Мое лето в Китае. Чанша

Кузьмин Дмитрий Григорьевич
Чанша
Внутри Китая сообщение развито значительно лучше чем у нас. Связано это в том числе с тем что китайцы привыкли проводить праздники собравшись всей семьей, а работают они зачастую в других городах. Поэтому на праздники создается впечатление что весь Китай куда то едет. Билетов нет, их просто нет. Их раскупают еще за месяцы.  «Окулус» тратится и на самолет внутри страны и на поезд, в зависимости от необходимости, но отсутствие длительного планирования или в силу его сложности, заранее тут мало что делается  и вовремя.  Поэтому билеты пришлось ждать. В Чаншу мы ехали на поезде. Надо сказать что в отличие от РЖД  которое лишь модернизирует старые железные дороги, КЖД идут иным путем. Вместо того чтобы переделать старые железные дороги они просто построили новые. Новое все вокзалы, пути и скоростные поезда. И получается что в Китае две сети железных дорог, старая со старыми поездами вагонами и тд, чем-то похожую на нашу и новая которая по параметрам опережает Сапсан и другие достижения нашего РЖД. Поэтому если вокзал в центре города вы едите на старом ЖД если на окраине на новом. Билеты на строй ЖД до смешного дешевые, в пересчёте на рубли поездка может стоить и 200р между двумя достаточно сильно удаленными городами, в районе 4-6 часов езды. Это дешевле чем наша электричка. Причем есть еще и стоячие билеты, они вообще имеют символическую стоимость. Мы ехали плацкартом, отличие от нашего в том что полок на стену не 2 а три и верхней в подарок достается кондей.  Кроме того всегда проблема с местами для вещей, Китайцы везут с собой немерено вещей, и если вы не успели пихнуть свою сумку или чемодан на полку то шансов сделать это у вас позже не будет. Это касается и самолетов и поездов. Сколько я не ездил всегда была проблема с местом. Помогая девушкам и женщинам помните что вес их чемодана на роликах может легко достигать пятидесяти килограмм, держите спину прямее идя на рывок. В поездах кормят, за деньги. По утрам ходят и продают рисовую кашу на воде, молоко и молочные продукты в Китае очень дорогие, один йогурт с фруктами стоит как целый обед 10-11юаней.  Днем «Бомж пакеты» как их окрестил Петя, на самом деле это ведерки с лапшой быстрого приготовления и пакетиками с всякой дрянью, гадость жуткая но дешевая, за не имением лучшего сойдет. Из минусов один из старожилов сказал что от нее образуются камни в почках,  если питаться ей регулярно, сообщил из личного опыта. Зато они есть везде, на вкус они либо острее либо менее острые, на остальное  цвет банки и надписи на ней не влияют, на некоторых есть градация в перчиках, нарисовано от одного до нескольких красных перчиков. На вокзале всегда треш, если билеты вам покупает компания вам надо дать кассиру загран паспорт и показать присланную вам картинку брони билета. Если сами, то тут много вариантов, в Пекине можно купить билет через аппарат с поддержкой английского, но это бывает сложно потому как у Китайцев паспорта электронные и многие аппараты рассчитаны на них, то есть ваш загран паспорт просто не считает. Но есть и те что считывают значения с пластика при проводке края вашего загранника через щель в аппарате, там еще иногда есть специально обученные люди которые могут подойти и помочь, но вам надо их как то отличить от мошенников.   На кассе вам нужно будет показать китайское название места куда вы едете и как то обозначить дату и место. Объяснить кассиру в не крупном городе Китая от куда и куда вы хотите ехать и как, задача не простая. В 2015 нам понадобился переводчик в Пекине аппаратов тогда не было, хорошо нас выручила моя знакомая со знанием русского и китайского  живущая в поднебесной на пмж. Табло на центральных вокзалах на двух языках, но в периферии только на китайском поэтому сориентироваться помогают только номера поездов и буквы латиницей их сопровождающие. Путешествие интересно тем что по старому ЖД ты видишь города, поселки и практически отсутствие не заселенных областей. Если вспомните у нас отъехал от Москвы или от Питера на сотни две километров и все леса тополя и целина, а тут нет, все застроено и распахано. Очень впечатляют парники от железной дороги и до линии горизонта. И одинокий человек в большой конусной шляпе на скуторе с тапочкой, футуристический вид особенно вечером на закате. Выйдя на станции мы пересели на Маглев, поезд на магнитной подушке, который соединял между собой аэропорт и вокзал, наша остановка аккурат была посреди этого пути. Маглев веешь слегка бестолковая в пассажирском и медленном исполнении но смотрица прикольно.
Квартира в Чаньше отличалась от Шанхайской, тут тоже было три комнаты и холл и два сан узла, но водном вместо унитаза была дырка в полу как в общественных туалетах и в Китае такой туалет совмещают с душем. Получается такая душевая кабина с туалетом. Если выронишь мыло можно с ним и попрощаться. Второй сан узел имел приклеенный к полу унитаз, но в нем криво положили плитку на полу, вода вместо того чтобы стекать  в отверстие для слива радостно бежала в сторону комнаты. Мне досталась с легкой руки Михаила именно комната совмещенная с этим узлом. Унитазу я был рад, а вот с душем, приходилось каждый раз браться за швабру, но я не делил этот сан узел ни с кем так как он имел выход только в ту комнату что я занял. В целом меня это радовало. Как вы помните я патологически боюсь инфекци и каждый раз мою унитаз с хлоргигсидином. Завод тут также был сдвоен и находился он дальше чем в Шанхае. Мы либо ездили к нему на автобусе, либо ходили пешком, автобусы  ходят в основном в Китае до 18:00 -18:30 а начинают они ходить в 6:00 – 9:00 интервалы могут быть очень разные. Чаще всего это пол часа. Поэтому если на завод к 20:00 или позже то только пешком. Стоит проезд на автобусе 1-2 юаня за исключение редких случаев. Местный китаец прикрепленный к нам постоянно промахивался со временем остановок и тд. Мы могли часами сидеть и ждать когда наступит перерыв в работе завода. Тут нам удалось и посмотреть программы и поездить роботами и поправлять PLC. К слову забыл рассказать о лифтах.  Дело в том что линии не бесконечны и в отличии от советских конвейеров строящихся по принципу  все процессы в одну цепочку.   Заводы VW и другие современные автозаводы имеют скорее площадь квадрата чем длинного прямоугольника. Между линиями есть сообщение на втором ярусе под потолком. Чтобы передать готовое изделие с одной линии на другое используются лифты. Лифт находиться в последней ячейке линии и в первой ячейке. По роллербану кузов попадает на стол лифта и тот поднимает его на верх, после чего кузов по верхнему роллербану попадает на лифт другой линии и спускается на нем. Таким образом нет необходимости выстраивать весь завод в одну линию и есть возможность разбивать и объединять линии для разных моделей автомобилей. К примеру на линии UB сразу были и кузова от седанов, минивенов и кросоверов.   А финишные линии были у них разные. Так вот кроме передачи кузовов между линиями, лифты использовать можно еще для  загрузки и выгрузке изделий. К примеру вам не нужно отправлять кузов дальше а вы хотите его померить, вы берете тележку с кузовом подкатываете ее к лифту, выставляете лифт в нужное положение и закатываете на него кузов, после чего, чаще всего в обратном направление, гоните свой кузов к нужной ячейке транзитом через чужие измеряете и затем выгружаете обратно через лифт. Казалось не сложная операция. Но каждая станция имеет свои датчики и параметры. На пример чтобы кузов по ошибке не уехал на каждой ячейке есть стоп цилиндр.  Который не позволяет скиту двигаться пока вы его не опустите. Также не мало хлопот с воротами особенно если перепутаны датчики их открытия.  Как я уже писал есть ворота в ячейку и из нее и если вам нужно закатить машину в ячейку система проверяет открыты ли ворота. Но если датчики от передних и задних ворот перепутаны, ворота открыты машина не едет. Кроме того есть различные схемы защиты. К примеру в ячейках где работают люди есть сигнал К100 он означает что каждый сотрудник покинул опасную зону и нажал специальную большую черную кнопку(на сленге гриб) кроме того в ячейке стояли датчики пересечения линии и стоило пересечь эту линию как срабатывала остановка. В ячейках существовали дополнительные зажимы и стопоры их тоже надо было перевести в нужное положение. И вот вроде все отжато и нажато все сигналы в норме, а машина не опускается, наряду с контактными датчиками были установлены еще и оптические которые иногда барахлили и на них приходилось класть монетку. Как я уже и говорил нужно установить штыри от вашей модели. Но и это не все в автоматическом режиме модель выбирает система по метке от RFID но в ручном вы делаете это сами. Кроме того машину нужно правильно с позиционировать автомат сам выставляет машину относительно штырей согласно датчикам, но он настроен и работает не всегда и тогда надо с ювелирной точностью попасть кузовом на штыри. Первое время мы с Петей просто загоняли и выгоняли машину в ячейки. Уже это само по себе заставляло мозг вспотеть. PLC от siemens часто на заводах VW поддерживает всего два языка немецкий и китайский. Так что работать приходилось на немецком. При поиске проблем были определенные алгоритмы тыканья. Кроме того чтобы все сработало роботы еще и должны были быть в программе домашней позиции и в автомате. Вообще у роботов три режима работы Т1 ручной режим Т2 полуавтоматический E –автоматический. В каждом режиме две скорости, скорость программы и скорость ручного управления. T1 служит для написания, обкатки и коррекции программ, самая высокая в нем скорость ниже минимальной в T2. Если все настроено правильно то у вас должна быть специальная флешка с электронными ключами, которую вы для определенных операций вставляете в порт USB блока управления роботом, ключ Е2 который надо вставить и провернуть в специальной замочной скважине на стене ячейки.  Далее управление идет с пульта, точнее терминала на длинном проводе в котором вы видите программу и можете выбирать режимы работы. К слову T1-T2-E выбираются на пульте. Кроме того на пульте есть кнопки только зажав которые вы можете двигать робота, стоит вам разжать руку и робот встанет.  Режим T2 работает только при закрытой ячейке и требует все тоже что и автоматический режим. Честно говоря я им пользовался за все время раза три. Режим Е это основной режим работы робота в нем он управляется PLC и заблокирован к управлению с терминала. Также на терминале есть набор конфигураций и параметров отвечающих за работу робота и от правильных настроек зависит вообще будет все работать или нет. Более глубоко я копать и рассказывать не буду, для моей цели этого достаточно и дальнейшего повествования, а  научить кого-то  работать и обращаться с роботом я не берусь. Ибо сам не умею, обучение было очень скупым, но к счастью повезло потом поиграться со сварочником с легкой руки китайцев.
Наряду с прочим в Чаньше было три беды, первая на площади под окнами постоянно устраивали распродажи, и концерты. Кроме того не подоплёку проводились религиозные китайские служения. Вторая по утрам из еды можно было купить только лапшу. Ну или отварные яйца с пумпушками. И третья это жара которая не прекращалась даже ночью в сочетании с высокой влажностью. Теперь обо всем подробнее. Да к слову на регистрацию мы забили.
Китайцы очень любят петь в караоке и танцевать, поэтому любая площадка вечером это танцпол. Выбор музыки от зарубежных хитов до местных завываний на распев. И все это делается с громкостью дребезжания стекол в окружающих домах. Распродажи и продажи также сопровождает громкая музыка, это и лотереи и презентации новых смартфонов Vivo и Appo. Длиться все это с девяти утра до девяти вечера, поэтому ваша надежда на дневной сон улетучивается в момент. Но еще страшнее Китайская религия, та что уходит корнями в язычество. Для изгнания злых духов китайцы традиционно используют пиротехнику. Процесс выглядит так, утром запускают в небо ракеты зазывая верующих, затем когда все собрались проповедник ужасным голосом на распев читает какие то мантры, конечно в микрофон и через усилитель что бы всем жителям окрестных домов было хорошо слышно  даже если у них голова обернута одеялом.  Потом в основном пожилые верующие сыпят в чан петарды и его нагревают до стадии взрыва этих самых петард. А потом снова мантры и так несколько дней подряд с перерывом на ночь когда мы работали. Кроме того все в Китае говорит и поет. Если вы едете и продаете яйца на вашем трех колесном мотоцикле обязательно должен быть установлен мегафон с записью, вашим немелодичным голосом, призыва для покупателей. Мусоровоз свое появление сопровождает утром веселенькой и громкой мелодией, чтобы все спешили выкинуть свой муср. Едет он медленно и делая остановки. Короче мы с Петей после ночи выспаться не могли, Петя решил что хороший способ уснуть, а он после поезда заболел чем-то похожим на то чем болел я, это выпить местного пива. Оно к слову хорошего качества, как мне сказали пивоварни в Китае немецкие.  Стоит пиво в Китае 3-4 юаня за бутылку, как чай.  Вообще в Китае почти все мужчины курят и почти все пьют пиво. О ЗОЖ тут не слышали. Есть конечно, в основном девушки, бегающие вечерами, но это скорее исключение. Так вот Петя и меня подсадил на такое дело, мне хватало в принципе одной бутылки.   Но затем я взялся за ум и на пальцах смог объяснить в местной аптеке что мне нужна вата и снотворное.  Теперь о еде пампушки это из рисового теста типа булочек, абсолютно пресных, которые готовят на пару. Внутрь кладут рис, зелень, некий фарш. Лапша это лапша в бульоне куда можно досыпать зелень немного мяса и перца. В одной из кафе я застал хозяйку за процессом «мытья посуды» Берётся грязная  тарелка и грязная тряпка. Грязная тряпкой протирается грязная тарелка, после чего она считается чистой. Я молчу и про многоразовые деревянные палочки которые в силу своей структуры становились попросту рассадником новой жизни. И напоминаю все это в жаре свыше сорока градусов. Вообще во всех местах приема пищи в Китае на стене есть табличка о качестве заведения, то что иероглифами понятно не прочесть но цветные рожицы дают стопроцентную индикацию: красная все плохо, желтая есть огрехи и зеленая все отлично. Так вот в Чаньше все были красными и по моему одна желтая из серии фастфуда. Выбор не велик, так как места приемы пищи это либо у завода либо у дома.  Да и на рестораны вам точно не хватит. Михаил на каком-то моменте ушел в себя Леша был болен и как я в состоянии зомби с общением был полный швах спасали сообщения от знакомых людей, которые я мог почитать подключившись к WI-fi в кафе. Я мог им отправить фото рассказать что-то о Китае и хоть как-то получить эмоциональный и информационный обмен. Так что спасибо вам мои дорогие. От жары и влажности одежда нормально не сохла, а стирать надо было постоянно из-за этого она очень быстро изнашивалась. А со штанами и так была беда и я посторался объяснить свою беду  нашему китайцу. И вот интересный момент мы обговорили с ним что нужна рабочая одежда и тд, причем в нашей беседе участвовал и Михаил и мы оба были уверенны что мне  покажут магазин рабочей одежды. Но китаец на такси отвез меня на распродажу джинсов в местном магазине. Насчет такси по счетчику возят официалы на машинах с соответствующими табличками. Частники которые вас предлагают подбросить это разводилы, ценник будет аховый. Что касается приложений вроде uber тут они очень популярны и ездить довольно дешево но нужно знать китайский. Пару штанов я себе взял так и спасся до отъезда. Стоят джинсы на распродаже 28-80 юаней. Постепенно взаимоотношения в группе стали разлаживаться. Мы с Петей чувствовали себя обманутыми, условия работы мягко говоря были слегка неадекватные. Я молчу про трудовое законодательство о нем тут и бесполезно говорить. И единственный человек рядом снами был Михаил, который все время нас одергивал. Сам Михаил как и я в свое время до сердечного приступа работал на износ. Поэтому чувства были противоречивые.  Кроме того одно дело когда каждый после работы идет к себе домой, а другое когда вы живете в одной квартире.  Ситуация схожа с вахтами на севере, потому что по сути вы оказываетесь замкнуты в другой стране. Результатом после работы все сидели запершись по комнатам. Ни кто не хотел говорить друг другу гадости, но Михаил решил что мы его избегаем сообща. У меня с Петей в принципе было очень мало общего, мы вообще разные люди. Но так вышло что мы с одной стороны, а Михаил с другой и не смотря на уважение лично к нему он стал представителем той компании в которую мы влезли. Его фанатизм и преданность компании забывшей про выходные, не оплачивающей связь, в Чаньше опять не было интернета в квартире, несколько раздражала, особенно в сочетании с китайцем который нам указывал неверное время перерывов. Тупо ночью сидеть на заводе или днем на обесточенном заводе занятие не из приятных. У всех людей есть недостатки к примеру я болтун и мне важно общение поэтому для меня ситуация была крайне не приятная.  