Путём древнего волока 2

Василий Овчинников
Начало.  http://www.proza.ru/2017/10/06/992

Мы сделали это!
04.11. 17. Прошли путём Древнего Волока.
Великий Новгород - озеро Ильмень - Шелонь - Уза -
- Петёнка приток Узы - озеро Перевоз -
волок по водоразделу (пешеходная часть) и -
- Глушка (Гнилка) - Петёнка приток Черёхи -
- Черёха - Великая - Псков.



Идея прохождения маршрута древнего волока не отпускает.
Заикнулся сыну. Нашёл понимание. Кажется, получается.

04.11.2017. Нас высаживают за Подсевами у указателя «Рассадники 0,8км».
10-30. Идём по просёлку. Поперёк Высоковольтная ЛЭП,  за ней Просека газопровода Валдай-Псков-Рига.
10-40. Справа озеро Перевоз. Где же Петёнка?
Оказывается, хитрые строители дороги, чтобы не строить мост, просто закопали под дорогой несколько бетонных труб. Теперь Петёнка вытекает из озера пятью, а то и семью отдельными ручейками. Где-то внизу они наверняка снова объединятся в единую речку.

Рассадники. Справа от дороги коровы. Стадо явно промышленное. Дорога отгорожена проволочной растяжкой на железных штырях с резиновыми изоляторами.  Электроизгородь. Где-то впереди ферма? Половина домов в деревне заброшена. Некоторые в дачном режиме. Спускаемся влево вниз. Хочется всё-таки увидеть Петёнку. Но дорожек к ней нет, а лезть напрямик через болотистое чернолесье что-то не тянет. Обошли деревню по границе луга, возвращаемся по центральной улочке. На выходе нам навстречу пожилая женщина, кравчучку за собой тащит -  так мы ещё с крымских времён привыкли называть ручную тележку для сумки. Рядом налегке шагает мужик, какой-то убогий, похоже, сын. Говорит, с поезда сошли, чеснок озимый надо посадить. Дом у них здесь, родовой, от матушки остался. Ферма? Да, какой-то чёрный на местной подженился. Хозяйничает. Как-то недоброжелательно сказано.
Уточняем про озеро. Место на берегу Гарями зовётся. Раньше там тоже дома стояли.

11-08. Выдвигаемся на маршрут. Лесная дорожка по гривке. Заболоченная Чернолесная пойма Петёнки справа от нас.
11-20.  Курганчик рядом с дорожкой справа. Похоже, когда-то был погреб. Рядом остатки фундамента. Заброшенный хутор.
Продолжаем движение по гривке.
11-40. На сук повешено ржавое металлическое кольцо. Дереву не больше двадцати лет. Витя шутит: «Кольцо силы», - Мишка прячет сувенир в карман куртки.
11-50. Дорога понижается, залита водой. Вправо вниз сплошное болото. Пытаемся обойти влево. Не получается. Похоже, начинаются приключения.

Обойти по сухому не выходит. Возвращаемся на дорогу.  Витя уходит вперёд. Я двигаюсь за внуком. Подо мной проваливается кочка, и обе ноги мокрые. Снимаю рюкзак, достаю сапоги, переобуваюсь. Заодно достаю фискаровскую ручную пилку и топорик, тоже от Фискарс.  Завязываю рюкзак. Оглядываюсь – пилы нет. Кажется, я её обратно в рюкзак сунул.
Через пятьдесят метров останавливаемся на сухом пятачке. Роюсь в рюкзаке – пилы нет. Надо возвращаться по следам, снова лезть в болото. Пока я завязываю и закидываю на плечи рюкзак, внук следопытит. Слышу его победный вопль – нечаянная радость. Миша под водой рассмотрел пилу, соскользнувшую у меня с кочки. Молодцы Финны. Теперь понятно, для чего рукоятки инструмента они делают из яркого оранжевого пластика.
До ближайшей поляны – острова в болоте меньше пятисот метров. Решаем двигаться напрямик.

12-55. Вышли на большую поляну.
От неё должна  быть дорога до когда-то открытого  мелиорированного массива.
Дорога есть, но она напрочь залита водой. Пробуем сдвинуться влево, тоже по колено.
Выхода нет. Приходится прорываться по воде. Витя  впереди,  я с Мишей сзади. Пытаюсь пилить для него слеги, но скоро оставляю эту затею. Шлёпаем с кочки на кочку, с валежины на валежину, а когда и напрямик. Мне по колено, внуку повыше будет.
Вити не слышно. Меня начинает грызть совесть. Сын, поддержав меня, и в поход-то отправился простуженный, похоже, совсем голос сорвал.
Звонок на Мишин телефон. Виктор вышел на открытое сухое место и переодевается. Миша говорит, что нам надо взять влево. Что-то не так. По моему мы наоборот слишком влево отклонились. Надо бы вправо уходить. Но слева виден просвет, и высокие деревья, возвышенность.

