Былое, мы и океаны... Сборник стихов

Ната Найко Савельева
Коль на сердце плохо
Иль горько порою,
Живи без подвоха,-
«Дружи» с головою.
Иначе без пользы
Порвется терпенье,
Удавищем скользким
Вползет охлажденье.
Все станет не нужно,
Все будет неважно...
Вздыхает «натужно»
«Солдатик» отважный.
Накатится глобус,
Придавит тоскою
Уедет автобус,
Не взяв нас с собою
Будь стойким, «солдатик»,
В согласии устном
Печаль, то накатит
То снова отпустит.

***

Я умираю зимой, как природа
И возрождаюсь весной,
Но, а осенний этап перехода
Просто не мой, ну не мой…
Знаю, никто объяснить не сумеет,
Что происходит с душой
Тёплая шуба и та не согреет
Нужно прогреться самой
К Новому Году смогу «оклематься»,
Детского праздника флёр
Заново с духом поможет собраться,-
Близок природы фурор…

***

Мой прадед ,Любутин Тихон,
Построил каменный дом.
Фуражку «напялив» лихо,
Честно служил мясником,
Но помню я только бабку
И разных ее сестер,
Как будто Господь охапкой
Свою Благодать простёр.
Ведь парни не уцелели,
Хоть «хата» была полна:
Кого-еще в колыбели,
Кого, - прибрала война.
Мы боремся с лишним весом!
Попробуй тут, поборись.
На гены надавит прессом
Голодная предков жизнь.
Людей долговечней стены.
Касаньем бы ощутить
Их радость, горе, их пени,
Надежды жить и любить!
Наследуем наши скорби,
Проносим через века.
Останется только море…
И память … наверняка

                ***

Смешалось всё, как в склоке пьяной
Былое, мы и океаны...
Объехав чуть не шар земной,
Ругаться нравится с тобой,
А больше , лишь мириться,
«Лепить» пирог с корицей
И предаваться лени
Оплакав свои пени!

                ***

Я работаю детским врачом
И от страха за жизни детей,
Ощущаю душой и плечом
Первобытную боль матерей!
Мне давно бы уже убежать,
Взять «перо» или швабру в руки,
Только не удается разжать
Эти, ставшие долей, муки…

                ***

Моя Муза диктует с порога,
С указкой она и в очках,
Придирчивая и строгая
С огнём мятежным в очах!
Орфей мой – казак стреноженный,
Как будто,призрак из прошлого
Терзает душу по ночам,
Смеется белозубо,
Во всем стремится поучать,
Они меня погубят!




                ***

Помню в детстве пела в хоре,
Струны трогала на домбре.
И в большом житейском море
Все казалось светлым, добрым.
Дальше я переменилась.
Мир казался устрашающ
И не то, чтоб разозлилась,
Как-то осмотрелась, знаешь…
И влюбится побоялась-
Независимость дороже.
И учиться попыталась,
Это, отрезвляет тоже.
Жизнь – не камушек Сваровски,
Приоткроет свои карты.
Прав, мудрейший наш, Островский -
Хватит мудрому – «простаты»!
Ну, а женщине – ребенка,
Чтобы «на фиг» камни, домбры
Исцелит от пьянки, ломки,
Превратит в квадраты – ромбы.
Лишь бы сердцем зацепиться:
Вместе первые шажочки.
Дальше … можно и влюбиться
Красные убрать флажочки …

                ***

Они же так искренне негодуют
Капризно так губки – сосиски «дуют»
На бюст с трудом опускаются ручки
Давно забыли «великий могучий»
И бесконечно щебечут о «Гуччи»
Мелькают всюду их лапки «паучьи»
Псевдореснички захлопнуть стараются
То, что в народе душой называется
Кстати, там линзы тоже
И перекроена кожа.               



                ***

Чеканный профиль моей матери
На фотографии и в памяти,
Был так красив так обаятелен
Нечаянный каприз Создателя!
Однако, жизнь ее не «гладила»,
Трудом постылым изнуренная,
С судьбой своей совсем не ладила
И прожила – непокоренная...

