Лица моих современников. гл. 3 Зоя Семеновна

Галина Лемешко
                Зоя Семеновна.
Это имя удивительно точно подходит к ее  характеру. Она словно вобрала в себя лучшее от двух известных в стране женских имен. От Зои – юной москвички, что была справедлива, непреклонна в борьбе за правду и свободу в годы Великой Отечественной войны. От Семеновны – той, что в любимой русской песне: «Семеновна, поди, давай спляши»!, веселой, задорной, заводной, зажигающей душу.
Зоя Семеновна Тертышник. В этот раз вспомнила о ней потому, что скоро 29 октября, очередной День комсомола. Опять приближается эта дата. Официально, в начале 90-х годов прошлого века, молодежная организация была признана ненужной, даже вредной. Вспоминаю тех, кто руководил ею, кого теперь зачастую называют с некоторым пренебрежением неуютными словами «функционер», «номенклатура» и нахожу среди них немало людей умных, трудолюбивых, порядочных, которые и теперь еще многих согревают своей добротой, не изменив идеалам юности. Зоя Семеновна – именно из таких людей.
    

   Впервые пришла к ней в августе 1965 года. Она сидела за швейной машинкой, шила что-то для маленького сынишки. Я пришла к ней незваной, тем более, нежеланной: совсем недавно закончились ее обязанности заведующей школьным отделом Чертковского  райкома комсомола. Зоя Семеновна готовилась к работе старшей пионервожатой в школе. Мне предстояло занять её место.
   
   Пришла к ней потому, что хотелось познакомиться, узнать какие её начинания надо продолжить. Ведь не за горами были мои первые августовские встречи с пионервожатыми, классными руководителями, директорами школ. Пришла за советом, признаюсь, волнуясь и робея. Зоя посмотрела на меня серьезно, отложила в сторону детские рубашонки…
   

   Через всю жизнь я пронесла потом этот разговор. Самый главный урок, который получила тогда, стал кредо всей моей жизни: просят – помоги, знаешь – научи, не возгордись, иди к людям с добрым сердцем. Мне, совсем незнакомой, она приветливо улыбнулась и столько всего порассказала о работе! Узнав, что я учитель, еще  и уверенность вселила в будущем успехе.
    

   В том августе в районной газете была такая фотография – электровоз, украшенный цветами, лентами. На его подножке  Первый секретарь РК ВЛКСМ ( районный комитет комсомола) Цветнов Виктор Алексеевич разрезает алую ленточку. А вокруг столько детворы с сияющими лицами и любопытными глазами! Запечатлен торжественный пуск электровоза, построенного из металла, который собрали пионеры и комсомольцы района. Зои здесь не видно, она осталась за кадром (у нас и раньше, и теперь, к сожалению, зачастую остаются за кадром непосредственные организаторы дела). Однако, все, с кем она готовила этот праздник, помнят её всюду успевающей, за все переживающей, умеющей брать на себя ответственность и вести за собой людей.
   

   10 лет Зоя проработала старшей пионервожатой в Чертковской средней школе (ныне- №1). Для мамы двоих детей, хозяйки семьи, согласитесь, это очень беспокойная должность, не каждый вытянет. Только тот, кто в душе ребенок и не забыл себя в детстве, может завладеть детскими сердцами.  А она не просто выполняла обязанности за зарплату, жила этой работой. С уверенностью думаю, что в душе так и осталась пионервожатой: и тогда, когда учила школьников истории, вела уроки труда в этой же школе, когда стала её директором.
    
   Однажды, будучи уже пенсионеркой, она согласилась заменить заболевшего учителя в начальных классах. Увидела, что неважно дело с оформлением домашних работ, ведением тетрадей. Не оценки детям стала снижать. Тут же придумала игру – малыши с огромным интересом, наперегонки захотели сделать все лучше.
   
   Директорство Зои Семеновны пришлось на трудную пору: методом народной  стройки завершался ввод новой школы. Это было уникальное явление прошлого века. Теперь, в начале 21 века, молодежь и не знает, что это такое. А  делалось  так. Официальный подрядчик долго и нудно осваивал деньги, выделенные Ростовским облисполкомом из средств, заработанных на очередном субботнике, в том числе и жителями нашего района. Рудев Николай Григорьевич, бывший тогда директором школы, немало сил приложил сначала, чтобы строительство началось, а потом еще, чтобы дополнительно  организовать бригады. Они были нужны для освоения графика строительства и своевременного ввода школы.  Это были особые бригады, в них действовали родители учащихся школы, служащие и рабочие предприятий поселка. При этом работали  бесплатно, на общественных началах, как тогда говорили. Подрядчики-профессионалы – на строительных участках. А школьные бригады – готовили для них фронт работ, выполняли черновые дела.
    

   Входить же в новостройку пришлось уже новому директору школы – Тертышник Зое Семеновне. Это было не легче, чем строить. Множество недоделок, отсутствие необходимого оборудования. Закрепленных за каждой классной комнатой городских шефов- помощников надо было не только в лицо знать, но обратиться в подходящий момент, напомнить о себе, найти подход, вовремя  поблагодарить. Всему пришлось директору научиться. Завозила мебель,  стягивала оборудование, инвентарь, устраняла строительные недоделки.
   