14-20. Вылезли на сухое место.
Бумага размокла. Дальше не до хронометража.
Вити на поляне нет. Похоже, мы уклонившись влево, вышли южнее на соседний мыс. Привязаться мне не к чему. Чтобы определиться надо дать кругаля, найти хоть какой ни будь ориентир. Но от мокрого внука я отойти не могу.

Витя на связи. Где-то рядом. Но где мы?
Без привязки я не могу дать курс на соединение.
Слишком много времени потеряем, пока мы ищем друг друга.
Принимаем решение.
Виктор в одиночку дорабатывает намеченный маршрут.
Я привожу в форму насквозь промокшего внука и мы выходим с маршрута аварийным азимутом.  Встречаемся в Подсевах.

На Мишку приходится прикрикнуть. Помогаю ему скинуть берцы, снять мокрые штаны и носки, благо в рюкзаке есть всё сухое сменное. Половина шоколадки, чашка густого горячего какао из термоса. На сухие ноги новые носки и полиэтиленовые пакеты, ноги в мокрые берцы. И, двигаться, двигаться, двигаться.

Беру азимут строго на север. 
Пока  удаётся не залазить в глубокую воду.
Какая-то гривка. На карте её нет. Берёзы, молодые дубки, тропинка вырисовывается.
Мишка оживает и выдвигает мне ультиматум:
«Дедушка, что хочешь делай, а я с этой тропы не сойду!» 
Тропа, постепенно превращаясь в лесную дорожку, плавно поворачивает и утягивает нас на восток. Ну что ж, это тоже вариант.
После очередного прогала на дорожке появляется свежий след квадроцикла.
Мишке захорошело. Знакомый курганчик. Коровья лепёшка. До последнего не верится, что нас вынесло назад на дорогу, ведущую к Рассадникам.
Но слева блеснула открытая вода. Озеро Перевоз.
С Витей связи нет. Как-то ему там одному. Успокаиваю себя. Взрослый мужик, да и школа немалая за плечами. Спецназовец всё-таки. Справится.

Нам по шоссе до Подсевов что-то около четырёх километров. Час ходу. Вызываю «эвакуатор». Невестка Валерия наготове и сразу выезжает из Пскова.

Газопровод. ЛЭП.
Топаем по обочине шоссе, как положено, навстречу движущемуся транспорту. Движение довольно оживлённое. Появилась связь.
Витя, раздевшись и переплыв Глушку (У меня в памяти почему-то отпечаталось как Гнилка) , в одиночку завершил маршрут. Сейчас он выходит на Славковскую дорогу и собирается бегом на Подсевы. Ему сегодня досталось.

Оглядываюсь на внука. Подгонять его бесполезно. Нам  с такой скоростью ещё десять-пятнадцать минут ходу.
Связываюсь с Валерией, «забиваю стрелку» у магазина в Подсевах и посылаю её на Славковскую дорогу.  В первую очередь надо забрать Виктора – ему пятикилометровый марш-бросок совсем ни к чему.
 
Спрашиваю Мишку, что ему купить для вдохновения. - Чипсов! – Сходу выдаёт внучек. Какую же дрянь подмешивают в модную жратву, что все от неё так тянутся? 
Ускоряюсь, отрываясь от внука. Захожу в магазин. Покупателей нет. Зато полная полка разномастных пакетов с чипсами. Одному мне и не разобраться. Оглядываюсь в окно. Внук подходит. Пока открываю дверь, и «Девятка» (Внук при прочтении поправил на "99") Валерии с Виктором на первом сидении тормозит на площадке.
Пролетел внучек мимо чипсов. Срочно пакуемся и стартуем.
Через час сыну и внуку горячий душ, чистая одежда и расслабуха по полной.

А я ещё успеваю на свою «вечернюю лошадь», пригородный №114.
В сумме ещё плюс четыре километра ножками, и на сегодня всё.

Предварительные выводы.
Даже в экстремальном ноябре, с учётом того, что накануне влило выше всякой нормы, если «убрать с пути» последствия мелиорации шестидесятых годов уже прошлого века в виде поперечных каналов и канав, маршрут легко проходится. Впереди прохождение более привлекательных для пешеходного туризма вариантов от Гверстно до Узы на ЖАборы и от Гверстно на Рассадники немного западнее, в обход искусственных мелиоративных канав.

Перечитываю, совестью мучаюсь. Старый пень.
Оказывается, мы совершали своё путешествие в самый
разгар осеннего разлива.
Стоило ли подвергать опасности ребят.


На карте. Нитка пройденного маршрута.

Второе прохождение см.
http://www.proza.ru/2018/07/08/1662