Как найти вторую жизнь

Фёдор Тиссен
В самом начале этого века мне удалось инициировать проект «Дети без границ». Мой шеф, профессор педагогики, поддержал идею и нам удалось осуществить обмен детскими туристическими группами между Германией и Алтаем. Во время турпохода по Алтаю решили спуститься в пещеру. Немецких подростков пришлось страховать впятером каждого в отдельности. Один держит за ногу, другой за руку, третий подмышки, двое стоят внизу, чтоб их, вспотевших от страха и от бессилия, принять внизу прямо в ручки. Алтайские ребята весело спустились вниз без страховки чуть ли не вприпрыжку. Обыкновенную усталость молодые немцы принимали за боль. Эта боль была им незнакома и они боялись умереть.

Во время турпохода мы пытались подняться на Бабырган. На селеновском ГАЗ-66 нас довезли до подножья, дальше предстояло подниматься пешком, на подъём я дал три часа. Из всей немецкой группы только один мальчик достиг вершины и стоял на ней «счастлив и нем». Он не «завидовал тем, у которых вершина ещё впереди» потому, что завидовать было нечему. Вся немецкая детская группа, кроме него одного не смогла подняться. Сил не хватило. Этого мальчика звали Мурат, он немецкий турок и его в Германии ещё не успели испортить. Может быть подъём был очень трудный? Да нет же. Мой сын Саша живёт в Крутихе, это под Камнем-на-Оби, в тот же день гостил в Ае с друзьями. Они тоже поднимались вместе с нами на Бабырган. Моя внучка Юля была с ними. Тогда ей было всего пять лет. Она забралась на самый верх. Сама, без помощи взрослых.

Думаю, что и в Сибири этим не долго смогут хвалиться. В той поездке по Алтаю я обнаружил один мрачный симптом глобализации. Приходят к моему внуку в девять утра какие-то пацаны и просят дать вторую жизнь. Всем лет по двенадцать. Спрашиваю внука: «Одуреть. Санёк, ты что, бог что ли!? Какую ещё вторую жизнь ты можешь дать?» Оказывается речь идёт о компьютерных играх, где друг друга запинывают до смерти, проигравший теряет свою первую жизнь и дальше играть не сможет пока не получит вторую. Для этого надо знать код, а бедные ребята его не знали. Катастрофа! Свою первую жизнь ещё толком не начинали жить, а уже просят вторую.

За селом с одной стороны лес, с другой Обское море с островами. Лето, каникулы, плыви на остров на рукопашку, на баллоне, на плоту под парусом, строй там шалаши, играй в индейцев, лови рыбу, жарь её на костре... Нет, некогда, надо с раннего утра бежать к соседу за кодом и выпрашивать у него «вторую жизнь». Парень, тебе это надо? Чудеса!

Жизнь вокруг прекрасна и удивительна. Детство – это радость движения, радость познания. Если кто-то не постиг эту радость, то это случилось неспроста, а от «глобальной порчи». Посмотрите на своего ребёнка, свободен ли он от неё, если нет, то снимите эту порчу. Нет у наших детей второй жизни и никогда не будет, и детства второго тоже не будет, и юность у них тоже будет всего лишь одна. Их жизнь, ту, что есть сегодня, единственную и неповторимую, помогите обустроить и сделать счастливой.

Эту статью опубликовали в нескольких русскоязычных газетах пятнадцать лет назад. Об этой проблеме надо было кричать во весь голос все эти годы. Вместо этого телевидение подсовывало зрителям сотые и сто двадцатые серии о том как богатые продолжают плакать, а бандиты и менты носятся с пистолетами сто серий подряд друг за другом и никак не могут себя истребить до конца.

Мои прогнозы оправдались. Да и не надо было быть пророком, чтоб догадаться чем всё это кончится.