                ***

Здесь прошло моё детство и беды
И с унылой окраиной встреча.
Я, нарочно, сюда не приеду,
Только лишь, проездом, под вечер,
По дороге с моей старой дачи.
Тут хорошего не замечала,
Почему же,почти заплачу
От щемящей и сладкой печали?
Отчего, малой Родины ветер
Так обшарил души закоулки,
Что важнее всех улиц на свете
Эти призрачные переулки!
Их пугающий мир бесфонарный,
Ничего не меняется, все же!
Лабиринты запутанных арок
Мне вселенских сияний дороже.

                ***
В тебе «собрались» воедино
Как надо: ни больше, ни меньше,
Черты, по крупицам «сводимы,
Всех наших неистовых женщин!
Вот родинка на подбородке,
Смотри, как моя проступает …
Пусть плавно плывёт твоя лодка,
А сердце печали не знает.


В озерном краю исцелилась от боли сердечной,
Грызущей тревоги за судьбы детей.
Тут, изредка, кто-то тебе попадется навстречу,
Провинции будни ,без лишних затей.
Здесь люди просты и щедры в доброте хлебосольной,
И воздух свежее,и слаще вода...
Молю Провиденье ,«Сябрам» преклоняясь невольно:
Пусть вас не коснётся война никогда...



Вдове прадеда

Ощупывают взглядами,
Что «замирает» плод,
Стоит с толпою, с бабами,
Ждет «отхожденья вод».
В телеге муж и пасынки,
Телега за Урал.
Закроют рано глазоньки,
Не отпоёт хорал.
Судьба ее неведома,
Где делася она,
Судьба детей заведомо
Уже предрешена …
Так стала доброй мачехой
Для бабушки моей,
Служила где-то в прачечной,
Всю жизнь ждала вестей...
И было немыслимо слушать,
Давно отгремела война,
«Ванюша, Ванюша, Пантюша», -
Как мантру, шептала она.



Все повторяется и, как у Пушкина
Моя прабабка Кучковска Паша,
Звалась Полиною и «завитушками»
Пленяла всех и «ваших» и «наших».
Трудная доля однако досталась:
Замуж Пеланя пошла по любви,
Но у разлома судьбы оказалася,
Рано ушла, так не благословив
Двух сыновей, мою «бабушку» малую
Лишь красотою ее одарив …

***
Отец моей мамы – военный шофер
Возил через Ладогу – «жизнь»,
Гневлив был не в меру и в общем «позёр»,
Красавец – поди удержись!
Оставил семью, захотел «обновить»,
Потом «обратно» просил,
Ему всё на свете нужно простить,
Что питерцам хлеб возил!
По ломкому льду, как по краю судьбы,
Я много ему должна,
Не знаю как умер, не знаю, где был...
С годами острее вина

 
                ***
Прабабушку любила моя мама
И сохранились сведенья такие
Из «крымских греков», звали Евдокия
Добра была и трепетна, как лама.
В Ивановке жила, что под Одессой,
«Девчонку» забирала на все лето:
Пусть где-то бедный дом и ссоры где-то,
А там она всегда была «принцессой»,
О «дочери» вздыхала «непутевой»,
Той что, уехав, в летчика влюбилась,
Все кончилось отлично: поженились
И «мама» снова отправлялась в «школу»,
А «бабушка» неистово молилась:
Война …, когда не в поле – на коленях,
Не получалось предаваться лени
И чудо настоящее случилось...
Ведь сын ее, мой дед, он не был ранен,
Войну «проездил» как заговоренный!
Пред ней ворота рая отворенны,
Во мне ее души сочатся раны…
Сестра ж её, по имени Меланья,
Степана Елизаровича мама
Артёменко… и я скажу вам прямо:
Герой от Матери, от Мирозданья!

                ***
Она проснулась «знаменитой»
И снова захотелось спать,
Но «кладь» Пандорова открыта,
Назад слова не затолкать...
Прорвалось лет за тридцать, сорок
Всё, что копилось на душе,
С запыленных, забытых «полок»
Слетело, на пример – порше...
Ну, что ж, не стоит суетиться,
Пою извечную свою
«Комедию», в знакомых лицах,
У войн и праздненств, на краю...



               
Лиде

Ты моя душевная подруга
Сколько «заболтали» мы проблем
Мы с тобой как «воздух» друг для друга
Столько «прогуляли» перемен
Тщательно закрашены сединки
«Хвост морковкой» и не унывай
Мы же по «призванию» блондинки,
Нам не подойдет до «серединки»,
Нам всего до «краю», - подавай!
               
                Маме

«Я точно знаю: не со зла
Ты «пошутил» со мной,
А я «взяла» … и умерла,
Так вышло «молодой»
Теперь, взираю, «свысока»
На твой суетный дом
Пока мы «здесь» , когда нам «там»
Счи-та-ет-ся потом…
А можно было коротать
В согласьи наши дни,
Но только снова не начать
Жизнь … и не повторить.»
               
                Олегу

Мир разделен на женщин и мужчин
Примерно поровну, да только
Неравенству двух этих половин
Я больше не «дивлюсь» нисколько
«Сильнейший» проторяет путь семье
Ему нельзя «наполовину»
На «сто» привык по собственной шкале
Конечно, если – он мужчина
Поэтому не «чует» рук и ног
«Себя не помнит», а иначе
«Сойдет», не покорит своих дорог
К тому же ведь еще – «не плачет»!
И убеждаюсь, глядя на мужчин
Я, жизнь прожив до «середины»
Имеется достаточно причин
Сердечно пожалеть мужчину!

                ***

Как же ей дальше жить
Этой девушке Лене
Череп наголо брить
Век стоять на коленях
В школу пойти служить
Или в госпиталь – няней
Полно, чушь городить
Совесть ее не тянет
Скорость – адреналин
Тянет её на простор
Кайф и алохмелин,
А все остальное вздор
Кто-то же дал «права»
И медицинский вердикт
Пусть же, не на словах,
А рядом с ней «посидит» …
… Собран уже чемодан
И сфабрикована ложь
Скоро станет мэдам
Скоро её не найдешь

                ***
Мои стены цвета мяты
Зелень Ватто, зелень Ватто
Очень модный цвет
Любопытство же чревато
Коль сама ты виновата, -
Получи ответ
Жизнь порою подловата
«Брат» пошел войной на брата
Меркнет белый свет
Ноги стали как из ваты
Дома вечная «кантата»
Сил бороться нет
И больничная палата
Новогоднего салата
Вымывает след
Не сорваться бы до мата
Дождь из глаз солоноватый
Все смывает … бред

                ***
В моей корзине потребленья
Не сыщешь мыла и варенья
Умоюсь утренней росой
Бегу прибрежной полосой
Вкушаю стынь воды холодной
И синеву небес свободных
И солнца патоку густую
И благодать от поцелуя…
…Спешу на дачу спозаранку
Закатано варенье в банки
Не все природу созерцать
Придется как-то зимовать!

                ***
Теперь я знаю, что это не кончится
Кому-то вечно нужна война
Кому-то в крови, в агонии корчится,
Кому-то беда, кому-то вина
А кто на диване, у телевизора
Слезу заедает бифштексом сочным
Сердечные капли берет у провизора
И «плачет» дождь по канавам сточным
Солдатские матери – это миссия
На сердце насечка, в душе дыра
Молю на коленях – Вам это вынести,
Дождаться!.. просто дождаться утра…

               
                Басня

«Мой муж по фитнесу инструктор
Там много юных «фитнеучек»
И брака слаженный конструктор
Трещит от посторонних случек
Я бы уже глаза закрыла
На эти возрастные бредни,
Но этот трепетный «Мурильо»
Влюбился, как юнец последний
Меня в «жилетки» удостоил
Сидит и, как ребенок, плачет
Такую подлость мне «пристроил»
Такую загадал задачу
Я ж тапочки у сердца грела
И фрикадельки в казаночке
Я столько от него терпела
Без сна переживая ночки», -
Так плакалась моя соседка
Морщинки промокая в фартук
Виновны сами мы нередко,
Сказала б ей, да только жалко.
Да, узы брачные не святы
Теперь, дожить бы до «получки»
Его в «сынки» уже взяла ты,
Возьми еще ее во внучки…


Люблю моря южнее Черного
К ним подлетая,замечать
Дороги нити,тропы горные
С Вселенной Пакты заключать
Ведь мне ужасно не понравится,
Когда вдруг вздрогнет самолет
И в пятки душенька отправится
Но сердце просится в полет
А там вода теплее теплого
И разноцветных рыбок глаз
Дивится рыбка любопытная
Пестрей чем у нее окрас
Купальников на пышных женщинах,
Славянка в маске - фантомас
Да на запястьях пару "фенечек"
Все ярко, броско,"на показ".
И если ты уже немолода
И комплиментов не услышать
То,неприменно,поезжай туда
Мужчины лгут там,словно дышат



Вот юность моя,над обрывом стоим
Ты мне и не друг и не милый
Не знала ещё,что не будешь моим
Но,я уже просто любила

Зачем то всё это доныне болит
Подумаешь...не получилось
Как будто какие- то вехи могли
Свершиться,да так не свершились

Твердят,что душа не стареет-туфта
Она устаёт понемногу
Пустая мечта предназначена так,-
В последнюю,ноша,дорогу

Ты жил когда то на Фонтане
А голову сложил в Афгане...




Наши афганские мальчики
Давно уже вас хоронят
Не украшали нам пальчики,
Не забирали с роддома

И будней промчалась \рысь\
Стоим пред судьбой нагие
Другая прожита жизнь
И дети у нас другие

Я больше не стану ждать
Что встретишься мне случайно
Друг друга нам не узнать
Ведь жизнь разминулась нечаянно.



Я Терновника коснулась
И,как будто бы очнулась
И все путалась в словах
Неопалимая,неутолимая
Светлая,роком гонимая
Вера застыла в веках.


Знаю,что мой ангел и хранитель
Ты-многострадальная моя
Всех моих ошибок накопитель
Бабушка-постель тебе земля

Помню,как ты  плакала со мною
Как пыталась брата уберечь
Верю,Бог тебя да упокоит
Обещаньем неизбежных встреч...

Воспоминанья-выжимки
Вот бабушка,крестя
На первый крест,за вышивкой
Мне ставила перста




Вот смотрю я на фотографии
Временные зачетные графити
И это я и это я,а это дочь моя
А в этой бабки виден след,
А в этой-моей мамы
Уже ступают след во след
Рожденные за нами
Спина прямая,взгляд бездонный
От Матери и от Мадонны.




Опять пишу свои картины
Гуашью на листах обоев.
Картины те необратимы,
Как репутация изгоев.

О,их на стену не повесить,
Фантазии плоды незрелы.
Да и к показу неуместны,
Как откровенья без предела.






От грусти,разочарования
Никто из нас не застрахован
Какая- то обидомания
Сжимает в дьявольских оковах

Какая-то тоска извечная
Мешает радости и счастью
Пустая,злая,бесконечная
Мы к ней пожизненно причастны

Переступлю,пройду,продумаю
Куплю духи и шарфик новый
Расстанусь с ней,как с мелкой суммою
И сброшу прежние оковы.





      Там начало конца,
      Где не выдернув боли вчерашней,
      Мы,желая покоя
      По дружески день провели...

            К.Симонов

Это,как вырвать листок из тетради
И позабыть...
Или же,благополучия ради
Просто простить.
Но почему-то,никак не выходит
С прошлым на  "ты".
Злое сомненье по кругу нас водит,
Нет доброты...



Спросила меня моя внучка-малышка
"Ты,бабушка,любишь меня всегда?"
"Всегда",-ей ответила,Ты,моя Мышка-
Норушка,тебе не дам холодать"
Добавила грустно:"Когда непослушна,
Мамочка любит меня не всегда,
Шалю или просто не хочется кушать,"-
Слёзы из глаз:"Не простит никогда!"
Другая же так ещё немногословна
Прижмётся до дрожи,в ухо сопит,
И,что говорит,не расскажешь дословно,
А нежности "лава" в сердце кипит
Мои чаровницы,не слишком упитанны,
Но очень неплохо,пожалуй,воспитанны.




