Мы одной крови

Владислав Одегов
Скифы, бывавшие на Урале в стародавние времена, естественно, не могли не участвовать в процессах этногенеза. Поэтому, мы полагаем, не лишена оснований и гипотеза поэта из Осы Германа Митягина, высказанная им в рецензии на роман пермского писателя Алексея Иванова «Чердынь – княгиня гор» (опубликована в сборнике «Литературная Пермь», Пермь, 2005). 
 

«Но откуда взялись эти люди тысячу лет назад в верховьях Камы? Действие романа происходит в XY веке, значит, шаман говорит о Y веке нашей эры. Это время скифо-сарматов, время Атиллы, гуннов (или хуннов). От них совсем недалеко до хотуев, хаканов и хантов. Уж не отставшие ли от войска Атиллы воины пробрались в Прикамье? Скуластые, воинственные? Племена не тюркского и не славянского происхождения? Вогулы, ханты, манси?.. А пермы, по-моему, это нечто иное: коми-зыряне, марийцы, удмурты. И до карело-финнов или финно-угров. «Пермская чудь» и «чудь белоглазая»? Или венгры? Ведь доказано давно, что народности в верховьях Камы говорят на языке, созвучном венгерскому. Может, речь идет о бывшей большой цивилизации ариев, рассеянных после потопа?  Алексей Иванов пишет о речке Арии, возле которой пришлось заночевать ватаге князя Василия. Поминает он и Заратустру, самого знаменитого ария, который, возможно, родился возле речки Чусовой… Ведь не один же он родился. И кто-то же его родил. Упоминает Иванов в романе и глинобитные круглые города», людей, живших там, неизвестно откуда пришедших и неизвестно куда ушедших, упоминает и речку Синтуру, оттуда опять же рукой подать до настоящей, нероманной речки Синташты. Это и ведет меня к той же гипотезе: пермы, «пермская чудь», финно-угры – далекие потомки арийской цивилизации. А вогулы, ханты, манси из более позднего периода, хотя название народа Вельмот-Вор сильно отдает Пермью… В дивной речи шамана о священных устах, с которых к нам долетают слова вечности, столько родных созвучий для каких-нибудь ирано-индийских племен или карело-финнов!»27.


В этой рецензии очень образно и достаточно смело выражена мысль о родственных связях двух народов – древних уральцев и индоевропейцев, о чем ученые, основываясь на археологическом и лингвистическом материале, делают лишь осторожные предположения, поскольку "археологически проследить данный  процесс пока затруднительно"28.

  27.Г. Митягин. Гиперборейский прорыв. //Литературная Пермь. Альманах писателей Пермского края. Пермь, 2005. С. 304.
  28.Пьянков В.И. Некоторые вопросы этнической истории древней Средней Азии. //"Восток", 1995 год, № 6. С. 35.

Предыдущую главу см. здесь:http://www.proza.ru/2017/11/05/1049