Крым-2017. Отрывки из путешествия. Монастырь Сурб-

Александр Товберг
***
Итак, мы решили посетить монастырь Сурб-Хач. Он находится в 6 км от Старого Крыма. Я сомневался, думал, что  друзьям не понравится, но оказался не прав.
Природа и храм удивительны! Но очень медленно ведутся восстановительные работы. В этот раз рабочие, громко переругиваясь, тоже чем-то строительным занимались. По моим наблюдениям, изменения к лучшему минимальны. Саня всё Святогорск вспоминал и сравнивал. Посетители, туристы постоянно небольшими группками подходят, подъезжают, осматривают храм, набирают воду в источниках, перекусывают в кафе. Я не устаю повторять, о том, что – что наши православные святогорские, что сурб-хачские армянские монахи – не дураки – знали, где селиться.
Мы побродили в помещениях святилища. Фоткать нельзя, но никто за этим не следит. Есть, правда, охранник, но он функционирует постольку-поскольку. Люди заходят непосредственно в храм, ставят свечи за здравие и за упокой, молятся. Наверное, умеют, не как мы, типа атеисты. Но в таком древнем храме действительно можно и причаститься к вечному, это не наши новострои, ненамоленные и сляпанные на скорую руку из современных материалов.
Впечатлила сюрреалистическая икона Христа. Действительно, страшно: из тьмы лица – глаза, в которых тоже тьма, поглощающая, затягивающая. И поэтому есть что-то потусторонне-дьявольское в этом Иисусе. Страшная икона. Одновременно и отталкивающая и притягивающая, будто стоишь на краю бездны. И прыгнуть хочется, и знаешь, что прыжок будет безвозвратным.
Заходили в прихрамовую лавку, где всякую церковную атрибутику продают. Спрашивал у продавца в чёрной рясе (не знаю – монах он или какой-то сан духовный имеет), – с виду крепкий такой, смуглый, с лысым черепом, на Муссолини похожий, – спрашивал насчёт этой иконы у него – оригинал ли? Нет, это копия 1800-какого-то года. Но обычно оригиналы не выглядят так впечатляюще. Или художник-копиист с сумасшедшиной был, и смог точно передать отталкивающую притягательность оригинала… Как только художника не втянуло в эту воронку неведомого!? Монах пояснил, что это – Христос мигающий. Я удивился: по-моему, наоборот, он смотрит в тебя, прямо в душу, именно не мигая, пробираясь в самые тёмные, потаённые закоулки. Понятно, каждый видит то, что соответствует его внутреннему содержанию. Кому-то – мигающий, кому-то – немигающий. Кому-то – подмигивающий или вовсе – с закрытыми глазами.
Я ещё перекинулся парой незначительных фраз с монахом, обернулся на выход, и тут снова застыл в удивлении. Очередной гиперсюрреализм: на стене – картина с реалистично изображённым истекающим кровью сердцем, на столе посреди большого церковного зала. Очевидно, художник старался выписать анатомически точно каждый сердечный сосуд и капилляр. И кровь, стекающая из раны посередине, кажется, выливается за пределы рамы картины. Я проникся, внутренне вздрогнул от таких страстей и вышел, уже ни о чём не расспрашивая. Сколько ещё тайн хранит этот древний храм – конечно, одному Богу известно.
Мы поднялись немного наверх, в лес, сырой, изумрудно-зелёный, светлый, хотя день был довольно пасмурный. Головокружительная дорога-овраг – словно кротовая нора. Особенно чётко это головокружение потом проступило на фото: широкая тропина и сплетающиеся над ней кроны деревьев образуют сплошную арку, практически смыкающуюся в круг, в тоннель, уводящий, наверное, выше и выше, в небо. И не каждый пройдёт этот путь от начала до конца, до вершины, с которой откроется благодать небесная.
В таких местах хочется жить, существовать, находясь в постоянной медитации. Писать на деревьях и камнях хорошие слова. Как вот на этом дереве кто-то искренне написал «Эдем». Я не против писания на стенах и заборах слов и фраз, но давайте это будут добрые слова и умные фразы! Вот ещё, на камне у источника маркером написано слово «мудрость». Таким образом обозначивший себя некий Вася, который обычно «здесь был», приобретает не варварски-эгоистическое звучание, а смысл общечеловеческий, глубоко символический.
Но с горних высот, как обычно, нужно спускаться на землю. Дождик постоянно пугал нас своим периодическим брызганьем, тем не менее, если сюда мы доехали на такси за 200 рэ (такси в Ст.Крыму – негласные), обратно всё же пошли пешком. Это км 5-6 по асфальтовой дороге. Дорога вниз легка, и ноги сами «крылышкуют» вперёд и вперёд. 
Уже в Ст.Крыму дождик таки нас догнал, мы переждали его под навесом магазинчика и пошли дальше. Я в этой, западной части города не бывал, открыл для себя кое-что новое. Тут тоже есть несколько источников – просто на улице, и – возле православной церквушки. Причём улица с двойным названием – и Калинина, и Октябрьская, с перемежающимися табличками на домах и разными номерами строений. Странная ситуация, в которой ориентируются только местные жители и – коровы, свободно бродящие по-над заборами и выедающие всё подряд. В том числе и цветники перед домами.
Довольные и усталые, вернулись с очередной экскурсии.

24 августа 2017