О социальной динамике синергетический подход

Виталий Шолохов
Почти двадцать лет назад мой друг Сергей Николаевич Гринченко познакомил меня с членом-корреспондентом Российской Академии Наук, д.физ-м., профессором, гл.специалистом Института Прикладной Математики им. М.В. Келдыша РАН, с основателем синергетического движения в России Сергеем Павловичем Курдюмовым. Наша встреча состоялась в Подмосковье на научной конференции, которая должна была проходить в течение двух дней. Это уже были те времена, когда достижения науки интересовали людей меньше, чем денежные проблемы. Поэтому участников конференции было всего не более тридцати человек и это позволило нам близко общаться вечерами в неформальной обстановке и обмениваться своими достижениями. Я помню, как Сергей Павлович Курдюмов вдохновенно рассказывал о Синергетике, о том что она есть новое мировидении. Он стремился дать нам - тем, кто слушал его, самое полное представление об этой науке. Приведу для примера одну цитату из его научной статьи «Синергетика и новое мировидение» : «Синергетика (или нелинейная динамика) является теорией эволюции, самоорганизации сложных систем мира» (Синергетика, Курдюмов, стр. 5.) [Синергетика, философия, культура. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Под общей редакцией: Егоров В.К, Егоров В.С., Демидов Ф.Д. М.: Изд-во PAГC, 2001.- 363 с.]
Чем отличается эта новая наука от предыдущих? Приведу еще одну цитату: «Старые методы основаны на образцах линейного мышления и линейных приближений, на экстраполяциях от наличного в прогнозах. Они связаны с чрезмерным усложнением моделей, стремлением принять во внимание и включить в них как можно больше параметров. Прежние методологические подходы к моделированию сложных социальных процессов не учитывают или по крайней мере недооценивают неоднозначносгь будущего.» (Синергетика, Курдюмов, стр. 4). Как известно (Аристотель), Философия есть наука, которая занимается познанием первых начал и первых причин бытия. Первые начала: цель, материя, форма, действующая причина. Первые причины – силы и законы их действия. Всеобщим законом Природы оказывается закон постоянного возрастания энтропии. Известно также, что Платон разработал диалектическую модель познания, в том числе, и законов Природы. Однако, возникло разногласие между Аристотелем и Платоном, которое сформировалось в противостояние материализма и идеализма. Чтобы яснее выразить суть этого противостояния, вернемся к Энтропии.
В 1958 году мне посчастливилось придумать алгоритм поиска экстремума функции параболического вида. Вид фунции определился задачей поиска максимального совпадения заданной функции автокорреляции с функций автокорреляции текущего  случайного электрического сигнала. Искомый случайный процесс использовался в лабораторных исследованиях воздействий случайных «шумов» на сложные управляемые системы. Результат поиска искомой функции корреляции определялся суммирированием квадратов отклонений функций автокорреляций – заданного и поискового сигналов. Искомый случайный сигнал формировался путем суммирования нескольких случайных процессов, которые, в свою очередь, «питались» одним источником случайных сигналов, но каждая из компонент пропускалась предварительно через свои электрические управляемые фильтры – дроссели.
Изобретенный алгоритм, помимо экспериментального исследования, был тщательно исследован на математической модели. Были обнаружены многие интересные свойства этого алгоритма, которые позволяли сделать вывод об универсальности его использования в Природе и Обществе. Алгоритм был реализован в виде физической системы управления и внедрен на реальном объекте на Грозненском Химическом Комбинате, где был достигнут большой экономический эффект. В целом эта работа потребовала десять лет жизни коллектива инженеров и химиков, численность которых доходила до десяти человек.
В конечном итоге, была найдена адекватная физическая модель: статистический ансамбль в состоянии стационарной неустойчивости. К такому ансамблю применимо использование закона о возрастании энтропии. Если принять функцию энтропии в той форме, которую ей дал Планк, то функция энтропии имеет размерность произведения времени на энергию. В стационарном состоянии значение функции энтропии есть постоянная величина, которая соответствует максимому динамического равновесия ансамбля. В случае нарушения этого равновесия происходит уменьшение функции энтропии от максимального значения. И именно это отклонение оказывается информацией о присходящих отклонениях от экстремума. Однако, исследования физиков показали, что информация порождается и вариацией переменных, которые входят в размерность функции энтропии. Более того, так как размерность не меняется от добавления одной и той же комбинации переменных в числитель и знаменатель размерности энтропии, то это создает еще один способ определения переменных, описывающих исследуемый ансамбль, например, социальную сферу. В любом случае энтропия отражает оргазованность ансамбля. Поэтому систему переменных, которыми описывается социально-экономическая деятельность человечества, могут быть названы параметрами порядка. Нами были найдены две полные системы параметров порядка, которые позволили нам сравнить Запад и Восток.
Функция энтропии имеет размерность произведения времени на энергию. В социальной системе «время» логично связывать с продолжительностью жизни человека, а «энергию» с деятельностью природных сил. Так как использование энергии связано с научно-техническим прогрессом, то объем энергии, который использует человечество в каждый текущий момент варьируется в широких пределах и зависит от научно-технического прогресса. Этот факт предопределяет процесс метаэволюции, который установил Сергей Николаевич Гринченко в своих исследованиях. Время, напротив, напрямую связано с жизнью человека. В зависимости от обстоятельств этот показатель качественно изменяется, что должно найти отражение в социально-исторической динамике. Действительно, как установил Питирим Сорокин, культура общества меняется со временем и ее предпочтения варьируются от идеациональных к материальным. Кардинальное изменение предпочтений общества требует жизни поколения. Демократия создала систему выборов, чтобы выявить, какой настрой общества возник через заданное число лет. В прошедшие исторические времена изменение настроения масс проверялось бунтами и революциями. Исследования показывают, что в те времена изменение мировоззрения требовало действитено жизни поколения. Иногда больше, иногда меньше. Можно допустить, что аттракторами социальной динамики оказываются идеализм и материализм.
Центральная идея Синергетики – самоорганизованное системное единство мира.
Борьба материализма и идеализма есть пример общего закона борьбы в природе и обществе (К.Маркс). И материализм, и идеализм «сидят» внутри каждого человека, конечно, в разной мере. Причем, имеет место борьба в душе каждого человека так же, как и между научными течениями или политическими партиями. Превосходство одной стороны над другой меняется периодически в силу внутренних законов динамики сложно организованных систем. Мы можем обнаружить это, анализируя исторические документы.
Например, расширим изучение истории в направлении выяснения периодичности смен периодов «материалистических» и «идеалистических». В нашей недавно опубликованной статье «К Столетию Октябрьской Революции в России» было высказано предположение, что полупериод социоисторической динамики России составляет 144 года, которые включают две фазы по 72 года или четыре полуфазы по 36 лет. Весь период по 144 года представляет собой отклик на призыв времени принять новую религию/мировоззрение. Нами были выделены следующие 9 периодов в истории России.

