Люди на бетонке. Память о Гагарине

Леонид Хандурин
Впервые я услышал о Юрии Гагарине, как и большинство людей планеты, 12 апреля 1961 года. Я тогда учился на втором курсе Харьковского ВАТУ. Мы были на занятиях по «Зашите от оружия массового поражения» (кратко — ЗОМП). Вдруг, в коридоре учебного корпуса раздались громкие крики, топот ног и кто-то заглянул в аудиторию и крикнул: - Человек в космосе!.

   Мы не обращая внимания на офицера, который вёл занятие, тоже выскочили в коридор и начали громко что-то кричать, типа: - Ура! Человек в космосе! Хотя мы ещё не знали, кто полетел в космос. Но через какое-то время в учебном корпусе включили громкую трансляцию и мы не уходили с коридора в аудиторию, пока не прослушали полный текст сообщения и не узнали, что в космосе гражданин СССР, майор Юрий Алексеевич Гагарин. Тогда мы несколько успокоились и пошли продолжать занятия. Но разговор всё время переходил на это событие, так что занятие уже шло чисто формальным чередом.

Следующее занятие у нас было по физподготовке. Занимались на спортивных снарядах в спортгородке. Была хорошая солнечная погода, а у нас ещё и хорошее настроение, так что мы всё время говорили о космосе и о Гагарине. Далее, почти каждую неделю о Юрии Гагарине я вспоминал, изучая авиационные дисциплины, читая периодику, слушая радио и при просмотре телевизионных программ.

   А находясь в карауле на посту в военной комендатуре города Харькова 6 августа 1961 года я услышал из громкоговорителя на улице, что в космос полетел космонавт номер два — Герман Степанович Титов, который был дублёром Гагарина.

   В день, когда полетела в космос Валентина Терешкова у меня родился сын, эту дату я тоже хорошо помню. Такой у меня космический календарь.

   А через год я уже в гарнизоне, где служил, приветствовал Юрия Гагарина и Валентину Терешкову. Встреча была организована экспромтом, по случаю отлёта космонавтов с нашего аэродрома.
   У космонавтов был дефицит времени, по маршруту полёта их самолёта подходил грозовой фронт, но они задержались с вылетом и встретились с командованием, жителями и военнослужащими нашего гарнизона, за что мы были им очень благодарны. Когда ещё можно будет поприветствовать и самому сфотографировать космонавтов, а детям вручить им цветы. Это ведь на всю жизнь.

   После этого прошло несколько лет, я уже учился в ВУЗе, когда в конце марта 1968 года сообщили что в катастрофе погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. Было много комиссий, было много расследований, чтобы выяснить причину гибели, но к однозначным выводам так и не пришли. И споры не затихают до сих пор. А надо просто помнить.

   Прошло много лет. Все события, даже существование ГДР и ГСВГ, стали историей. Неожиданно, в 2021 году я нахожу в YouTube ролик: Гарнизон Шперенберг (7,15 мин), на котором гид Gerhard Zwicker проводит экскурсию по гарнизону Шперенберг (по его, варварски разрушенным, остаткам). На одном из кадров вижу, что около бывшего высотного домика господин Gerhard Zwicker демонстрирует именно эту фотографию - встречу Ю. Гагарина и В. Терешковой с жителями гарнизона, которую я тогда сделал.

   Было приятно видеть своё фото через столько лет на этой экскурсии, тем более, что это одно из немногих фото, которое я тогда успел сделать в спешке с плёнки. Плёнку же у меня попросила наша официантка Бела (по моему, она родом была из Белоруссии), чтобы сделать себе фотографии. Что произошло после этого, из-за давности я плохо помню, но плёнка так и осталась у Белы, а я уехал из гарнизона на учёбу.

   И вот через несколько десятков лет, я вижу, что жители Шперенберга помнят те события 60-х - 70-х годов прошлого века и гордятся ими, благодаря моему снимку, а это - так приятно. Эти события и эта фотография является связующим звеном сотни людей, которые когда-то служили в ГСВГ и жили в Шперенбергском гарнизоне, ходили по улицам Шперенберга и помнят те далёкие времена.


       Следующий рассказ читать здесь: http://proza.ru/2017/11/25/1460   

             Фото автора. Снимок сделан в гарнизоне Шперенберг (ГСВГ).