Мое лето в Китае. Шанхай

Кузьмин Дмитрий Григорьевич
Шанхай
Компания «Окулус» поступала с жильем следующим образом она снимает недалеко от завода квартиру на длительный сроки это дешевле чем гостиница. Кроме того в квартире единовременно может проживать от одного до любого другого количества человек, в зависимости от задач и сроков. Вспоминайте квартиры гастарбайтеров. К счастью до такого при мне тут не доходило. Квартиры  сдают в Китае богатые китайцы, которые их специально для этого покупают. Это одно из самых популярных вложений денег. Но для сдачи иностранцам нужно оформить специальное разрешение. К тому же даже если у вас есть деньги вам просто так в Шанхае ни кто ничего не продаст пока вы официально не проживете в нем несколько лет. Интересное правило учитывая что твориться в Москве. Есть  еще одно схожее правило относительно номеров в город могут въехать только машины с определенными номерами, а номера Шанхая к примеру продаются иногда вообще с аукциона ,так как их количество в год сильно ограничено.
Что поражает прекрасный зеленый двор, яркие цветы, аккуратно подстриженные деревья.  Дворы в Китае закрытые это важно, территория огорожена и есть охрана. Перед крупными районами или перед кварталами, часто ставят декоративные красивые ворота. А иногда и не сильно декоративные.   И если у вас нет карты или таблетки открывающей ворота это создает много проблем. Приходиться ходить ночью в обход искать дыры и проходные подъезды и тд, так как в Китае все носит некую условность, который русский человек привык обходить у себя дома.  Кроме меня в квартире проживал Михаил и такой же как и я новичок назовем его Петя. Оба курили но относились ко мне с уважением и делали это на балконе или на улице. Мне выделили отдельную комнату в которой я и расположился. Относительно сан узлов в Китае это забавный момент. Есть несколько типов сан узлов и их количества на квартиры. Первый вариант как раз это было в Шанхае Два санузла в одном ванна и унитаз в другом унитаз и душевая кабина. И тут начались первые приколы. В квартире компания интернет не оплатила, а по сему  не имея местной симки пришлось ограничится сумской слава богу писать надо было только теще да матери, а те с учетом пяти часовой разницы не стали задавать вопросов. На следующий день мы с Петей пошли за моей симкой, суточные мне выдавал Михаил. Расчет такой пятьдесят юаней на день. Для каких то мест в Китае этого более чем, но для Шанхая и далее я буду рассказывать о городах, это далеко не так. Мои старшие коллеги конечно со мной не согласятся но об этом позже. Симку в Китае по загран паспорту продает далеко не любой оператор, к слову я меня паспорт РФ мне Билайн также у нас в России отказал. В свой прошлый приезд в Китай туристом симку купить я так и не смог, мне ее просто отказались продавать. Я встречал новый 2016 год в Испании там покупка симки у араба в сочетание с настройкой прокси по загран паспорту, в первой же лавочке заняла около пятнадцати минут.   В городах что граничат с Россией в Китае продают левые симки, как у нас в переходах метро. Но в других городах Китая все строго. И так мы пришли в салон оператора (China Unicom вывеска на оранжевом фоне совмещенные wo есть почти в любой местной дыре), есть несколько тарифов это 56 юаней за 500мб 75 юаней за 700 и что-то около 100 за 1гб вот такая груснотень боюсь конечно соврать про точность, но порядок цен примерно такой.  У меня дома стоит охранная система и видеонаблюдение для проверки что и как дома. И соответственно я решил что пусть компания платит сколько планировала, а разницу я компенсирую из своих денег. Это была ошибка а может и нет. Оплаченные мегабайты мы разбили на две части 300мб на этот месяц так как до конца оставалось не много и 700мб на следующий. Короче интернет был у меня до конца месяца, затем как то все было странно и закончилось тем что я искал WI-fi в кафе. Последующее время мне вообще не оплачивали связь ссылаясь на то что не тот тариф и что достаточно когда интернет у одного из группы есть. Второй важный момент это регистрация, в Шанхае задача довольно простая, идем в ближайший пункт полиции предъявляем загран паспорт с визой и заполнив бланк который к слову на двух языках отдаем его полиции те в свою очередь снимают копию заносят в базу данных и выдают вам листок со штампом. Но забегая вперед в том же Фашане нам понадобилась помощь хозяйки. А в Циндао я даже гуляя не видел негодного участка Полиции. Что не странно когда ты живешь в домах построенных в кукурузном поле на против завода. Почему нужно это делать нам рассказал Михаил у которого не найдя при проверке регистрации полиция приняла решение почти на сутки его задержать в участке и озадачить мемуарами длинной в жизнь. Причем со стороны завода Китаец все это время пытался его вызволить. Если не хотите так попасть имея рабочую или как у нас бизнес визу потратьте время и оформите чертову регистрацию. За компанию у вас будет листок с вашим адресом, который в случае чего можно показать таксисту и тд.
