Глава 32 Программа

Кадышев Геннадий
Глава 32  ПРОГРАММА.
В центральном салоне управления космопланом собрались Боро, Яков и Румо. Они обсуждали предстоящие манёвры корабля. Пассивней участок трассы уже пройден, и по информации навигационного компьютера требовалось погасить скорость космоплана для того, чтобы мягко войти в планетную систему Сириуса. Оставалось порядка тридцати суток полёта с активным торможением, и космоплан выйдет на орбиту вокруг новой звезды близкую к орбите планеты Ялмез.
Движители включены на режим активного торможения. Приборы показывали, что космоплан движется с обратным ускорением порядка сто метров в секунду в квадрате, развернувшись своей кормовой частью навстречу цели полёта.
Сергей присоединился к работающим и на навигационной сфере наблюдал панораму звёздного неба. Внешне казалось ничто в ней не изменилось. Всё те же просторы Вселенной, усыпанные яркими звёздами, всё тот же млечный путь нашей галактики. Только группа необычайно ярких звёзд выделялась на пути корабля.
Яков объяснял: - Впереди высвечивает созвездие альфа-центавра, в центре его - наша цель - звезда Сириус. Сейчас он с каждым днём будет расти и скоро превратится в яркое светило на подобие Солнца. Вокруг Сириуса вращается множество планет, девять из которых заслуживают внимания. Они расположены на разных расстояниях от звезды и имеют самые разнообразные физические параметры. Как показало изучение планетной системы только одна из планет Сириуса обладает физико-химическими условиями близкими к земным. Это - планета Ялмез, куда мы летим и в ближайшее время опустимся на поверхность этой планеты.
Боро кратко изложил ближайшую программу работы: - Исследование других планет Сириуса не входит в задачи нашей экспедиции, поэтому мы не будем тратить время на их облёт и обследование.
Мы сразу перейдём на движение по орбите Ялмеза, приблизимся к этой планете и на время станем её спутником. Наша задача заново провести топографические съёмки планеты и составить глобальную карту её поверхности. Это необходимо прежде всего нам для того, чтобы выбрать место посадки и базирования космоплана, а также точно ориентироваться в дислокации континентов, морей и океанов, в рельефе местности.
Кроме того, необходимо составить детальные карты всей суши, и островов с точной привязкой к координатной сетке планеты.
Глобальную карту Ялмеза со всеми подробностями мы направим на Землю. После обследования планеты из космоса предстоит выбрать место посадки для космоплана, детально изучить его и приялмиться. В дальнейшем мы будем передвигаться по планете в основном в гравитационных аппаратах.
Наша первоочередная задача на Ялмезе состоит в том, чтобы найти следы первой астрокосмической экспедиции, выяснить её судьбу и, если кто-либо из астронавтов ещё жив, найти их и оказать необходимую помощь.
Если станет возможным воспользоваться знаниями и опытом первой экспедиции в изучении цивилизации ялмян, это значительно облегчит нашу дальнейшую работу. В противном случае нам придётся всё начинать сначала, руководствуясь только той информацией, которая получена по каналам космовидения. Несомненно, первая экспедиция располагает более обширной и подробной информацией о планете и её жителях.
Сергей высказал своё мнение: - Многократное изучение последнего послания с Ялмеза убедило меня в том, что первая экспедиция погибла. Ялмяне, по-видимому, испугавшись наших астронавтов, в упор расстреляли космоплан вместе с людьми.
Я предлагаю ещё раз просмотреть фрагменты последнего послания.
Все согласились с предложением Сергея и прошли в салон синема, по пути к ним присоединился Торо. Здесь Боро включил видеозапись последнего послания экспедиции.
Перед астронавтами вновь развернулась и повторялась картина контакта с цивилизацией. Всё в ней протекало мирно и гладко, и не предвещало угрозу для астронавтов. Вот, прибыла представительная делегация ялмян. Они вели себя мирно и дружелюбно.
Охотно согласились войти внутрь корабля, с интересом осматривали его и слушали объяснения пилотов. В окружении космоплана был наведен образцовый порядок. Все любопытные выстроены в колонны, отведены от космоплана на почтительное расстояние и наблюдали за происходящим издали. Но вот! То тут, то там, в пределах прямой видимости стали появляться большие неуклюжие машины с длинными стволами.
Сергей обратил внимание присутствующих: - Эти машины - несомненно артиллерийские орудия большого калибра. Смотрите, они окружили космоплан со всех сторон и орудийные стволы направляют на него. Задержите пожалуйста эти кадры, мы изучим их внимательно. Итак, корабль окружили двенадцать самоходных орудий калибром порядка трёхсот миллиметров. Находятся они в пределах прямой видимости на расстоянии до одного километра от космоплана и взяли его на прицел. Как Вы думаете, какие разрушения может произвести один залп этих орудий? Промахнуться в таких условиях не возможно. Если снаряды начинены порохом или любым из известных взрывчатых веществ, то один залп может полностью уничтожить корабль. Из всех посланий видно, что ялмяне владеют взрывчатыми веществами, имеют огнестрельное оружие, в том числе и артиллерию. Они не раз обстреливали гравитоны нашей экспедиции.
