Новелла О хвале праведным судьям

Алексей Горшков
Моё изложение новеллы «О хвале праведным судьям» из  сборника новелл «Римские деяния» (в оригинале  «Gesta Romanorum», также «Historiae moralisatae», 13 век, Автор неизвестен)


Валерий Максим* эту историю всем рассказал.
А чтобы он поведал, когда б о наших судьях услыхал?....

Когда-то, Консул Зелонгг такой Закон установил,
Который, за наказанье за распутство, так гласил::
«Любой, кто деву обесчестит, будет обречён,
На оба глаза быть ослеплён! Таков Закон!»
Случилось, что сын Консула, вдовы дочь, силой взял.
Консул, в ужас пришел, когда об этом он узнал,
Но он ведь клялся, Закон свой, свято соблюдать,
А потому распорядился, сына, по закону, наказать.
Советники, к нему толпою прибежали:
«Наш Консул! Не то чтоб, мы Закон не уважали,-
Но это — сын твой! Будущий правитель наш! Пойми!
Тебя мы умоляем - решение своё — останови!»
Консул ответил: «Постыдно, Законы нарушать!
А я, - Гарант Законов! Я должен Законы соблюдать!»
Тогда Советники сказали: «Господь рассудит нас!
Господь сказал: «Не трогай сына!» - Вот Господен Глас!»
Против такого АРГКМЕНТА, Зелонг не устоял,
И он, в ответ своим советникам, сказал:
«Отец за сына, всегда ответ должен держать!
А потому, приказ свой новый, должен я отдать:
Пусть правый глаз у сына будет удалён,
А левый — у меня. Закон, на этом, будет соблюдён!»
Всё так и сделали: по глазу, у сына и отца изъяли.

Вот так, две тыщи лет назад, Законы Соблюдали!


*Валерий Максим (лат. Valerius Maximus, l в. н.. э.) 
— римский писатель времени императора Тиберия, автор собрания исторических анекдотов