Интеграция и христианство. абсолюты и желания

Олег Локшин
                АБСОЛЮТЫ И ЖЕЛАНИЯ
 Cтраданиz и удовольствиz  не нуждаются в каких-либо средствах различения. Даже головастик, если головастики вообще способны чувствовать, с легкостью отличит одно от другого. Умение мгновенно различать приятные и неприятные переживания присущи всем живым существам и охватывает все их переживания. Но такое умение- умение  различать «знак» переживания чувств независимо от величины и специфики страдания  и/или наслаждения означает способность различать /т.е. по-разному оценивать / абсолюты.
   Разумеется, ни люди, ни тем более животные  не пользуются этим понятием – животным и новорожденным абстракции вообще  не доступны. Различаются не понятия, не имена, а только денотаты имен. Но если различая денотаты всех прочих имен, можно и ошибиться, то при дифференциации "С и "Н (СТРАДАНИЕ и НАСЛАЖДЕНИЕ)  ошибки заведомо исключены. Любое существо в  любых условиях безошибочно различает их, и все существа оценивают их совершенно одинаково. Отношения каждого субъекта к абсолютам, будь то человек или животное, однозначно, одинаково и неизменно от самых первых до самых последних мгновений жизни. Его можно обозначить так: S/С—Н/, где  S – субъект переживания, "С - отрицательный абсолют и "Н – положительный.  Ниже удобства ради я буду просто писать «Отношение "С—"Н / слово «отношение» с заглавной буквы/.
     Отношение "С—"Н это важнейшая константа жизни, основополагающий  мотивационный /оценочный/ принцип, который характеризует  неизменное  неприятие живым существом другого абсолюта /"С/ и столь неизменное предпочтение другого /"Н/. Это предпочтение и неприятие проявляются, естественно,  в предпочтении субъектов одних  переживаний / более приятных или менее приятных / другим – менее приятным или более  неприятным. Предпочитать  что-либо означает  хотеть этого - и не хотеть противоположного. В данном случае  предпочтение означает желание испытать одни чувства в ущерб другим. Но это желание особое: изначальное, неизменное, максимально обобщенное. В этом единственном / и неосознанном/ желании, в этом однозначном и вместе с тем неопределённом  предпочтении  каких-то  приятых переживаний каким-то неприятным, только здесь и больше ни где разные страдания и разные удовольствия не дифференцируются  субъектом Они как-бы «очищаются» от своей индивидуальности  и тем самым приобретают для субъекта значения абсолютов.
     Любое желание обязательно имеет какую-то  «цель» /предмет/ - то, что характеризуется высказываниями «хочу» и «не хочу». Желания разнятся прежде всего своим предметом, хотя последний не всегда осознается субъектом и, конечно,  не всегда может быть  назван. Но ни в одном словаре вы не найдете упоминания о каком-нибудь самом важном и общим предмете, к которому можно было бы свести предметы всех остальных желаний. Жизнь, свобода, счастье, познание, справедливость, милосердие, здоровье, искусство, власть, слава, потомство, близкие, любимые, будущее  человечества, комфорт, загробная жизнь, отечество – всё это предметы различных, но по большей части очень важных и общих желаний: желания жить, быть свободным, счастливым, любимым; стремление  к познанию, справедливости, милосердию; желания осчастливить своих детей, близких или все человечество; и, наконец,  желания творить или быть угодным Богу. Так вот, ни к одному из перечисленных предметов, ни к одной из этих целей не могут быть сведены все желания, все прихоти, потребности или мотивы всех людей и животных. И все-таки одно исключение есть.
     Хотя предметом большинства желаний являются не чувства, не будущие переживания, а какие-то ситуации, поступки или события, тем не менее эти события в конечном счете призваны обеспечить в будущем переживание одних чувств и избежать других. Это значит, что всякое желание в перспективе сводится к тому же, в чем проявляется  Отношение "С—--"Н; к предпочтению субъектом приятных переживаний неприятным. Все желания, каждое по своему, конкретизируют данное Отношение, т.е. распространяют его на желанные и нежеланные предметы, в то время как Отношение "С—--"Н  «в чистом виде» является максимально обобщённым выражением всех до единого желаний, потребностей, влечений  или  мотивов. И поскольку понятия «желание» и «мотивация» неразделимы, сводимость желаний к предпочтению приятных переживаний неприятным означает, что поведение каждого живого существа подчиняется, но опять-таки опосредованно, в конечном счете, его отношению к  абсолютам – Отношению "С—--"Н.
     Надеюсь, я не буду понят превратно, ибо  вовсе не хочу сказать, будто все люди и животные по самой своей природе эгоисты и другими быть не могут. Моя цель не дидактика, а констатация. Каждому понятно, насколько  бессмысленно  порицать или восхвалять  мироздание за то, что оно такое, какое есть. Но точно также бессмысленно  осуждать Отношение "С—--"Н  либо советовать кому-нибудь  поступать согласно или вопреки ему. С тем же успехом, выпустив камень из рук,  можно советовать ему падать или не падать на землю. Эгоизм, эгоцентризм и т.п. характеризуют только нравственность человека, индивидуальную структуру  иерархии «ценностей». У разных  лиц  Отношение "С—--"Н конкретизируют самые разные желания. Одни стремятся  только к собственному преуспеянию или к личной  свободе. Другие хотели бы счастья ограниченному кругу близких друзей. Третьи, единицы,  сострадают всем страждущим; их главное желание – по возможности уменьшить число несчастных в мире.
     Помимо социально  значимых побуждений, и наряду с ними, и люди и животные постоянно испытывают иные более интимные, «частные» желания, например, те, которые обусловлены функционированием организма: голодный хочет поесть, жаждущий – напиться, усталый – отдохнуть и т.д. Но все, я повторяю, все  до единого желания суть проявления /и конкретизация/ отношения субъекта к абсолютам. Каждое  желание  конкретизирует Отношение "С—--"Н, распространяет его  на желанные и нежеланные предметы. Ни к чему другому невозможно свести бесконечное разнообразие желаний. Ни будь изначального и однозначного предпочтения одних переживаний другим, было бы невозможно объяснить, почему какие-либо события, явления или предметы характеризуются  высказываниями «хочу» и «не хочу». Невозможно было бы понять  смысл этих переживаний, необъяснимой осталась бы связь между желанием и чувством.
     Только потому, что разные страдания и разные  удовольствия  одновременно и дифференцируются и не  дифференцируются субъектом, потому что для каждого субъекта страдание и наслаждение обязательно имеют, в числе прочего, значение абсолютов, наконец, потому что отношение  к абсолютам у всех изначально одинаково и неизменно, - только поэтому возможны высказывания «хочу» - «не хочу», возможны желания, мотивы, поведение , жизнь.
       Продолжение следует
        nastace@mail.ru