей, музыкантов, актёров, архитекторов, учёных и общественных деятелей, а также мать В. И. Ленина и его сёстры.

** Слово «Танзания» — комбинация названий двух бывших колоний, которые вошли в состав этой страны: Танганьики и Занзибара.

*** Тогда, в советские времена, на организацию досуга экипажа в иностранных портах предназначались средства судовой кассы из расчёта - шесть инвалютных копеек на человека в день. По официальному курсу, практически не менявшемуся десятилетиями, один доллар США равнялся примерно шестидесяти инвалютным копейкам. Таким образом, шесть копеек составляли десять американских центов, которые умножались на число членов экипажа и на количество уже прошедших дней с начала заграничного рейса; получалась некая сумма, которой, если рейс получался продолжительным, хватало на оплату автобусной экскурсии - самого популярного времяпровождения советских моряков за рубежом.

**** Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы потребления внутри страны. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран.