Кораблик

Юрий Согрин 2
У Петьки Чагина был дружок – Вадик. Ну, дружок и дружок, ничего вроде в этом такого нет. Мало ли таких друзей по всей нашей Земле живёт. Однако, дело-то в том, что друзья эти все раз-ные и дружат по-разному.
Вот и Петька с Вадиком тоже были друзьями необыкновенными. Они больше на братьев походили, целыми днями друг от друга не отходили. И играли вместе в разные игры, и на рыбалку, несмотря на свой малый возраст, ходили, держась, рука за руку. Даже кушали они всегда вместе, то в одной семье, то в другой. Петьке очень нра-вились котлетки, которые готовила мама Вадика тётя Лариса, а Ва-дику, в свою очередь, нравились пирожки с мясом, выпекаемые тё-тей Ниной, мамой Петьки. Она накладывала их полную тарелку, ставила на стол рядом с кринкой холодного молока и приговарива-ла: «Ешь, пока не почернешь. Почернешь, помаячишь – ещё дадим». Родители дружбе мальчишек не противились, пусть дружат, что в этом плохого. Жизнь-то и у того и у другого впереди предстояла длинная, дружба в ней не помешает.
Жили Петька и Вадик практически рядом, дома их стояли через дорогу. Только у Вадика дом был свой, а у Петьки государствен-ный, или как его называли родители – коммунальный. И вот потому, что дом Петькиной семьи был коммунальным, сельским советом его в один прекрасный момент решено было снести, чтобы на освобо-дившемся месте построить бытовой комбинат со швейным цехом и парикмахерской. А Петькиной семье взамен предоставили большой дом на другом конце села.
С этого момента в дружбе Петьки и Вадика возникла трещинка, которая день ото дня становилась всё шире и шире – меньше они стали общаться. Нет, первое время они бегали друг к другу, Вадик даже на недавно купленном велосипеде «Школьник» приезжал. Петька всегда радовался его приезду, потому что появлялась воз-можность и ему немного покататься на этом велосипеде. И всё-таки приезды эти становились всё реже, также как и посещения Вадика Петькой.
Отец Вадика, Аркадий Семёнович, прекрасный мастер-краснодеревщик, долго наблюдал за тем, как рушится дружба маль-чишек. Потом, надеясь этому как-то воспрепятствовать, решил сде-лать Петьке подарок от их семьи и смастерил красивый большой кораблик с тремя мачтами и парусами.
- Вот, держи, - сказал он, вручая кораблик Петьке. – Это тебе наш
подарок, чтобы не забывал своего друга. Такого парусника больше нет ни у кого.
Петькиной радости не было конца. И уже на следующий день он уговорил Вадика пойти на речку и испытать кораблик на деле. Им обоим было интересно, как тот поведёт себя на воде. Вадик, конеч-но, немного обиделся, что отец сделал такой замечательный пода-рок его другу, а не ему, но вида старался не показывать.
Речка протекала недалеко от нового Петькиного дома. Была она неширокая и мелкая. Как в народе говорят – воробью по-колено. Не знаем, как воробью, а вот Петьке с Вадиком она точно была по-колено.
Кораблик плыть не хотел. От тяжести парусов он постоянно ложился на бок. Петька по-всякому пробовал удержать кораблик от падения, придерживал его руками, или между ног ставил – всё бес-полезно. Вадик всё это время смотрел на Петькины попытки со сто-роны. Он рассуждал так: кораблик Петькин, вот он пусть с ним и возится.
- Нет, ничего не выйдет, - наконец изрёк он и безнадёжно мах-нул рукой. – Айда домой…
Делать было нечего. Петька вылез на берег, обулся и друзья, понурив головы, пошли домой. Кораблик, конечно же, нёс Петька.
- О-хо-хо, - вздохнул он спустя пару минут. – Красивый кораб-лик дядя Аркаша сделал, жаль плавать он не умеет. Ладно, обсушу его и на стол поставлю. Для красоты.
- Вот и правильно! – обрадовался Вадик. – И сразу надо было так сделать… И нечего было с ним на речку ходить.
Дальше до Петькиного дома мальчишки шли веселее.
Дома Петька положил кораблик во дворе на поленницу дров, чтоб тот обсох немного. Дрова летом никто не брал, и Петька со-всем не боялся, что с корабликом что-то случится. На какое-то вре-мя он даже забыл про существование кораблика. Других дел было невпроворот.
