Вьетнамский калейдоскоп

Светлана Климова
Языковой барьер – проблема излишне преувеличенная, и тому подтверждение  – Вьетнам. Особенно, если попал на русскую Ривьеру в Нячанге. Столица провинции Кханьхоя расположена в центральной части страны, а красивейшее место на первой линии с диковинным ландшафтным дизайном протянулось вдоль побережья Южно-Китайского моря. Правда, сами вьетнамцы предпочитают называть своё море Восточным, реже – Вьетнамским. Соседствующие Центральный и парк имени Горького(!), примыкающие к ним прибрежные территории и площадь Лотоса – самая  популярная часть города. Сооружение в виде огромного, розового цветка – знаковая достопримечательность. Лотос является символом пляжной столицы. Перефразируя известное выражение, все дороги Нячанга ведут к Лотосу, от него ориентируются, здесь назначают встречи и в этом же комплексе можно узнать об успехах коренных жителей. На шести этажах выставочного центра представлены лучшие достижения в науке, технике, ремёслах и живописи.


Парки заслуживают отдельного разговора. Без преувеличения их можно назвать шедеврами ландшафтного искусства. Ресторанчики и кафе утопают в роскоши цветущих кустарников и деревьев, вдоль каменных дорожек красочные клумбы и скульптуры, преисполненные  местного колорита. Пальмовая роща тянется вдоль песков пляжа. Кстати сказать, протяжённость береговой линии такова, что  свободные  места  - не проблема, поскольку столпотворения отдыхающих  – просто, нет.  Любители уединения чувствуют себя вполне комфортно. Возможно, причина в сезоне высокой волны. Моё путешествие  совпало со встречей европейского Нового года.  Из солидарности или на радость туристам,  жители Нячанга расстарались  создать праздничное настроение. Не было только привычного снега, остальные новогодние атрибуты искать не пришлось. Иллюминация, музыка, маски и всем известный, Дед Мороз… по-вьетнамски.


Стоит ли говорить о многообразии достопримечательностей и экзотики? Невольно теряешься, отдавая предпочтение, заодно не раз пожалеешь о коротком сроке пребывания.  Тямские башни 7-9 веков, буддистский комплекс с пагодой Лонг Сон и статуей лежащего Будды, кафедральный Собор, грязевые лечебницы, океанариум – далеко не полный перечень мест, которые желательно посетить. И всё же, настоящим открытием стала галерея шелковых картин с уютным двориком, отчего-то забытая рекламными проспектами.

Темнеет рано, но вечерние часы – самое оживлённое время на улицах Нячанга. В свете огней город преображается и становится многолюдным. Прогуливаясь мимо спа-салонов, где качественные услуги до безобразия дешёвые, обходя мангалы с крокодилами и продавцов фруктами, случайно набрели на художественную мастерскую – галерею шёлковых картин. Вход бесплатный с раннего утра и до позднего вечера. Зашли и… сказать поразились – не сказать ничего!  Великолепные картины из шёлка, выполненные вручную, светятся изнутри. Настоящее чудо! Присутствует какой-то фокус наподобие 3d. С любого расстояния и угла зрения экспонаты, словно живые. Картинами можно не только любоваться, но и приобрести, либо сделать заказ, например, собственного портрета. Правда, удовольствие обойдётся не дёшево. Оно и понятно, некоторые полотна создаются годами. Переходя из зала в зал, можно наблюдать за работой вышивальщиц.
 
На закате лет многие из них слепнут. Вышивальщицы - бесценное достояние, гордость нации. Не случайно труд мастериц относится к особой категории, наравне с госслужащими они получают пенсии, тогда, как остальные слои населения лишены такой поддержки государства.
Интерьер павильона и внутреннего дворика под стать картинам. Мебель из натурального дерева редких пород, дизайн в восточном стиле удивляют изысканной красотой. Среди пейзажей природы и сюжетов на библейские темы заметили портреты не только вьетнамских, но и наших лидеров. Чему невольно улыбнулись. Вьетнамцы не торопятся забыть дружественные связи из прошлого, несмотря на политические изменения, остаются гостеприимны и дружелюбно принимают русских туристов. Для сравнения, их отношение к шумным китайцам  вежливо-сдержанное.
 
Российские КАМАЗы и прочая техника старого образца на улицах Нячанга – глазам не веришь. Откуда?! Оказывается, с тех самых, времён советско-вьетнамской дружбы. Огромное количество животных на острове Обезьян тоже наследие сотрудничества. Эксперименты под грифом «Секретно» прекратились с распадом Союза, а подопытные животные оказались брошены и расплодились по всему острову. Если бы не стремительно развивающийся туризм, неизвестно, к чему привела бы такая проблема. Сейчас здесь создан красивейший парк и небольшой цирк, прибыль от посещения туристов частично покрывает расходы на содержание обезьян, чья численность на скромном по размерам острове продолжает расти.