В один из дней я просто не вышел из автобуса на остановке у дома, а поехал дальше после без сонной ночи. Мое стремление к познание нового было вознаграждено. Я вышел на живописном красивом перекрестке и прошелся по привлекательной улице в конце улицы была огромная площадь и древний буддийский храм. Моя душа фотографа ликовала и я получил несказанное удовольствие и весьма не дурные фотографии.  Входы на все объекты, храмы, стены и тд за исключением объектов Юнеско это не большие деньги до 30 юаней. По опыту в храмы по 10-15 юаней.  Старики под зонтиками у храмов это гадальщики, смысл такой платишь деньги тащишь три деревянные таблички с иероглифами и толкун их вам растолковывает, все на китайском, так что если не знаете языка смысла нет. Но Китайцы многие очень уважают это дело и даже перед ответственными решениями в жизни прибегают к помощи таких людей. Те что на дорожках у храма это обычно просто разводилы, но мне рассказывали русо говорящие китайцы еще в Москве что есть очень известные мудрые люди которые под видом толкования дают очень дельные советы. Принцип за столько-то юаней умный мужик подумает над вашей проблемой. Из всего что было интересного в Чаньше я постригся всего за 20 юаней вполне приятно, парикмахеры в Китае в подавляющем большинстве случаев это мужчины. Голову с шампунем моют и до и после стрижки, так что потом не ходишь и не чешешься. В Китае очень популярны игровые и интернет клубы, их много они хорошо оборудованы. Игры в основном фентези драки и прочее мракобесие, но есть эротического содержания. Но вы должны понимать в Китае на одну девушку двадцать парней из-за политики одного ребенка все старались рожать только мальчиков. Это чувствуется, начиная с бутылок с чаем и заканчивая спиралями от комаров. Везде на упаковке фото девушек. Видимо любая ассоциация с девушкой у китайского мужчины вызывает желание купить. Даже диодные лампочки и тапочки сопровождаться женскими фото. Я уже молчу о сладостях и  куриных лапках. У меня порой создавалось ощущение в магазинах что это девушку расчленили и расфасовали по пакетикам. В местном гипере продавали в отделе среди прочего еще и лягушек живых. (речь о Чаньше, не рядом с местом где мы жили) На местном рынке также в изобилии были змеи и лягушки. В итоге змею я попробовал, оказалось она довольно резиновая, а вкуса нет из-за большого количества перца. Готовят ее выпотрошив и нанизав на прутик по принципу гриля. Удовольствие стоит 10 юаней, а потому просто забавы ради, смысла покупать как еду нет. Еще Чаньша  поражает что почти на каждом окне в этом городе и пригороде красуется решетка.
 Настал момент поделиться с вами методикой чтения меню. Помните, если читали или смотрели фильм про 12 стульев, там был персонаж Эллочка)) Китайский язык это свыше 5000 иероглифов которые еще и меняют значение от сочетаний…. Выучить их можно но не в рамках двух недель. А вот десяток вполне можно осилить. Дело в том что сидя в кафе и ожидая очередного заказа я изучал меню и заметил что есть система формирования списка блюд. И что в принципе зная с десяток иероглифов и ассортимент, а за месяц его уже знаешь, можно с высокой вероятностью заказать то что ты хочешь. И вот моя вам таблица сразу со способом запомнить. (иллюстрация)
Этого набора мне хватало чтобы без проблем выбирать в меню то что я люблю. Сильнее заворачиваться нет смысла в разных областях Китая  разные диалекты и есть смысл учить иероглифы общее для всех. Скажем так даже переводчики одно и тоже слово переводят по разному на китайский. Google переводит ближе к тому что есть в меню по моим ощущениям. Почему тут ничего нет по интереснее да потому что в этих забегаловках ничего другого и нет. А в заведениях посолидней есть картинки в меню.  ;