Роберт Лерой Джонсон и его Перекресток

Елизавета Виницкая
Роберт Лерой Джонсон и его Перекресток. Правдивая легенда

История, рассказанная в любимом многими фильме «Перекресток», не является вымыслом. Она, что называется, основана на реальных событиях. Впрочем, на реальных ли? Уж больно много в них мистики. Но даже, будь эта история легендой, она стоит того, чтобы быть рассказанной. Прототипом главного героя стал шикарный блюзмен Роберт Лерой Джонсон.

А вот и сама история. В 1930 году, во время расцвета музыки "блюз", на берегах реки Миссисипи появился девятнадцатилетний парнишка с гитарой за плечами по имени Роберт Лерой Джонсон. Гитара была скорее его болью, чем радостью. Более чем на любительский уровень он претендовать не мог, ведь музыкального таланта у парнишки не было совсем. Однако он утверждал, что станет играть блюз как никто другой. Друзья относились к таким заявлениям скептически. И однажды расстроенный паренек уходит в ночь и растворяется в ней. Он бредет по пустынному шоссе 61 и приходит на перекресток 49 дороги, где его видят в последний раз.

Почти через год Джонсон объявляется на Миссисипи вновь. Но что с ним стало? Из неуверенного паренька-любителя он превратился в уверенного в себе и инструменте гитариста, который играет настолько дьявольски прекрасно, что очаровывает всех продюсеров Америки. На вопросы тех, кто помнит его по старым временам, где он научился так играть и петь, наш герой отвечает с загадочной улыбкой, что заключил контракт с дьяволом на перекрестке и продал душу за умение играть блюз.

Эта шутка становится его фишкой на долгие годы. И хотя блюз считался тогда дьявольской музыкой и многие музыканты придумывали себе легенду, пытаясь поддержать таким образом интерес, именно в случае с Джонсоном ему поверили. Разительная перемена, которая с ним произошла за недолгое отсутствие работала на легенду. Его песни добавляли масла в огонь. Послушайте их. Даже названия говорят сами за себя: блюз «Я и сатана» ("Me and The Devil Blues"), «Черт идет за мной по пятам» ("Hell Hound On My Trail") и другие. «Блюз о перекрестке» ("Cross Road Blues") стал его визитной карточкой. Джонсон становится легендой блюза, человеком, которого внесут в музыкальные учебники, чье мастерство и стиль будут изучать исполнители самых разных стилей - от Rolling Stones до Патти Смит, от Led Zeppelin до Боба Дилана. Роберт успевает записать 29 песен и находится в зените своей славы. Смерть настигает его всего через 7 лет после триумфального взлета.

16 августа 1938 года в разгар всеобщего веселья, во время выступления Роберт внезапно почувствовал себя настолько плохо, что пришлось отвезти его в больницу, в которой, увы, не спасли. Что же это? Плата за сделку с дьяволом или череда страшных совпадений: флирт, отравление на почве ревности и не успевший спасти доктор? А может, это шутка, повторенная многократно, решила сама пошутить с Робертом, который умер в 28 лет, а незадолго до смерти спел:
«Похорони меня на обочине шоссе, тогда дух мой,
Сможет вскочить на подножку автобуса «Грэйхаунд»
И умчаться прочь».

На обочине шоссе его и похоронили. В последний путь его сопровождали мать и сводный брат. Денег у них не было, поэтому Роберта Джонсона похоронили за казенный счет на церковном кладбище городка Морган-Сити, штат Миссисипи, в двух шагах от шоссе № 7.