Если вы думаете что в Китае все говорят по-английски вы сильно ошибаетесь. На заводе говорят человека три. В аэропорту и на вокзале ну в гостинице, а дальше все.  Спасает переводчик от Микрософт с функцией чтения по фото. И офлайн словарь с функцией перевода на китайский.
Да важный момент все сервисы Google в Китае отключены, поэтому Google play не доступен и почта тоже, а также диск ну вы поняли… К счастью почта у меня на Yandex. Поэтому переводчики, офлайн словари, чаты и прочее надо ставить до прилета в Китай. Базу или архив apk нужных приложений также рекомендую очень может пригодиться. Кроме прочего поставьте клавиатуру с поддержкой иероглифов это важно я юзал Go . Также везите с собой дистрибутивы программ интернет в Китае ужасный скачать что то тут это блин история. Кроме того есть еще региональные ограничения сайтов и ресурсов. У китайцев конечно есть на заводе софт но хорошо если английская версия… Кстати такая ремарка офлайн переводчики иногда глючат и перестают работать офлайн пока их не обновишь, забавно не так ли. Очень хочется на этот счет сказать разработчикам…. 
Михаил снабдил меня замком и ключами E1 E2 E7 это как посвящение в рыцари, в древнее времена. Замок надо вешать входя в ячейку, позже я поясню все термины. Ключи же нужны каждый для своих целей Е1 это ключ для открывания кабинета и шкафов. E2 это ключ старта ручного управления роботом. E7 это ключ для управления PLC. Замок нужно было вешать при входе в ячейку, на специальный размыкающий контакт засов от боковой двери для обслуживания. 
Ну вот и настал момент рассказать о самом заводе. В Шанхае предстояло работать на совмещенном заводе volkswagen (далее чаще буду заменять аббревиатурой VW как в названиях моделей) shkoda. Да это тоже фишка Китая  или группы volkswagen большинство заводов volkswagen завод на самом деле это два завода по выпуску автомобилей разных моделей и марок. В Шанхае завод был старым и на нем шло производство поэтому как таковых работ мы практически не проводили. Пропуска нам не сделали вместо этого дали бейджик какого-то китайца один на троих. Поэтому на центральном входе нас развернули и все время работы на этом заводе мы ходили в обход. Охрана в Китае очень специфичная, многие хотят работать в охране и ради этого идут в армию, люди в форме схожей с формой с полицией  в фуражках и белых перчатках.  На центральном входе они обычно, но не везде, держат марку. А вот боковые ворота охраняются зачастую условно или вообще не охраняются.  Это конечно не значит что бери что хочешь и иди куда хочешь, в Китае видеонаблюдение развито сильнее чем у нас. Это значит что пропуск уже не нужен. Вообще тема пропусков всплывает периодически и можно попасть в неприятную историю. Но компания «Окулус» или не могла или не хотела особо с этим заморачиваться. В принципе иногда нам давали некую бумажку куда от руки вписывали наши имена и этого было достаточно. Вообще все правила в Китае как это бы правильно сказать условны. С одной стороны все строго и четко будь то регистрация, пропуска, защита, правила работы и тд…. С другой все на усмотрение конкретного человека или людей. Как повезет. Это не значит что их можно нарушать, но их можно нарушать в потоке, в тихоря и на общем уровне. Но об правилах обще китайских я еще расскажу.   На заводе на полу есть разметка которая обозначает дорожки по которым нужно ходить и зоны где ездят роботы погрузчики и тд. Водят погрузчики как мужчины так и женщины, не заходите за разметку, это реально может быть опасно, но если идет толпа Китайцев, то ширина дорожки позволяет пройти только одному человеку, поэтому в таком случае как правило все нарушают. Толпу давить не будут. И вот мы на заводе очки, длинные рукава и защитные ботинки.   Конечно ботинки разносить я не успел, и они в первый же день стерли мне ноги в кровь. Так что я хромал всю дорогу по Шанхаю и не только. В Шанхае я честно пытался соблюдать правило насчет ботинок.  Михаил подвел нас к ячейке. Теперь я расскажу вам что это такое. Ячейка это секция производственной линии, в ней могут быть роботы или рабочие места для людей, но общее всегда одно в нее так или иначе поступает деталь и из нее деталь продолжает путь дальше по производственной линии. На входе и выходе для детали установлены барьеры, это либо автоматические ворота или просто датчики. Это нужно для того чтобы контролировать выход и вход детали в ячейку, если ворота условно или физически закрыты деталь не поедет.  