 
Географическое расположение страны – лакомый пирог для туризма, поэтому доходная отрасль развивается ускоренными темпами. Как тут не вспомнить про острова, которыми так богат Вьетнам? Пожалуй, самые яркие впечатления дарит Хон Че – остров с «изюминками», главная из которых – парк развлечений Винперл. Добраться до него из Нячанга можно водным транспортом с пирса или по канатной дороге – если не врут справочники, над водой самой протяжённой в мире(3320м). Само собой, большинство посетителей выбирают путь над морем, ведь это уже маленькое приключение.

 Идеально чистый остров похож на сказку – красивые замки, аттракционы, рафтинг, музыкальные карусели, горки…Описать все дневные сюрпризы острова не хватит букв, но умолчать о вечернем шоу поющих фонтанов категорически нельзя. Невероятная игра цвета, музыки, воды и лазеров! Архитектурно-инженерное изобретение невообразимых масштабов поражает задумкой и воплощением. Синхронно с музыкой и подсветкой водные столбы взмывают в небо с невероятной силой, создавая фигуры и рисунки разнообразной комбинации. Изумительный танец фонтанов сопровождается трёхмерным изображением. После каждой композиции – аплодисменты. Когда зазвучала знакомая каждому русскому «Катюша», мощный хор зрительских голосов подхватил песню. Думаю, не только меня в тот момент захлестнули противоречивые чувства ликования, гордости… сожаления. Хочется пожелать всем, хотя бы раз в жизни, увидеть это чудо мирового класса!

Серпантин дороги опоясывает горы, по окнам автобуса сползают капли дождя. Внизу, над ущельем висит клочковатое то ли облако, то ли огрызок тумана. Кажется, чем выше, впереди уже ничего нет кроме скал, но каменные глыбы раздвигаются и взгляд завораживают долины, точь-в-точь, как на картинах из шёлка. Плантации ананасов и кофе, банановые рощицы ровными заплатами облепили пологие склоны и участки вдоль рек. Поодаль от дороги, будто случайный мазок на живописной картине, длинные одноэтажные дома казарменного типа. Их чужеродность очевидна. Посыпались вопросы к экскурсоводу – что за новострой? Оказывается, такие коммуны предназначены для малых народностей, коих немало на вьетнамской земле.

Замечаю шесть пальцев на руке водителя. Словоохотливый экскурсовод из местных ловит взгляд, сокрушённо поясняет: «Последствия войны…». Вся история страны – это многолетние войны, в последнюю из них было сброшено огромное количество напалма и отравляющих газов. Чуть более сорока лет небо Вьетнама спокойно, но последствия агрессии остались. Потребуется много лет, пока природа само излечится. А люди? Трудно предугадать наверняка. Во всяком случае, нельзя не заметить жажду жизни и здоровья у вьетнамцев, они будто навёрстывают потерянные годы лихолетья. Не потому ли, на рассвете всё побережье усеяно группами людей, занимающихся зарядкой?

Тучи, бродившие над Нячангом, разродились дождями, даже проезжая часть стоит в воде. Подходящий момент для экскурсии на высокогорный курорт, построенный французскими колонизаторами в начале девятнадцатого века. Местные названия – язык сломаешь, но Далат, самый романтичный город Юго-Восточной Азии, запомнился надолго, если не навсегда. Помимо официального названия бытуют и другие – Маленький Париж, Город – Сад, Город вечной весны. И это не случайно. Моё определение Далата – другой Вьетнам. На узких улицах, в архитектуре зданий, над священными озёрами витает дух колониального прошлого. Удивительное сочетание былого и настоящего, временной курьёз наяву.  Старинные здания, резиденция последнего императора, монастыри, соборы с черепичными крышами, памятники, булыжная мостовая и тут же, поля для гольфа, фуникулёр, современные машины и мотоциклы.
Бог весть, каким образом в прошлом веке французы отыскали высокогорное плато, словно созданное для Города Вечной Весны. Мягкий климат без резких перепадов температур хорош не только для отдыха. Многочисленные теплицы окружают жилые кварталы со всех сторон. Здесь выращивают не только известные и редкие сорта кофе(наприм. Luvak), но и овощи, ягоду, цветы, идущие на экспорт по всему миру. Кстати сказать, местная клубника восторга не вызвала – мелкая и безвкусная. Да и многие фрукты – очень на любителя.  Другое дело, превосходное  далатское вино.  И чего только нет в Далате, ещё здесь много учебных заведений и соответственно, студентов. Отправить детей грызть гранит науки вдали от материковой жары могут,  безусловно,не все.

