Вермеер Женщина в красной шляпе

Алина Алексеева-Маркезин
          Ян Вермеер (1632-1675). Женщина в красной шляпе. 1665-1666. Масло, дерево. 22,8х18 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.      

     В 1665-1666 года Ян Вермеер пишет портрет женщины в красной шляпе. Это второй по известности женский портрет из созданных им многочисленных трони (от нидерл.  tronie – голова, ) – портретов или набросков неизвестных моделей, зачастую странно одетых (как у Вермеера) или с необычным выражением лица. Трони, как правило, не предназначались для продажи и не служили эскизами к будущим полотнам, а создавались в исследовательских или даже учебных целях.

        Тем не менее, некоторые вермееровские трони вошли в историю живописи и признаны шедеврами. Маленькая картина на дереве «Женщина в красной шляпе» могла бы тоже считаться безусловным достижением художника, если бы не занимала в его творчестве хронологического места между двумя безусловными шедеврами, каковыми по праву считаются «Девушка с жемчужной сережкой» (1665) и «Аллегория живописи» (1666).

             Фигура женщины в несколько экзотическом одеянии и экстравагантной шляпе расположена очень близко к зрителю. Она опирается правой рукой на спинку стула, украшенного волютами и резными львиными головами. Пространство ограничивает гобелен за спиной героини.

     Богатство красок – роскошный синий цвет накидки, пламенеющий красный шляпы, зеленоватые и розовые тона лица, подчеркнутые белизной воротника и жемчужных серег – делают эту картину уникальной среди наследия Вермеера. Это единственная его работа, написанная на деревянной панели. Плотная и гладкая поверхность дерева не впитывает краску, как холст, и поверхность картины получается более блестящей.
 
            Но лицо написано в традиционной манере.  Доминирует освещенный край шляпы, сочетание киновари и краплака, и интенсивность света столь велика, что край головного убора кажется прозрачным. Фиолетовые тона нижней поверхности шляпы, которая находится в тени, гармонируют с синей накидкой.

      Освещена только левая щека девушки, тень на лице подчеркнута зеленоватой лессировкой, но, как отражение яркого цвета головной убора, красно-оранжевые блики на щеках. Наиболее выразительная часть лица – глаза – остаются в тени, что порождает флер таинственности, призванной заинтриговать зрителя. Блик света на кончике носа, полуоткрытые губы также подчеркнуты бликом.

         Складки темно-синей накидки подчеркнуты желтым, что делает синий цвет более глубоким. Световые акценты – шляпа, блики света на лице, ярко-белый воротник блузки, жемчужные серьги, складки одежды - очень четко выделяются на темном фоне. Лицо женщины – удлиненное, напоминающее скорее лицо юноши – не встречается на других полотнах Вермеера.

     Она повернулась к зрителю, рот приоткрыт, как будто она собиралась что-то сказать, но медлит.

      В 1696 году на аукционе картину называли «Героиня в античной одежде, чрезвычайно искусно исполненная». Скорее всего, это не портрет конкретного человека, а просто изображение воображаемого женского лица. Создание подобной карты позволяет художнику отвлечься от конкретного портретного сходства, и полностью сосредоточиться на живописи как таковой.