   В то время шефом нашим был Пролетарский район города  Ростова-на-Дону, где вторым секретарем райкома партии работал мой коллега,  В.Ф. Чуб. (Забегая вперед, все же скажу: впоследствии  многие годы плодотворно работал губернатором Ростовской области). Регулярно приезжал  он в школу с ростовскими руководителями предприятий, чтобы ускорить работу шефов. Это обязывало. Дорогу в областной центр Зоя Семеновна наизусть выучила. В Ростове все руководители крупных предприятий, за которыми была закреплена та или иная работа, нашу Зою Семеновну знали, и работать с ней любили. Директор школы их не подводила, все успевала в срок.
   

    Хотелось всем, чтоб новая школа от других отличалась новизной оборудования, оснащения, эстетикой оформления, радовала глаза детей. Это удалось. И до сих пор многие предметные кабинеты держатся на том, что тогда смогли сделать. Многое делалось на уроках трудового обучения, которые вела Зоя Семеновна. Появились в школе нежные красивые шторы ( да и ночами, бывало, сидела с помощниками, шили оборки, собирали фалды, чтобы, как во дворце). Перед столовой зеркала (для старшеклассниц это особенно важно). Да не в простой оправе, а на ажурной решетке. И раздачу в столовой тоже ажурными решетками отделили. Декоративные тарелки на стены повесили, вазочки для цветов и салфеток на каждый стол поставили. Резьба по дереву – украшением на стены вестибюля. А в конце длинных коридоров – фотообои (в те времена новинка стиля), кажется, идешь по осеннему парку навстречу тонкой русской березке. Живые цветы в фигурных кашпо (сами дети на уроках делали), рыбки в аквариумах. Конечно, здесь нужен вкус и любовь к своей работе.  При этом надо заметить, что учебный процесс  продолжался, да и сама Зоя Семеновна вела уроки. Благо, что единомышленников и помощников у нее в школе всегда было много. 
 

   С тех дней минуло уже около 30 лет, а  ученики, кто первыми заселяли новую школу, помнят, как вместе грузили школьное имущество в машины, как в большом костре жгли «единицы» и «двойки», как с  «5» и «4» шли дружно и весело распевая песни,  в новую школу. Так событие, которое могло быть просто заурядным переездом стало знаменательным праздником, а, может даже и ритуалом.
   

   Довелось видеть, как Зоя Семеновна возвращалась домой с Всесоюзного съезда учителей. Заведующий областным отделом народного образования, Тищенко П.Н., хорошо знал кадры руководителей школ района.  По его рекомендации на областной учительской конференции Тертышник З.С. была избрана делегатом от Чертковского района  в составе Ростовской областной организации. Всего несколько дней жила в Москве. Работала вместе со всеми, вносила предложения, волновалась за судьбу просвещения страны. Всего несколько дней…  Но как тепло, по- родственному, как давние друзья, прощались с ней на нашем перроне делегаты и с какой искренней радостью встречали ученики!   
 

   В те времена школа славилась дружным сплоченным детским коллективом. Потому и семейные радости все вместе  отмечали. Рассказывают, что всей школой праздновали серебряную свадьбу четы Тертышник. Шли два учителя – Николай Яковлевич и Зоя Семеновна, рука об руку, окруженные рядами своих учеников. Чествовали учителя и дети  юбиляров, и дарили им цветы, и пели песни.
 

   Вспоминала Зоя Семеновна, как встретилась она с молодцеватым, стройным и веселым солдатом из далеких донских степей, проходившим службу в Нарьян-Маре . Заглядывались на него девчата. Оно и понятно, не только красив был да весел,а  как в вальсе кружит, в танго ведет! Равных ему на танцплощадке и нет. Привез-таки он веселую, под стать себе, стройную и милую Зою на свою Родину, в Чертково.
   

   Слушала я рассказ и думала: «Это же какую надо иметь щедрую, открытую душу, чтобы даже очень личным делиться со всей школой!» Наверное, много значит, что выросла она в дружной детдомовской семье, где все сообща: трудности, переживания, радости.
   

   Выросли их дети. Но по-прежнему заботятся о них родители. В московской квартире Лёши отделка, сотворенная  руками  папы, ничуть не уступает столичным  стандартам. А платьица, кофточки, ботиночки, игрушки всякие, связанные для внучек мамой Зоей – ни в одном магазине таких не встретишь!  Алексей,  их гордость, сумел занять достойное место в жизни. Оля, младшая любимица, точно в маму пошла, учитель русского языка и литературы. Не зря ей доверили новую в те годы должность: классный воспитатель одновременно в нескольких классах школы.
   

   По вечерам в доме на улице Мира бабушка Зоя вяжет разные вещи, Николай Яковлевич читает ей газеты или что-то мастерит. Семья Тертышник живет заботами о детях и внуках.
   

   Сейчас Зоя Семеновна живет в Ростове, уехала к дочке, проводив в последний путь мужа. Оля ухаживает за мамой, помогает ей. Часто вместе они перебирают школьные фотографии, вспоминают нас. Возможно,именно в эти минуты  в разных уголках нашей огромной Родины и за ее рубежами тысячи взрослых самодостаточных людей вспоминают семью учителей Тертышник, сумевших прикоснуться  и оставить добрый след в душе каждого.
 
   А у меня тепло на сердце от того, что среди моих современников есть Зоя Семеновна.