- Пожалуйста, следующие кадры, - попросил Сергей и продолжал комментировать их. - Как видите, астронавты заметили изменение окружающей обстановки и проявили беспокойство по поводу появления орудий. Они показывают на них членам делегации ялмян, опрашивают, что означает появление этих орудий. Ялмяне ведут себя спокойно, с достоинством и объясняют, что это обычные меры безопасности и наведения порядка. Объяснение успокаивает астронавтов. Они, по-видимому, поверили делегации и не предполагают, что орудия выстрелят в космоплан, тем более, что вместе с ними находится делегация ялмян. Наблюдение за окружением продолжают автоматы, а астронавты ведут переговоры с делегацией, объясняют ялмянам своё земное происхождение, путь, проделанный экспедицией, свои задачи. Ялмяне продолжают внимательно слушать, спокойно воспринимают объяснения.
Тем временем автоматы передают наружную информацию. Орудия установлены, наведены и вот... последний кадр, - видны вспышки орудийных стволов. На этом информация прервана.
Несомненно, что космоплан неожиданно был обстрелян залпом орудий. Сколько залпов произвели орудия не известно, но можно представить себе их результат. Скорее всего корабль вместе с астронавтами и делегацией ялмян был уничтожен. Вряд ли кто-то остался живым в этом огненном смерче.
Вызывает размышления, на первый взгляд, нелогичное поведение ялмян. Во-первых, не было никаких видимых причин для беспокойства. Астронавты вели себя мирно, дружелюбно, не причиняли вреда и ничем не угрожали. Во-вторых, вместе с астронавтами в корабле находилась представительная делегация ялмян, которая несомненно была направлена с ведома властей и вела ознакомительные переговоры с астронавтами. Никаких сигналов об опасности делегация не подавала и, по-видимому, не ожидала трагического исхода. И всё-таки можно признать фактом совершенно неожиданный расстрел и уничтожение экспедиции. Вот эта загадка в логике поведения ялмян представляет опасность, и мы должны понять её.
- Что может означать уничтожение нашей экспедиции? - Боро ставил вопрос на разрешение присутствующих. - Чем вызвана столь неожиданная и необъяснённая пока реакция ялмян? В этом обязательно содержится какая-то логика, которую мы не можем понять. Нелогичных событий не бывает, есть только события непонятые.
Торо предложил: - Будем анализировать ситуацию строго исходя из общих свойств и законов развития живой Природы. Полагаю, что при таком подходе мы сможем правильно оценить и понять происшедшее. Известно общее свойство живых организмов отторгать чужеродные элементы. Этот закон универсален, он действует на всех уровнях живой организации: в микробах, в живой клетке, во всех высокоорганизованных животных, в том числе и в человеке. Он обусловлен инстинктом самосохранения и без этого свойства никакой организм или структура не могут существовать и самостоятельно развиваться. Человеческая цивилизация также функционирует как единое целое и поэтому в ней проявляется этот закон. Проследим механизм действия иммунитета.
Когда в организм вторгается инородное тело, его отторгает не любая клетка этого организма. Она не наделена такими функциями, и некоторое время может мирно сосуществовать с инородным телом. Однако, клетка сигнализирует организму о наличии инородного тела. Организм начинает вырабатывать специальные антитела и направлять их к вторгнувшемуся объекту. Эти антитела обволакивают пришельца своим действием, убивают его, разлагают и выводят из организма.
Судя по информации первой экспедиции вокруг неё происходит то же самое. Для местной цивилизации наша экспедиция представляет собой инородное тело. Она сравнительно легко вступает в контакт и общается с отдельными группами ялмян, которые не наделены функциями отторжения чужеродного тела. На этом уровне не происходит никаких опасных явлений, если не считать временного личного испуга контактируемых. Однако, они сигнализируют об инородном теле всему организму цивилизации. В дело вступает уже другой уровень организации, который наделён функциями отторжения. Он направляет в месту контакта силы с задачей уничтожения вторгнувшегося агента, которые подобно антителам в организме человека вступают в борьбу и делают своё дело. Оценивая ситуацию с этих позиций, становится ясной логика событий. Разумеется, в этой цивилизации имеются свои общественные механизмы, которые мы пока не знаем, но логика их действий предопределена законами иммунитета.
Все согласились с оценками Торо, так как они приближали к пониманию наблюдаемых событий.
Боро резюмировал: - Во всяком случае, мы должны учитывать возможности подобного поведения ялмян и пока не вскроем механизмы их общественной организации, будем проявлять большую осторожность в общении и одновременно искать правильные пути установления контактов с цивилизацией. Как мы могли убедиться, это - далеко не простая задача, преодолеть иммунитет общества.
Боро включил цветомузыкальное представление и после обсуждения сложного вопроса все о удовольствием впитывали и наслаждались гармонией цвета и звука.
Сергей всегда с большим удовлетворением воспринимал цветомузыку и вспоминал обычную музыку не иначе как звуковой примитивизм прошлого.