Лев Толстой

Евгений Орлов 5
Фильм Сергея Герасимова «Лев Толстой» — один из самых выдающихся отечественных фильмов. И тем более обидно, что он, действительно, не оставил следа в массовом сознании — и не только в те, предперестроечные, годы, когда был создан, но и позже, вплоть до сегодняшнего дня.
Те, кто знает и любит творчество Толстого, конечно же, отметили, с какой тщательностью и любовью создатели фильма отнеслись к каждой мелочи: достоверно во всех деталях отражены не только все внешние стороны быта, но и со скрупулёзной точностью — также все события, реплики действующих лиц и даже жесты (к примеру, его последние слова и предсмертные движения руки писателя на одеяле и др.; интересующиеся могут свериться по хроникам и мемуарам). А главное — сама формо-идея фильма выражена на той высокой философской ноте, которая соизмерима с вершинами духа самого нашего гениального русского писателя, мыслителя и проповедника.
Поражает и та достоверность, с которой созданы нашими удивительными Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой сами образы Толстого и Софьи Андреевны. Лучше, кажется, и не сыграть, не исполнить. Как всегда, неподражаем Алексей Петренко; выше всяких похвал образы современников Толстого, созданные и другими артистами. Правда, лично меня не очень убедил Николай Ерёменко, создавший образ пианиста Гольденвейзера: какой-то получился слащавый, позёр, отвлекающий на себя внимание от основной мысли этого удивительно мудрого фильма.
А мысль эту постигать надо, если мы хотим быть хоть капельку добрее и жить хотя бы чуть-чуть умнее. Только для этого надо научиться прислушиваться в первую очередь к великому старцу, а не к «новым русским бабкам».