Вот, например, новые друзья у него появились на новом-то ме-сте жительства. С одним из них, Венькой Дедовым, Петька сдру-жился особенно крепко. Жил Венька в соседнем доме вдвоём с ба-бушкой Марфой, которую ребятишки дразнили бабушкой Арфой, даже не понимая пока, а что же это такое – арфа. Родителей почему-то у Веньки не было, да Петька не больно-то этим и интересовался. Ему гораздо интересней было то, что у них с Венькой очень много общих интересов. Они и в игры разные вместе играли, и по грибы и ягоды ходили, и друг к другу постоянно в гости ходили, поочеред-но. Даже на черёмуху возле дома бабушки Марфы и то вместе лази-ли. Большая она была, черёмуха-то, развесистая и ягоды на ней бы-ли очень вкусными.
А Вадик постепенно перестал ходить к Петьке в гости. Он под-рос и уже учился в третьем классе, тогда как Петьке осенью пред-стояло только в первый класс пойти. У Вадика было два двоюрод-ных брата, Прошка и Симка. Были братья известными сельскими хулиганами и стилягами, да и по возрасту были значительно старше Вадика. Но Вадик вдруг стал во всём подражать братьям и их дру-зьям. Ходить стал вместе с ними по вечерам в клуб на танцы: при-дёт, сядет где-нибудь в уголке и присматривается, запоминает. И одеваться стал подобно им: брючки-дудочки, которые без мыла не оденешь, и на которых было нашито десятка полтора разных бле-стящих пуговиц. И ещё болоньевый плащ с поднятым воротником. Это был шик у стиляг начала 1960 годов.
 Мать Вадика сначала сильно противилась всему этому, но он стал закатывать истеричные концерты, кричал и плакал, заявляя, что его никто не любит, и не дают с родственниками общаться. При-шлось пойти ему навстречу. Даже брючки-трубочки тётя Лариса са-ма ему сшила…
Про кораблик Петька вспомнил месяца через два после речного испытания, когда мать попросила его принести дров для печки, ре-шив пирожков испечь.
- Давно стряпнёй не занималась, пора побаловать вас немного, - усмехнулась она.
Вот тут-то вдруг, стоя перед поленницей, Петька и вспомнил о кораблике, и о том, что хотел поставить его на свой стол. Он поис-кал его на поленнице – не нашёл. Залез и посмотрел, не упал ли он за поленницу, но и там ничего не было.
Принеся дрова домой, он спросил:
- Мама, а куда мой кораблик делся?
- Какой кораблик? – не поняла мать.
- Ну, мой. Тот, что мне дядя Аркаша подарил на память…
- Вот уж понятия не имею. А где он лежал-то?
- Да я его на поленницу положил, чтоб обсох. Теперь его там нет…
- Странно… Может отец куда убрал? Придёт с работы, ты его спроси.
Но и отец ничего про кораблик не знал.
- Поменьше разбрасывать надо свои вещи, тогда они пропадать не будут! – строго сказал он Петьке.
- А я и не разбрасывал… Я кораблик на поленницу положил, чтобы он обсох…
- Ну, да… Положил, чтоб обсох, а он совсем усох, - рассмеялся отец. – Похоже, кто-то твоему кораблю ноги приделал. Вот и ушёл он в дальнее плавание. Вспоминай, кто из дружков-то у тебя в по-следнее время был?
- Так многие были… Что, у всех теперь спрашивать? Как-то не-красиво это, не хочу я так.
- Что ж, значит забудь про свой парусник, будто его и не было.
И Петька забыл про кораблик. На долгие десять лет забыл. Воз-можно, и не вспомнил бы больше никогда, если бы не случай…
Петька окончил школу. Надо сказать, неплохо окончил, на хо-рошие и отличные оценки. В связи с этим он решил поступать в университет. Правда, на какой факультет пока не определился, не выбрал себе специальность на всю жизнь. Подумал так: приеду в университет и на месте определюсь. Однако не суждено было Петь-киным планам сбыться. Его внезапно вызвали в военкомат.
Военком, полный офицер с капитанскими погонами, долго рас-сматривал Петькины документы. Потом отложил их в сторону и за-говорил с Петькой:
- Ну, что, Чагин, пора и Родине послужить. Готовься, осенью получишь повестку.
