Где же здесь окно в будущее?

Жарасбек Коргамбаев
ДУХ ВСЕОБЩЕГО ОТЧУЖДЕНИЯ

 Философия жизни

Моя философия есть просто мои размышления о жизни и, как таковое, попытка понять нашу жизнь в ее реальном развитии и изменении, идущем из прошлого к настоящему и будущему. Тем самым в ней я попытался охватить жизнь в целом, в ее историческом развитии, в котором не бывают и не могут быть каких-то «разрывов» и «раковых ошибок». Ошибаются только люди. И вся история человеческого общества развивается через «заблуждения и озарения» и преодоления препятствий и преград. И это развитие подчинено отнюдь не произволу, а строгой закономерности.

Опыт показывает, что История, в конце концов, подведет итоги и все расставит по своим местам.

Поэтому вопрос о том, куда идет человечество? – это глобальный вопрос, над которым многие уже задумываются, но не в человеческом плане, в плане развития каждого человека как личности. До сих пор всех интересовало и интересует только техника, только экономика, только культура и т. д., и человечество еще не может выходить за пределы внешнего, материального мира, стоящего над людьми. И оно кружится в заколдованном круге, так хорошо созданного капитализмом. И оно даже не осознает, что порабощено просто этим внешним миром и не созрело до духовных ценностей, именно которые должны быть самостоятельными ценностями и управлять миром и человеком.

Бездуховность – удивительная характеристика нашего времени, обусловленная неограниченным господством вещей и денег над людьми или голым потреблением, принявшим самодовлеющий характер. И вместе с тем именно эти деньги формируют наш дух, индивидуализируя каждого человека. Обладать деньгами – значит быть самостоятельным и свободным, не иметь их – значит стать никем и жить просто призраком. И вместе с тем именно деньги порождают и углубляют противостояния между людьми, человеком и обществом. И эти противоречия, прессуя людей, заставляют работать их ум вопреки их воле. Вот в чем смысл моей философии.

Дух всеобщего отчуждения есть подлинная душа капитализма, которая его сопровождает до полной его кончины. В рыночную эпоху это отчуждение глубоко изменяется и становится человеческим проявлением жизни, то есть впервые выражается и осознается как отчуждение человека от человека.Тем самым впервые открывается отчуждение человека от человека, а вместе с ним вскрывается и корни этого отчуждения как явление не экономическое, а человеческое и глубокие причины несчастья людей. И возникает сознание о человеке как о никчемности и в то же время о высшей ценности, скрытой в этом отчуждении. И только после этого открытия начинает осознаваться, что как такое отчуждение оно уже воспринимается и познается, а, следовательно, управляется и изменяется по сознательному проекту.

В марксистском же понимании отчуждение предстает иначе. Создаваемый в общественном производстве людьми продукт отчуждается от них и становится общественным богатством, которым распоряжаются господствующие классы и распределяют по своему усмотрению. Отсюда и экономические требования, выдвигаемые угнетенными классами и революция как способ разрешения этого конфликта. Это экономическое отчуждение. И если революция победила, то тот класс, который пришел к власти, распределения осуществлял в свою пользу, а на долю большинства оставался труд как труд отчужденный. И все это осуществлялось вполне законно, поскольку господствующему классу принадлежит средства производства. В данном же, рассматриваемом случае, достаточно стать владельцем денег, чтобы иметь и власть. И этот способ открывает широкие просторы для обогащения многих. Но именно здесь все работает против человека, независимо от того, богат он или беден. Отчуждение, коренящееся в душе каждого, уже разрушает мир и убивает людей.