На карнизе "целуются"голуби
Сердце мечется рыбкою в проруби
Погоди,не "стучи",не спеши
Наши дни ещё так хороши!
Этой осени поступь неспешная,
Откровенная,яркая, грешная
Мне сродни её трепет изысканный,
Предпоследний,наверно,"немыслимый".


У меня нет редактора,
Механизм без адаптора
И,как курица лапою
Свои строчки царапаю

Мой ноутбук меняет цвет,
Меня завидев,зеленеет
Ему никак не дать ответ
Что я хочу,что он имеет?

То мне кавычки не найти,
То слово каждое краснеет
Боюсь я далеко зайти
В компьютерные Пиренеи

Но,чётко помню-сохранить
Для Вас,мои "девчонки" вечные
Вас поддержать,приободрить
Тоску развеять,мряку млечную.



У польской пробабки четыре сестры
Семья из Гданьска была родом
Не столько красивы,а сколько "востры"
В осанке видится порода

Поскольку достаток имела семья
Учились "всему понемногу"
Владеет портретами тётка моя
Как "скарбом",со временем в ногу

Позволила ксерокс для памяти снять
Да и на том скажу спасибо
В чертах их загадка,смелость и стать
Всё скромно,достойно,красиво

Когда-то "бабулю" мою сироту
Пригрели,приодели щедро
Позднее повторяли "байку" ту,
Как в "заблужденье" ввели деда

А сестры учились,одна из сестёр,
Накидкой из белого шёлка,
Вся кафедра страшный тушила "костёр",-
Случайно задела спиртовку.

Я помню картину напротив окна
Над "примусом" дети склонились
Повесила мама,пугала она,
Нас малых,чтоб не расшалились

Вы БЫЛИ и трепету Ваших сердец
Мы вторим и...не наступает КОНЕЦ..


 
Ты на моих играешь струнах
Я-на твоих,и не беда
Что ты такой "ужасно" умный,
А я "дурёха" иногда


В житейском плане я-мудрее
Живу совсем не "по-уму",
Но,слово,что как солнце греет
Скажу тебе лишь одному.



              художнику
Наша дружба продлилась недолго
Нам двоим-предстояло в дорогу
Но моя только лишь начиналась,
А твоя-колесницею мчалась

Ты фанат эпохи петровской
Но,а мой кумир-Маяковский
На Дворянской-Петра Великого
Ты сангиной писал мои "лики"

Ты смешил меня,развлекал
Не любил и любви не ждал
Или я была слишком наивной
Непонятливая,как "Наина"

Достаю твой набросок,сличаю
Профиль "мамин" в себе замечаю
Столько лет пролетело,но всё-же
Я,надеюсь,меня помнишь тоже.
 
Ещё,меня ты Натой называл,
А так,меня никто тогда не звал...,


Если,подруга,ты добрая,
То,туго тебе придётся,
Маешься,бьёшься порогами
И,этим не обойдёшься

В самом хорошем случае
Отделаешься "тумаками"
Добро,говорят сведущие,
Должно быть "с кулаками"

Иду я,иду забытая,
И,солнышку улыбаюсь
"Битый-везёт небитого"-
В "уделе" своём не каюсь.



Мне приснилась моя свекровь-
Женщина замечательная,
Слово молвит и в глаз и в бровь
К тому же,весьма привлекательная

Машей звал её любящий муж,
Маней внучку зовут любимую,
И,как псевдодедушка Скрудж
Все раздаст,что имеет-милая!

Я любви ей недодала,
Не открылось скупое сердце.
И моя уже ноша мала
И пред ней приоткрылаась "дверца"

Мы стареем теперь параллельно:
Она праведней-ей получше,
За всё платим,в печали,в моленьи,-
"Ты прости меня,мама,лучше..."



Может быть,я немного талантлива,
Не ко времени,не сейчас,
Но не руки же мне заламывать,
Прилагать усилья атлантовы,
Что-бы "снизошли" и до нас

Никому нет дела до вечности
Всяк старается денег "сшибить"
Можно просто до бесконечности,
До звенящей чистосердечности,-
Всё смешить людей и смешить...