- Так я вроде учиться настроился, в университете. А там военная кафедра есть…
- Ну, мало ли, что ты настроился. Ты документы уже подал? Эк-замены вступительные прошёл?
- Нет пока… Рано ведь ещё…
- На нет, как говорится, и суда нет. Значит – в армию, дружок.
Петька стоял перед капитаном и не знал, что же ему делать, что ещё говорить. Ещё полчаса назад всё в его жизни было нормально, всё разложено по полочкам, а вот сейчас всё вдруг смешалось и что будет дальше, пока было непонятно. Помолчав немного, Петька спросил:
- В какие войска-то хоть меня направят?
- На флот, дружок, на флот.
- Как на флот?! Это же три года! Да я за это время всю школь-ную программу забуду! Как же я в университет потом поступать буду?
- Ничего, подучишься немного и поступишь. В крайнем случае, в какой-нибудь другой институт, не обязательно же в университет.
Петька немного помолчал и обиженно ответил:
- Вот так вот вы судьбы-то и ломаете…
Приехав на автобусе в посёлок, по дороге домой Петька встре-тил Веньку, не спеша шагавшего по дороге с ватагой ребят. Один из них брякал что-то непонятное на гитаре, а остальные также непо-нятно пытались ему подпевать.
- Привет, Петруччио! – обрадовано протянул руку Венька. – Ты откуда такой смурной идёшь?
- Привет! Да из города еду, из военкомата.
- И что? Забривают что ли?
- Ага. Сказали осенью ждать повестку.
- Ни чё си!.. А куда, тоже сказали?
- В том-то и дело, что сказали. На флот…
- Ё моё… Вот подвезло тебе. Это же целых три года!..
- Знаю я, что три… Я ведь в университет хотел поступать, а там военная кафедра. Всё продумал. Пять лет бы отучился, и в армию не надо было бы идти. А теперь…
Так за разговорами друзья подошли к Венькиному дому.
- Петь, пойдём к нам, - предложил Венька. – Бабуля пирожков с черёмухой напекла. Вкуснятина-а! Пойдём, чаю попьём. И ты от своих мыслей немного отвлечёшься.
- Ну, пойдём.
Зашли во двор, потом в сени. И тут Петька увидел на окошке сеней свой… кораблик. Он стоял и как бы грустно смотрел в запы-лённое стекло окна. Петька замер от неожиданности.
- Ты чего? – подтолкнул его Венька. – Увидел, чего?
- Ага, увидел… Десять лет не видел и вот увидел, - Петька пока-зал пальцем на кораблик.
- А-а… Это… Понимаешь, я тут на чердаке порядок наводил и эту игрушку вдруг нашёл. Откуда он там появился? Понятия не имею…
Говоря это, Венька старался не смотреть на Петьку. А тот в свою очередь наоборот прямо посмотрел на друга и твёрдо сказал:
- Зато я знаю. Ты у меня его украл, десять лет назад. И все эти годы прятал мой кораблик от меня. Какой же ты после этого друг? Ты вор!.. И с этой минуты ты мне больше не друг!
После этих слов Петька взял с окошка кораблик, повернулся и вышел из сеней во двор. Венька попытался его остановить, что-то объяснить про кораблик. Даже про пирожки с черёмухой вспомнил. Но Петька не сказал больше ни слова, молча вышел со двора и не спеша пошёл к своему дому.
Возле ворот он присел на скамеечку и задумался.
«И что за день такой? Сплошь морская тема. Служить вот на флот забирают, перемешав все мои планы. Через десять лет свой кораблик нашёл, потеряв при этом лучшего друга… М-да, дела…»
Посидев ещё немного, Петька зашёл в дом. Навстречу ему по-спешила мать, но он остановил её жестом руки:
- Мам, давай я тебе завтра всё расскажу. Столько всего произо-шло… Устал я сегодня.
Затем он вошёл в свою комнату и поставил кораблик на комод.
- Вовремя ты, друг, нашёлся, - заговорил он, обращаясь к ко-раблику. – Вот уеду служить, а ты тут родителям обо мне напоми-нать будешь. Вовремя, очень вовремя…

Нижний Тагил
Апрель – май 2017 года