Окрестности и улицы Далата утопают в цветах и зелени. Долина любви и Золотая долина, водопады, скульптуры, действующие монастыри вызывают изумление. Непередаваемый восторг  от феерии ароматов и красок испытываешь в Большом Парке(ботаническом саду). Это одна из визитных карточек города. Бесчисленные клумбы и композиции, огромные фигуры животных и всевозможных персонажей созданы из кустарников и цветов. Без сомнения, парк можно назвать произведением искусства. Ощущение такое, что все самые красивые и необычные растения мира собраны именно здесь. Как не прикоснуться к соцветиям гортензий, размером больше человеческой головы?!  Не наклониться  к лотосам? Орхидеи очаровывают буйством красоты, сочетанием тонов и полутонов. Сад очищает душу и мысли, обладает жизнеутверждающей энергетикой. Начинаешь верить - красота спасёт мир.


Музей-отель Крейзи Хаус ломает все представления о канонах архитектуры.  «Сумасшедший дом» вошёл в десятку самых странных зданий мира. Вилла-музей отображает смелый полёт изощрённой фантазии без границ. Сплошные спуски – подъёмы, изгибы, укромные уголки и неожиданные повороты, лабиринты, пещеры и… номера для проживания, при этом каждый стилизован под тотемное животное и какую-либо страну. Переходы увиты лианами и корнями деревьев. Ни одной прямой линии. Непредсказуемость – главная характеристика странного сооружения.

В нашей группе страстных поклонников авангарда до той степени, чтобы зарезервировать номер, обнаружилось немного. Только молоденькая девушка(отчаянная, однако) осмелилась на ночлег в «Крейзи Хаусе», остальные предпочли уютные апартаменты старинной гостиницы, где уж точно не заблудишься с наступлением темноты. Трудно представить, как можно жить в доме, который реально «выносит мозг», но архитектор и хозяйка в одном лице – Данг Вьет Нга занимает часть виллы почти безвыездно. С ней легко познакомиться, не только в качестве постояльца. Мадам Данг – дочь преемника Хо Ши Мина, училась в Москве, защитила диссертацию по архитектуре. После четырнадцати лет жизни в России вернулась домой, влюблённая в идеологию и стиль хиппи. Не с её ли лёгкой руки, на протяжении многих лет местные жители пребывали в уверенности, что именно так и строят в России? Идея возвращения к природе послужила импульсом к созданию «Лунной виллы». Строительство началось в 1990 году и продолжается по сей день. К чему спешить, если налог на недвижимость платят только после полного завершения стройки?


Казалось, после всего увиденного удивляться нечему. Однако, вблизи от Далата открыли очередное чудо света. Потрясающая по красоте пагода Линь Фуок с колокольней в семь этажей возвышается над горной террасой. Внутри и снаружи каждый сантиметр комплекса искусно украшен узорами из фарфора, керамики и разноцветного стекла. Повсюду фигуры мифических птиц и драконов, золотая армия из статуй охраняет вход в молельный зал.  Вдоль стен на постаментах восседают монахи в буддийских одеждах. Посетители тихо передвигаются по храму, дабы не потревожить старцев. На самом деле фигуры восковые, только догадаешься не сразу. Рядом с молельным залом находится 17-метровая статуя богини Гуань Инь, полностью сделанная из цветов бессмертника. Почитают богов вьетнамцы, за что те послали столько испытаний стране?
Во Вьетнаме много течений и религий. Между тем, процветает культ предков – не то крепкая традиция, не то особая вера.


Долгий перелёт домой – подходящее время осмыслить впечатления о стране. Они разные, как стекляшки калейдоскопа. Горы, море, эпизоды экскурсий, коротких знакомств, разговоров. Что для меня Вьетнам? Страна, знавшая взлёты и падения, история с чередой династий и многолетних войн, богатая культура, традиции и нищий быт, кофейные плантации, прибрежные фермы и ловцы жемчуга, кухня с изысканными блюдами из морепродуктов и без привычного хлеба, небоскрёбы и хижины, туристический и строительный бум, древние монастыри и бутафория, орхидеи…  Погубит меня страсть к цветам. Без всякого умысла оказалась контрабандистом. Утешает, что не я одна. Если кто не в курсе, как за здорово живёшь стать нарушителем, поделюсь. Из Вьетнама нельзя вывозить предметы флоры и фауны, за исключением луковиц орхидей. Так указано во всех инструкциях, в этом же убеждали экскурсоводы и сопровождающие нас представители турфирмы. Потому без всякого сомнения и покупались орхидеи для себя. Выяснилось, что приобрести можно, но со справкой от специальной инспекции. Понятно, что таких справок ни у кого не было. Не повезло пассажирам нашего рейса, полночи писали объяснительные, зато таможня перевыполнила рейдовый план по «галочкам». Изнежилась душа от восточной экзотики, так и до лени недалеко, а тут «взбодрили».  Пора отправляться по Золотому кольцу, где милый сердцу звон колоколов и никакой тебе таможни.