Далее ячейка имеет некое ограждение, это может быть сетка или пластик, даже просто свисающие с потолка полоски. Важно что ячейка это рабочая зона а вне ее зона не рабочая. Я долго думал про иллюстрации но к сожалению фотографии у меня на одном портале а тексты на другом. Кроме того официально на заводе снимать нельзя, потому официально фото завода у меня нет сойдемся на этом. Многое можно посмотреть на русскоязычной версии  сайта компании KUKA в хорошем качестве и с интересными видами на цех. Производственная линия это набор последовательно расположенных ячеек. Объединённых согласно процесса.   К примеру линия UB1 это первая линия производства дна кузова автомобиля, а линия AB5 это линия производства кузова с боковинами и крышей. К счастью с VW я не подписывал ни каких соглашений. Теперь о том что в ячейке: деталь движешься по роллербану это набор волов с приводом через ремень от электродвигателя, попадая в ячейку деталь останавливается (должна во всяком случае) на подвижной секции, ее называют столом. Далее несколько вариантов, стол может опускаться двигаться по горизонтали или поворачиваться под углом. Скит грубо говоря это стальная рамка из профиля на которой катается деталь на ней захватов только штыри на которых деталь удерживается собственным весом.  Деталь на стол также может попадать робот с захватами. Чаще всего стол просто опускается. Далее в ячейке может быть от одного до шести, а то еще и на потолке парочка роботов. Каждый из роботов выполняет свою операцию. Основные роботы которые есть на заводе: это роботы с захватами, их задача взять деталь и развернуть или повернуть ее в положение для работы, или просто переложить, сварочные роботы, в основном это роботы с насадками для точечной сварки в виде двух разнесенных электродов которые сводятся в точке сварки, роботы приваривающие пины, пины это некая деталь со шляпкой которой собственно приваривают ее к кузову или детали, пины подаются в насадку по трубке с высоким давлением и через специальную насадку на роботе привариваются в местах назначения, это могут быть и штырьки и винты, роботы лазерной сварки, тут думаю все понятно. За основу взято всего две модели роботов KUKA грубо говоря средней мощности и большой мощности, а уже к ним прикручиваются разные насадки, наша станция не исключение и на ней установлено от двух до четырех роботов с камерами. Конечно это несуразно гонять робота массой более трехсот килограммов на приличной скорости ради одной камеры весом около полутора килограммов в обвесе, но завод стремиться к унификации решений.  На заводах BMW к примеру все на роботах Fanuc(к слову есть академия обучения в Москве и русскоязычная версия сайта). Теперь что такое кабинет, на самом деле это закрытая северная стойка к консолью. Собственно у каждого робота есть тумбочка вне ячейки где находиться его ПК и контроллеры. Соответственно все соединено через сеть.  На самом роботе есть типовой набор программ связанных с различными моментами, не буду тут углубляться и непосредственно программами на исполнение, в которых прописаны домашние позиции(позиции начала и конца программы), промежуточные точки(точки задающие траекторию движения) и точки позиции(это точки в которых робот останавливается для выполнения действий) говорим  сейчас о стандарте VW на заводе Volvo на тех же роботах все несколько по иному. Есть еще зоны коллизий, в случае с VW их прописывают внутри программ, у робота глаз нет и он не видит где другие роботы находятся в тот или иной момент,   поэтому в случаях когда траектории могут пересекаться прописывают специальные зоны. Для каждых двух и более  роботов и каждого основного направления в котором они могут пересечься прописывается своя зона. Попадая в такую зону робот сначала проверяет свободна ли она, затем если зона свободна он в нее входит(занимает) и выходя из нее высвобождает, если зона занята ждет. Почему это происходит, в основном потому что корпус автомобиля он не ровный, более того он совсем не ровный и некоторые точки доступны только под определенным углом и по определенной траектории.  Зачем так сложно, почему не прописать зоны во всех программах в начале и конце, если роботы будут работать по очереди то это займет много времени поэтому на заводе для каждой операции есть лимит  около 40с. За счет этого налажен выпуск около 1300 автомобилей с одной линии в день, цифра с табло завода, телевизоры с подробной информацией висят по всему заводу. Если нужно делать еще что то ставят еще одну ячейку. К примеру сварочных ячеек может быть и шесть подряд и в каждой роботы будут варить согласно программе.  Теперь о безопасности, не знаю с чем это связано, но искры летят от сварочного аппарата на пять и шесть метров даже, моя толстовка вся в мелкую дырочку была, очки же вещь не лишняя искры попадают и на лицо. Особенно когда работа идет во время остановки рабочего процесса и во всех ячейках идут работы по наладке и настройке, так что соседи могут настраивать сварочный аппарат и обдать вас конкретным снопом искр прямой наводкой.   А вы следя за своим роботом этого можете и не заметить. Дышать на старых заводах тяжело, воздух тяжелый так как сварочники выжигают кислород, да и привкус металла во рту. Респиратор носить нереально и так дышать тяжело. Экономные Китайцы любители выключить вентиляцию и кондиционирование в период остановки завода.  Думаю жутко вредное дело работать так постоянно но рабочий на таком заводе из серии мальчик загружающий детали на приварку или стоящий со шлифовальной машинкой в ячейке получает 6000 юаней в Шанхае. На других заводах, имеются,  в других городах меньше. Местные инженера получают около 10000юаней. Теперь подошла речь рассказать о святая святых завода PLC. PLC связывает ячейки в линию и между собой, обычно есть блоки управления по одному на три ячейки. Блок управления отображает состояние каждой ячейки и каждого робота, положение ворот, кузова, стола и тд… Именно он отвечает за движение кузова из одной ячейки в другую и выбору той или иной программы. Теперь мы подошли к другому важному моменту это RFID считыватель меток, он может быть разный и разного типа, не обязательно радиометки инфицируют кузов,  это могут быть и штрих кода. Задача таких устройств понять что за кузов приехал в ячейку. Зачем это нужно, дело в том что на одной и той же линии производят разные модели автомобилей. Это стало возможно за счет унификации некоторых элементов кузова для всех машин, поэтому на мой взгляд самый крепкий кузов на заводах VW у Golf, хотя его передняя часть как и у всех современных машин очень мягкая, но о кузовах мы еще поговорим. Согласно метки PLC выбирает на роботах нужную программу и запускает ее. Кроме того поскольку конструктивно кузова все таки отличаются есть специальные штыри, на которых остаётся кузов когда стол уходит в нижнюю позицию, так вод за выход нужных штырей отвечает также PLC.  Общение между PLC, кабинетом и роботом происходит при помощи сигналов. Михаил честно пытался вложить это все в наши распухшие головы от знаний и впечатлений. Ко всему этому прилагается десятки датчиков. Отвечающих за позиции кузова, состояния ворот и тд. И если что то пошло не так надо лезть в список сигналов PLC и разбираться. И теперь самое смешное если завод новый или модель новая, многое из того что должно делать PLC делается руками и в ручном режиме, а это значит что вы сами управляете воротами, штырями, столом и тд. И каждая ошибка стоит денег разбитый кузов от 5000юаней до полной стоимости, камера около 10000евро и тд. все включая крепежи ворота датчики и прочее, робот стоит как автомобиль премиум класса около 5 миллионов рублей. Если вы забыли или не посмотрели, не проверили  и тд. это все ваша вина. Поэтому стресс у новичка тут зашкаливает. И об этом на собеседовании вам ни кто не рассказывает, по идее компания может как закрыть глаза так и не закрыть глаза на нанесенный вами ущерб, но оплатить его в любом случае кому-то придется.
На каждом заводе для коммуникации, организации работ и их контроля к нам был прикреплен китаец говорящий по английский. В зависимости от человеческого фактора он мог быть очень полезным и вообще бесполезным.
К своему горю я еще и заболел подхватив инфекцию видимо в самолете, вообще через это проходят все новички, набор инфекций и бацилл в Китае отличен и иммунитета от него у нас нет. Так что меня кроме стертых ног еще поразил некий вид гриппа с температурой немереным количеством соплей и последующим кашлем с мокротой, а также расстройством желудка которое в прочем могло быть и от местной еды с непривычки. Собственно учитывая все это Шанхай я даже спустя несколько месяцев помню эпизодами и очень плохо. Я приходил домой и пытался уснуть ложась так  чтобы сопли стекали на одну из моих футболок которую я использовал вместо платка. И забывался в каком-то полу бредовом состоянии. Просыпался я довольно скоро от своего же кашля, меня конкретно выворачивало слизью. Конечно как опытный путешественник я взял с собой аптечку, но мои запасы трафлю подошли к концу уже через неделю в прочем как и запасы фталазола. Спас меня Михаил но об этом в следующей главе.