8. Как выжить в нищете

Фёдор Тиссен
«Не достоин даже нищеты тот, кто места в ней себе не находит» - народная пословица.
Мой отец всегда умел выходить из трудного положения. Я была ещё совсем маленькой, когда отец со своим младшим братом Ёханнесом ломали себе голову над тем как выйти в голодное время из нужды. Выход они нашли. Семья Ёханнеса перебралась на зиму к нам. Одну печь уже не топить. Топливо (кизяк, торф, сухой бурьян и солому) продали на базаре и купили хлеб. Так мы и перезимовали – десять душ в двух комнатах. И тут отец мой проявил свою изобретательность. Смастерил для девчонок, для меня и для моей кузины Ани, две маленькие кроватки. На день их задвигали под кровать, а ночью выдвигали. Мальчишки спали в кухне на соломе. Утром эта «постель» шла в печку. Старшие дети работали в колхозном коровнике, он был далеко за селом и поэтому они часто оставались там на ночь. Мы жили в тесноте да не в обиде, к тому же ещё всё очень практично получилось.