Поэтому для настоящего периода на много реальнее представляется психология смерти, чем психология жизни. Поскольку это отчуждение, возникшее в душе индивидов, разъедает их, поскольку в этом отчуждении друг другу противостоят не классы и различные социальные группы людей, а люди, каждый отдельный человек. И оно разъедает и семью, и брачные отношения, и все социальные институты. Возникает необходимость преодоления этого внутреннего отчуждения между людьми, порожденного денежными отношениями. Иначе «конец света» уготовлено всему миру.
Действительно, люди, ставшие владельцами денег, в своем сознании уходят в некий посторонний мир и чаще всего живут иллюзиями. Они уже не видят друг друга, утрачивают способности сопереживать, сочувствовать. Сознание большинства интенсивно мистифицируется и будто возвращается к древним представлениям.
Уже одно это неопровержимо доказывает, что сознание мира безнадежно устарело. Как умирает сознание человека, деградируя до своих истоков и на старости возвращаясь к детству и даже ребячеству, так умирает, видимо, и сознание старого общества. Мир заблокировал частнособственническое сознание и тем не оставляет ему пространства для жизнедеятельности, все более суживая условия его развития в денежных отношениях. Тем самым, собственнический дух, становясь духом каждого человека, превращается в дух всеобщего отчуждения. И вот так это старое сознание покидает мир, облаченное в деньги.
Этот дух, дух всеобщего отчуждения, захватывает уже каждого. Уже давно бьют тревогу по поводу угроз, надвигающихся на человечество. И критически мыслящие люди, способные выразить свои чувства и мысли, пытаются это отобразить. "Спасение человечества" — вот основная идея последнего столетия, действительно ознаменовавшегося невиданными разрушениями. И та угроза, которая нависла над человечеством, находится не вне них в виде некой посторонней силы, а в них в виде глубокого отчуждения человека от человека. И оно уже подвластно людей. Отсюда и идея нового объединения людей, способная уничтожить этого отчуждения и пониманию самой необходимости устранения денег как причины этого явления.

Поэтому спасать надо не человечества, а людей, живущих на этой земле. «Человечество» – это абстракция без человеческого содержания. И именно для каждого отдельного человека, предоставленного себе, сегодня суживается мир, и он действительно становится тесным для массы людей, изолированных друг от друга, где люди спасают не друг друга, а свое состояние, свои деньги, свою собственную шкуру и т. д. Вот здесь правомерен вопрос. А для чего история разъединила людей, ранее сплоченных в классы и всегда действовавших по единому плану?

А как иначе разрушается капитализм, не разъединив людей и не рассеяв их силы, которые ранее образовывали производительные силы капитализма? И технический прогресс как раз и позволил сделать это. И капитализм просто само разрушается из внутренних причин, отжив себя. Тем самым люди разъединились, сами того не сознавая, и в этом состоянии отчуждение охватило всех. И этот процесс четко был осуществлен в постсоветском пространстве. И наша эпоха, бывшая когда-то прогрессивной, уже закончилась и разрушается в этом отчуждении каждого отдельного человека. И этот "каждый отдельный человек", на которого распалось общество, есть теперь наше общество, то есть общество разобщенных людей. И как вы хотите назвать это общество? Капиталистическим? Социалистическим? Рыночным? Но это уже не какая-то экономическая формация или политический, культурный строй. Это уже и не слаженная цивилизованная система, которую нужно разбивать и стереть в порошок, а общество изолированных людей, общество, находящееся в процессе самоликвидации в силу своей объективной организации. Это просто расстроенное общество. Но которое уже впервые способно превратиться в человеческое общество, если объединить этих людей и тем всем дать сознания их объединения. Иначе зачем истории понадобилось разлагать капитализм?

А не вызывает ли это у кого-нибудь удивления? Не значит ли это, что мир, суживающийся с одной стороны, в то же время и открывается с другой, но пока невидимой нам? Разве бывает так, чтобы тот мир, который со временем закрывается, например, для престарелых, закрывается и для молодых, цветущих парней и девушек? Кто может поверить, что все как раз открыто к будущему, и в руках людей их счастье, как и здоровье? Они и своего несчастья создают своими собственными руками. И если в обществе что-то может делаться сознательно, то оно может делаться только ради человека и его блага. А у нас все делается наоборот, и вся система, основанная на слепой власти денег над людьми, методически разрушает людей, заставляя их делать деньги, вместо того чтобы жить и процветать на общественно организованном труде! Где же здесь окно в будущее?