Этнический код. Космический феномен

Записки Охотоведа
КОСМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА

Познание сущности человека всегда привлекало, и никогда не перестанет привлекать самого человека. Природа человека, его предназначение, специфика пребывания в разные эпохи, как и величайшая загадка самого появления на планете, всегда дает основание на то, что такие знания будут всегда в "дефиците".
Восемьдесят лет назад, в далеко уже отстоящем от настоящего времени 1938 году, в Пекине была задумана и начата книга "Феномен человека". Ее автор, известнейший теологический философ-идеалист Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (Pierre Teilhard de Chardin), так начал воплощать на бумаге свое убеждение о том, что человек является осью и вершиной эволюции в мире, который "свертывается".
Он шаг за шагом показывает структуру, системность и сложность Универсума взаимодействующего с все более растущим человеческим сознанием, замкнутым в ограниченных пределах пространства планеты.
Это учение представляет возможность обратиться к одному из глубоких подходов, позволяющих показать одну из идей, объясняющих суть космической предназначенности человека как одну из составляющих элементов этнокода.
Согласно авторской позиции, человек, по крайней мере, с середины прошлого века, находится в противоположности ментальности "первобытных" людей, олицетворяющим или обожествляющим все стороны и силы природы.
"Сосредоточиться на себе, быть в состоянии сказать "я" - это в конечном счете рассматривается нами как привилегия... Двигаясь в обратном направлении, к коллективу и универсуму, то есть к тому, что наиболее реально и прочно в мире, "Его", думается наше идет на убыль и аккумулируется" (С. 304).
Обращаясь к тезису, что мысль человека может экстраполироваться лишь в условиях возникновения "сверхмышления" с достижением его максимума в "точке Омеги". Безличное является альфой и омегой мира: "существует лишь одна реальность, способная преуспеть в этом и обнять одновременно и это бесконечное малое, и это бесконечно громадное - энергия, подвижная универсальная сущность, откуда все возникает и куда все возвращается, как в океан" (С. 304).
Пространство - время невероятно конвергентно по своей природе, поскольку оно содержит в себе, и порождает сознание. Следовательно, по структуре, ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность, не только замкнутую, но и имеющую центр.
Он возводит "сверхличность" как Универсум будущего, поскольку в перспективах ноогенеза время и пространство "сверхчеловечивается" через растущее "количество сознания".
Пьер де Шарден убеждает, что не творение искусств, материальное или иное достижение желаемого имеют "самое большое значение для коренных интересов жизни. Нет, только лишь создание каждым из нас в себе абсолютно оригинального центра, в котором универсум сознает себя уникальным, неподражаемым образом. Сам фокус нашего сознания - вот то существенное, что должен вернуть себе Омега. Чтобы передать себя, мое "я" должно продолжить существовать в том, что оно отдает, иначе дар исчезнет" (С. 308-309).
"Любовь - это след Универсума, близость - космическое чувство, и чтобы любить друг друга необходимо сосуществовать. И это условие жизни человека, его применимость".
В течении громадных периодов, в ходе эволюции, радиальное, скрыто побуждаемое действием находящееся впереди перводвигателя, может выражаться лишь в расщепленных группировках, в животном сознании. На этой стадии ядра, едва образовавшись, распадались из-за отсутствия возможности зацепиться за вышележащую опору, степень простоты которой превосходила их простоту" (С. 323).
Он заключает тем, что "начиная с крупинок мысли, составляющих настоящее и неразрушимые атомы его ткани, универсум, вполне определенный по своей равнодействующей, воздвигается над нашими головами в направлении, обратном исчезающей материи как универсум - собиратель и хранитель не механической энергии, как мы полагаем, с личностей (С. 324).
Просматривается вполне конкретная "прогрессорская" логика философа, верящего в возможности управления и организации природы и величие науки, разумное распределение ресурсов земного шара, воплощенных в географическом видении конкретных дисциплин - геоэкономике, геополитике, геодемографии, что обеспечивается за счет человеческой энергетики.
Он полагал в этой связи, что человечество располагает для этого огромными возможностями и достаточным временем для организации новой неизвестной величины "ноосферной мощности" (С. 342). "Громадными будут силы, высвобождающиеся в человечестве внутренним действием его сплочения" (С. 346).
Подъем к этой коллективной ступени мышления основывается на том, что жизнь является "универсальной функцией космического разряда". Рефлексия человека является "порогом" или признаком изменения состояния. И "чем больше человечество технически организует свое множество", тем больше параллельно возрастает психическая напряженность, осознание времени и пространства. вкус и способности к открытиям.
Через социализацию человека, специфическое действие которой состоит в сосредоточении на себе всего пучка мыслящих пленок и волокон Земли, предопределяет ход сама ось космического вихря интериазиции (С. 357). Так завершаются рассуждения великого француза в контексте раскрытия тайн ткани универсума.
"Если проследить как можно дальше по направлению к истокам, откуда тянутся волокна человеческого состава, то мы увидим, что последние из них сливаются с самой тканью универсума (С. 17).
      
Фото Виктории Кшевинской