Пережить девяностые

Анна Богословская
   Девяностые годы останутся в памяти россиян и жителей постсоветского пространства кризисными, непростыми годами, в течение которых многие люди столкнулись с невообразимыми ранее трудностями. Я думаю, мои современники могут по праву гордиться тем фактом, что они пережили "лихие девяностые" и выстояли, не умерев от голода, стресса или бандитской пули, не сгинув в тюрьме или психушке. Не могу осуждать я и тех, кто уехал за границу в поисках более спокойной и благополучной жизни. Но что происходит с обществом сегодня, что происходит с каждым из нас?
   Наверное, любое крупное историческое событие еще долго находит свое отражение в общественном сознании, и это неоспоримый факт: революция и гражданская война с ее последствиями, Великая Отечественная война и послевоенные годы. Мне кажется, следует признать и девяностые годы не менее значимым для истории периодом, изменившим общество до неузнаваемости. И если задать вопрос, почему граждане наши потеряли уверенность в завтрашнем дне и уважение к чему бы то ни было, а также к своим согражданам, стали надменны и недоброжелательны, а подчас и враждебны в отношении других, охвачены всеобщим недоверием и подозрительностью, то ответ на этот вопрос можно найти в том, что происходило в девяностые.
   В эти годы можно было разбогатеть буквально за мгновенья, оказавшись в подходящий момент в нужном месте и уловив неустойчивые общественные настроения. У людей все-таки еще были деньги, которые стремительно обесценивались, и многие в условиях тотального дефицита не знали, куда их вложить. И в одночасье возникали разнообразные фирмы, банки, компании, помогавшие людям избавиться от ненужных бумажек, "выгодно" вложив их или купив акции непоймичего. Аферисты и жулики всех мастей процветали, пришло "их" время!
Помимо этого, наверное, с целью отвлечь думающих людей от анализа того, что происходило в стране, газеты, журналы, телевидение и прочие СМИ увлеченно преподносили сенсационные материалы о событиях относительно недавней российской истории, низвергая всех и вся. Какие уж там авторитеты! Повальная гласность, стремление отречься от ошибок прошлого и самоочиститься охватили в первую очередь интеллигенцию, и мы с энтузиазмом расшаркивались перед всем миром и обвиняли самих себя в совершенных когда-то ошибках руководства страны. Боже мой, но ведь всему есть предел! Ведь и Перт 1 ущемлял носивших бороду бояр - не стоит ли теперь всем нам извиняться перед бородатыми?
   Давайте же теперь взглянем на нынешние банки и расплодившиеся мелкие организации, дающие взаймы: не прослеживается ли взаимосвязь их деятельности, их ощущения вседозволенности и безнаказанности с тем, что творилось в девяностые?
Включим телевизор и посмотрим на политиков, с пеной у рта отстаивающих свою правоту: разве не придет на ум низвержение всяческих авторитетов и пресловутый плюрализм мнений, начавшиеся в те же девяностые?
   Русские люди, к сожалению, не знают чувства меры и в критике самих себя доходят подчас до абсурда. Может быть, пора уже остановиться в самоуничижении и вспомнить о том, что мы великая нация и никто, кроме нас самих, не подарит России
счастливого будущего? Как бы мне хотелось, чтобы уже на моей памяти наша страна пережила отголоски девяностых!