Про картину

Ольга Луценко 2
  Дело, видимо, идет к старости: вдруг стали вспоминаться истории из прежней жизни.  Когда детям рассказываю о тех  временах, то вижу в их глазах недоверие - как такое вообще может быть?
 Жили мы в 80-е годы в Мурманске. Сыну было 6 лет, дочь еще не родилась, а муж по полгода ходил в море на своем ледоколе. Помню, как меня, беременную на восьмом  месяце, простоявшую в душном магазине  два часа за яйцами,  выставили из очереди! Просто моей фамилии не оказалось в списке отмеченных  накануне! Яйца «выбрасывали» в продажу один  раз в неделю и нужно было ежедневно ходить на перекличку.  Никогда не забуду как я, взрослая  тетя, стояла у прилавка и плакала на виду у  хмурых и обалдевших женщин, стоявших стеной! Мне было обидно потому, что я отмечалась каждый день, а меня случайно  вычеркнули!
    В борьбе за существование приходилось идти на разные уловки. Однажды мне  не досталась стиральная машина, которую я месяц выхаживала, отмечаясь в очереди. Пришлось мне,  размахивая своим  беременным животом, пригрозить  тут же в магазине  разродиться третьим ребенком!!! Продавщица судорожно  позвонила в исполком, где ей  разрешили «отпустить» мне товар сверх лимита! Через неделю я благополучно родила дочку, а эта  машинка мне очень пригодилась, т.к. до   этого стирала вручную!

     Как-то раз  в  автобусе передо мной сидела женщина, у которой руки были исписаны  номерами очередей. Я еще подумала, сколько нужных в хозяйстве вещей ей удастся купить! Настоящая хозяйка-добытчица! Под впечатлением написала картину, которая называется " Запись на очередь по талонам. 1991год."  Масло, картон.  Позднее эту работу разместила  на одном из художественных сайтов.  Комментарии художников   мне показались интересными и характеризующими этот период истории. 
 13/05/2007, 12:14, Инкогнито:
    А молодым этой темы уже не понять.. И ни в одной стране мира, наверно, тоже...
 03/11/2007, 07:54, Вепхвадзе Д.:
    Оля, вам хорошо удаются жанровые картины, в них продуманы все детали, отличная  режиссура. Эта работа мне особенно нравится. Если не обращать внимания  на технику исполнения и стиль, то эта картина по раскрытию сюжета не уступает шедеврам критического реализма. Несмотря на то, что мы живем далеко друг от друга, в разных городах и странах, этот сюжет мне очень близок и знаком, Правда, ни один грузинский художник,  включая меня ,не затронул почему -то этого исторического периода в своем творчестве. У нас в то время начиналась серия войн: осетинская, тбилисская (проходила и ограничивалась моей улицей), менгрельская, абхазская... Как видно художникам было не до искусства. А потом уже никто не затрагивал темы того периода. Вы молодец! Всегда с интересом рассматриваю  ваши работы.
 03/11/2007, 22:58, Луценко О.И.:
   Джованни, спасибо за развернутый и конкретный комментарий. Особенно приятно его получить от такого компетентного и прекрасного художника как Вы. Признаться, что я тоже была удивлена, что такой достаточно острый сюжет из нашей интересной жизни никем не был освещен. Очень живописные советские женщины, испещренные номерами от очередей, проводили свою жизнь в поисках еды, мебели, книг и одежды. Везде успевали отмечаться и знакомились с мужчинами исключительно на перекличках .... Некоторые люди вспоминают ту жизнь, как веселую и наполненную смыслом....
 04/01/2008, 23:54, Goizman L.:
    Я помню эти годы... Конечно, меня это затронуло в меньшей мере, но родителям крепко досталось. В картине очень понравилось Ваше решение с женщинами справа - из платка лица в разные стороны  усиливает ощущение плотности очередников.  И такие одинокие фигуры продавщиц на фоне пустых прилавков... 05/01/2008, 01:39, алехнович г.в.
Какие усталые люди.
 02/03/2008, 17:25, Кузнецов И.Г.:
    Да...Было время сумасшедшее. Номер на руке... Не дай Бог.
 19/11/2008, 07:17, Жадько Г.Г.:
    Хорошая задумка, жили мы тогда именно этим... где что достать!
 23/11/2008, 19:34, Tselnicker (Цельникер) B.:
    А вас здесь не стояло !!!!!!!
 24/01/2012, 18:11, Никитенков А.А.:
    Офигенная работа!!!...Простите за жаргон....ЗДОРОВСКО!
№533006, 24/01/2012, 19:05, Щупак В.В.:
    Надеюсь, Ольга, Вы успели записаться, раз пишете маслом, значит досталось по талону.
 24/01/2012, 19:42, Луценко О.И.:
   Да,  Виктор, и на масло записалась, и на яйца ... Краски изготавливаю на дому....
 24/01/2012, 19:45, Костин В.Н.:
   А молодым этой темы уже не понять.. И ни в одной стране мира, наверно, тоже...
--- Буквально на прошлой неделе в славном граде Тольятти, столкнулся именно с таким явлением, люди записывались в очередь на прием. Не поверите куда - в налоговую инспекцию. С утра, еще до открытия этого  сурового заведения, у дверей народу было как в "мавзолей к Ленину" в советские времена.
 24/01/2012, 20:37, Луценко О.И.:
    Небось, свежие бланки деклараций напечатали... В декабре сидели без работы, а теперь будут наверстывать....
 24/01/2012, 20:50, Ларчикова И.С.:
    Красочно... Вспоминаю то время с одним цветом: серое утро, серые лица, серые тощие куры к серому полдню, если отстоишь в очереди.
 24/01/2012, 21:00, Луценко О.И.:
   Помню время, когда выдавали по 2 серых тощих кур в одни руки... А, бывало, повезет: 2 часа отстоишь, и наберешь этих кур с десяток, заморозишь в морозилке, и питаешь ими всю семью целый месяц. А один раз муж принес с охоты кабана... Мы с соседкой его разрезали напополам в ванне, рассовали по порциям, а в холодильник все не влезло.  Пришлось часть на холодном балконе сложить... Потом весной несколько порций в сугробе нашла. По запаху.
24/01/2012, 21:10, Ларчикова И.С.:
   Ольга Ивановна, я вас люблю!.. Знакомо и с порченым мясом. А вот еще парадокс карточной системы: давали на взрослого члена семьи талоны на водку. И спрашивается с опозданием - ЗАЧЕМ??? я их отоваривала, когда водка и не нужна была совсем. Отдавали пьющему свекру. Так он, видимо, и пристрастился
24.01.2012, 21:20,  Луценко О.И.:
  Сначала навязывают ненужный продукт, а потом удивляются на последствия. А может здесь и надо искать причину повального народного пристрастия????
24.01.2012, 21:23,  Луценко О.И.:
  У родителей мужа, живущих на Украине,  под ванной хранились  залежи  засохшего хозяйственного мыла. Как оказалось, его тоже продавали по талонам. Практичная свекровь все талоны отоварила, и мыло еще лет 25 там хранилось!