838 1 материализм 982
982 2 идеализм 1126
1126 3 материализм 1270
1270 4 идеализм 1414
1414 5 материализм 1558
1558 6 идеализм 1702
1702 7 материализм 1847
1847 8 идеализм 1991
1991 9   ПРОГНОЗ 2135

История России началась после великого переселения народов в Европу с расширения торговых контактов Роси с Византией и закончилось Крещением Руси. Знаковым событием первого периода истории России было передача власти «варягам»: 862 год: «Призвание Варягов».
Второй период истории России характеризуется постоянными связями с Византией, которые завершились крещением Руси в 988 году.
Третий период истории России отмечен расползанием центральной княжеской власти на отдельные княжества, что привело к ослаблению Руси перед опасностью нашествия и нашествием в 1237 году татаро-монголов с ханом Батыем. Надо отдать должное тому факту, что Русь оказывала упорное сопротивление захватчикам.
Четвертый период истории Русь прошел в напряженной борьбе за самостоятельность и укрепление страны: 1276 год - образование Московского княжества. В период 1362-1389 г.г. великого княжения Дмитрия Донского произошла (в 1380 году) Куликовская битва. А в 1410 - разгром немецких рыцарей под Грюнвальдом. Конечно, почти двухсотлетнее присутствие татаро-монгольского контроля за Россией оказало свое влияние на культуру страны.
Пятый период истрии России характеризовался (1425-1453) Феодальной войной в России и окончательным (1480) cвержением татаро-монгольского ига после «Стояния на Угре».
Шестой период истрии России охарактеризовался после 1598 года и прекращения династии Рюриковичей упорной борьбой за власть, которая завершилась в 1613 году избранием Земским Собором на царство Михаила Федоровича Романова.  Знаковые события в это время связаны с реформами Никоном (1654) церкви. А с 1689 года приходит на Царствование Петр Первый.
Седьмой период истори России – борьба страны за достижения уровня культуры Европы. «Окно в Европу: действительно было прорублено. Правда, с большими потерями населения.
Восьмой период связан с разработкой и «внедрением» марксизма. Немного неожиданно - периодический закон социальной динамики определяет марксизм как идеалистическое мировоззрение. Хотя, никто не станет спорить,  что марксизм был новой формой религии. А все религии требуют принимать их положения на веру.
Заключение. Модель социальной динамики прошла первое испытание на правдоподобность. Конечно, в дальнейшем требуется дополнительная работа с выявлением содержания полупериодов и фаз.

4 и 5 ноября 2017 года